российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело № 5-
108
/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11
марта
2014 г.
Судья Центрального районного суда <адрес> Зинина И.В.
при участии:
секретаря судебного заседания
ФИО1,
прокурора
ФИО2
лица, привлекаемого к административной ответственности
ФИО3
защитника
ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО5 года рождения, уроженца ст., проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, улица В., являющегося председателем ТСЖ «Высоцкого, 27»,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным полиции ОУУПиПДН Отдела полиции № «Центральный» УМВД России по городу Новосибирску в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в период с 13.00 до 14.00 часов, являясь зарегистрированным кандидатом в мэры <адрес> ФИО3 в нарушение части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организовал и провел несогласованное публичное мероприятие в форме митинга на площади имени Ленина у памятника В.И. Ленину со стороны выхода из метро «Площадь имени В.И. Ленина» со стороны <адрес> о проведение публичного мероприятия ФИО3 не подавалось. В митинге приняло участие 250 человек. Во время проведения мероприятия ФИО3 использовалась звукозаписывающая аппаратура, предоставлялось слова кандидату в мэры <адрес> ФИО6, и активному члену общественной организации «Пенсионеры за достойную жизнь» ФИО7, которые приняли активное участие в проведении митинга. Своими действиями ФИО3 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выразил согласие на привлечение зарегистрированного кандидата в мэры <адрес> ФИО3 к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Направлено сообщение в городскую муниципальную избирательную комиссию <адрес> для сведения.
В судебное заседание ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признал, и указал, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась встреча с избирателями, что не нарушает норм действующего законодательства. При этом ни соответствующие правоохранительные органы, ни избирательная комиссия, ни мэрия <адрес> о проведении публичного мероприятия в известность не ставились.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункты "в", "м"), 72 (пункты "б", "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что порядок реализации гражданами и их объединениями права на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и ответственность за его нарушение устанавливаются федеральным законодателем.
Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", определяя порядок организации публичного мероприятия, каковым признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривает ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
В свою очередь митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
ФИО3 является зарегистрированным кандидатом в мэры <адрес>.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Частью 2 указанной статьи установлены формы предвыборной агитации
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (часть 4 статьи 48 указанного закона).
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Аналогичные положения предусмотрены <адрес> о выборах глав муниципальных образований <адрес>.
Статьей 49 указанного закона предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Встреча с избирателями является формой предвыборной агитации, и соответственно при ее проведении должны быть соблюдены требования действующего законодательства.
Любое публичное мероприятие проводится при участии определенного количества граждан.
Соответственно, исходя из доводов ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, встреча с избирателями проводилась в форме собрания.
Однако, оценив представленные доказательства, судья не может согласиться с доводами ФИО3 и его защитника.
Отличительным признаком собрания является его цель обсуждение каких-либо общественно значимых вопросов. Это означает, что собрание проводится стационарно в специально отведенном или оборудованном месте и не предполагает движение.
Митинг имеет ряд общих признаков с собранием. Это стационарное (без движения) его проведение в специально отведенном или приспособленном для этого месте. Но митинг имеет и ряд признаков, отличающих его от собрания. Прежде всего - это массовость.
Если участниками собрания могут быть разные люди, но так или иначе круг их определен и в известной мере ограничен каким-то коллективом единомышленников, объединенных общей задачей, то митинг - это более массовое, а следовательно, более свободное сообщество людей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
К организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 указанного закона).
В соответствии с частью 4 статьи 5 указанного закона организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 указанной статьи).
Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ инициативной группой в лице ФИО8, ФИО7, ФИО9, ФИО10 было подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга на площади Ленина с использованием звукоусиливающих технических средств. Цель митинга - потребовать от губернатора <адрес> закрепление права без лимитного проезда льготников <адрес> на общественном пассажирском транспорте, выражение гражданской позиции против точечной застройки и за сохранение зеленых зон, выражение гражданской позиции по поводу необоснованного повышения тарифов на услуги ЖКХ, сбор подписей для отмены социальной нормы по электроэнергии и за изменение Федерального закона № 271-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ мэрией <адрес> было предложено изменить место проведения публичного мероприятия.
Однако, совокупность представленных доказательств, в том числе произведенная ДД.ММ.ГГГГ видеозапись, приводит судью к выводу, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ на площади Ленина у памятника В.И. Ленину было проведено публичное мероприятие в форме митинга.
При этом уведомление об организации и проведение публичного мероприятия в форме митинга ФИО3 не подавалось.
На данной территории инициативной группой, было запланировано проведение митинга с определенными целями, и то обстоятельство, что уже при определенном массовом нахождении граждан у памятника В.И. Ленину, ФИО3 было сообщено о проведении встречи с избирателями, само по себе не свидетельствует о намерении ФИО3 провести заявляемое публичное мероприятие в виде встречи с избирателями.
При этом массовость данного мероприятия, его публичность, избранное для проведения место, выражение общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в том числе в сфере тарифов по услугам ЖКХ, права без лимитного проезда, точечной застройки и иных проблем общественно политического характера, использование звукоусиливающей аппаратуры, флагов, плакатов, предоставление возможности выступления иным лицам по обсуждаемым вопросам, свидетельствует о проведении публичного мероприятия в форме митинга.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Из этого же исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний и не является несовместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование.
Одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания, которая и была достигнута в ходе публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, количество участников было примерно 250 человек, при этом была проведена предварительная агитация, путем уведомления общественности о проведении публичного мероприятия именно ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из показаний свидетеля ФИО7
Учитывает судья и то обстоятельство, что утверждая о проведении встречи с избирателями, ФИО3 не представил доказательств, когда и каким способом общественность ставилась в известность о проведении на указанной территории встречи с кандидатом в мэры ФИО3, не была представлена суду и программа кандидата.
Кроме того, допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 осветил вопросы, которые поднимались в ходе публичного мероприятия, и при этом указал на проведение публичного мероприятия в форме митинга. Также указал, что общественность была информирована именно о проведении митинга, а не о встрече с избирателями. Пояснил, что мэрия <адрес> не согласовала место проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ, в котором намеревался участвовать ФИО3 С предложением мэрии об изменении места проведения публичного мероприятия никто не согласился, и в результате у памятника Ленину была проведена встреча с избирателями. У них имелись плакаты «Городецкого под суд». Все обсуждаемые проблемы были адресованы органам власти.
Из представленной видеозаписи усматривается, что о следующей дате проведения публичного мероприятии в виде митинга ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ставит в известность участников публичного мероприятии непосредственно во время его проведения, что соответствует показаниям ФИО7 в судебном заседании.
Анализ видеозаписи и показаний свидетеля ФИО7 приводит суд к выводу о том, что как таковая встреча с избирателями в рамках предвыборной агитации ФИО3 не проводилась, публичное мероприятие, обсуждаемые общественно-политическое вопросы, высказываемые участниками мнения общественно-политического характера, имели иную направленность.
В нарушение требований действующего законодательства, ФИО3 уведомление о проведение ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятии в форме митинга в мэрию не подавалось, место проведения публичного мероприятия не согласовывалось, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО3 полностью нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в то числе его вина подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении, рапортом инспектора ОИАЗ УМВД России п о городу Новосибирску ФИО11, докладной запиской на имя начальника УМВД Росси по городу Новосибирску, показаниями свидетеля ФИО7, просмотренной в судебном заседании видеозаписью.
Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО3 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений, в том числе путем прекращения публичного мероприятия.
Несогласие ФИО3 с обвинением в совершении административного правонарушения не опровергает доказательств его вины в совершении данного административного правонарушения.
Доводы ФИО3 судья не принимает, и расценивает как способ избежать административной ответственности.
Устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, количество участников, данные о личности ФИО3, который ранее при привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, его семейное положение, наличие несовершеннолетних детей, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным с учетом положений Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4/П/2013, размер административного штрафа, снизить ниже низшего предела, установленногоза совершение административного правонарушения и привлечь ФИО3 к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать ФИО5 виновнымвсовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Получатель штрафа УФК по НСО (ГУ МВД России по <адрес>), Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по НСО <адрес>, БИК 045004001, ИНН <***>, КПП 540601001, расчетный счет <***>, КБК 18811690050056000140, ОКТМО 50701000.
Разъяснить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Новосибирский областной суд.
Постановление в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Зинина