ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-108/2016 от 15.03.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело №5-108/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Воркута Республики Коми 15 марта 2016 года

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Воркутинского городского суда РК по адресу: <...> (каб.41), дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ», юридический адрес: Республика Коми г.Воркута, пгт.Северный, привлекаемого к административной ответственности по статье 9.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

А именно: в ходе проведения в период с 25.01.2016 по 12.02.2016 документарной проверки в отношении ООО «Воркутинские ТЭЦ», эксплуатирующего следующие опасные производственные объекты:

- Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-1, рег.№ А25-01988-0001, III класс опасно­сти, расположенный по адресу: <...>;

- Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-1, peг. № А25-01988-0003, III класс опасности, расположенный по адресу: <...>;

- Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-2, рег.№ А25-01988-0004, III класс опасно­сти, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, шт. Северный, ТЭЦ-2;

- Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-2, peг. № А25-01988-0006, III класс опасности, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ТЭЦ-2;

- Участок транспортирования опасных веществ ТЭЦ-2, peг. № А25-01988-0012, III класс опасности, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ТЭЦ-2;

- Центральная водогрейная котельная, peг. № А25-01988-0009, III класс опасности, располо­женный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, от ул. Автозаводская 1 км по объездной дороге в направлении п. Северный;

- Площадка хранения мазутного топлива (ЦВК), peг. № А25-01988-0010, III класс опасности, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, от ул. Автозаводская 1 км по объ­ездной дороге в направлении п. Северный;

- Площадка хранения мазутного топлива (ТЭЦ-2), рег.№ А25-01988-0014, III класс опасно­сти, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ТЭЦ-2;

- Участок подготовки воды, per. № А25-01988-0015, III класс опасности, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, от ул. Автозаводская 1 км по объездной дороге в направлении п. Северный;

- Участок транспортирования опасных веществ ЦВК, per. № А25-01988-0008, III класс опасности, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, от ул. Автозаводе] км по объездной дороге в направлении п. Северный;

проверены сведения об отсутствии у ООО «Воркутинские ТЭЦ» договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасных производственных объектов ООО «Воркутинские ТЭЦ». В результате установлено, что в договоре от 01.01.2016 № 117-2/16 между ООО «Воркутинские ТЭЦ» и АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций не указаны ни время, ни способ прибытия аварийно-спасательного формирования к месту локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «Воркутинские ТЭЦ», а также не указаны действия аварийно-спасательного формирования в случае возгорания или пожара. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «Воркутинские ТЭЦ», утвержденные 30.04.2015, где расписаны возможные сценарии возникновения и развития аварий на опасных производственных объектах, время прибытия к месту аварии аварийно-спасательного формирования, согласованы с АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», однако Планы не согласованы с профессиональными аварийно-спасательными формированиями по локализации и ликвидации последствий аварий, в случае возникновения аварии на опасных производственных объектах в виде возгорания, пожара. В Планах указано, что для проведения аварийно-спасательных работ, привлекаются силы и средства пожарной охраны, определено подразделение пожарной охраны, место дислокации, время прибытия к месту аварии, а именно:

- Воркутинская ТЭЦ-2- подразделение пожарной охраны ПЧ-102 по адресу <...>;

- Центральная водогрейная котельная (ЦВК) - подразделение пожарной охраны ПЧ-101 по адресу: <...>;

- Воркутинская ТЭЦ-1 - подразделение пожарной охраны ПЧ-31, расположенной по адресу: <...>.

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «Воркутинские ТЭЦ», утвержденные 30.04.2015 техническим директором-главным инженером ООО «Воркутинские ТЭЦ» ФИО1, подразумевают, что для проведения аварийно-спасательных работ, привлекаются силы и средства пожарной охраны ПЧ-102, ПЧ-101, ПЧ-31 г. Воркуты, однако договоры на обслуживание опасных производственных объектов ООО «Воркутинские ТЭЦ» с данными аварийно-спасательными службами не заключены, Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «Bopкутинские ТЭЦ» не согласованы.

При составлении протоколов об административном правонарушении представитель ООО «Воркутинские ТЭЦ» присутствовал.

Представитель ООО «Воркутинские ТЭЦ» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с правонарушением не согласился. Полагает, что в договоре на обслуживание № 117-2/16 не требуется указание времени прибытия, расчет сил и средств, поскольку эти данные определяются не договором, а нормативно-правовым актом «Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ. Разработанные Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах согласованы с руководством ОАО «ЦАСЭО». В свою очередь подразделения ФПС МЧС осуществляют деятельность в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности, приказом МЧС РФ № 240, в силу которых заключение договора и согласование планов с данными подразделениями не требуется. Полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, и производство по делу должно быть прекращено.

Старший государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора ФИО3 позицию, изложенную в протоколе об административном правонарушении поддержал. Пояснил, что договор с соответствующим подразделением противопожарной службы должен быть заключен в обязательном порядке, в силу указания ч.1 ст.10 Федерального закона о промышленной безопасности.

Из содержания части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что обязанность соблюдения предусмотренных требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта возлагается на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

Перечень производственных объектов, относимых к категории опасных, определен приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-01988 от 26.08.2013 и приложениям к нему организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты: Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-1, Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-1, Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-2, Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-2, Участок транспортирования опасных веществ ТЭЦ-2, Центральная водогрейная котельная, Площадка хранения мазутного топлива (ЦВК), Площадка хранения мазутного топлива (ТЭЦ-2), Участок подготовки воды, Участок транспортирования опасных веществ ЦВК, является Общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ».

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

- деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Нормы и правила промышленной безопасности устанавливаются и утверждаются соответствующими приказами Ростехнадзора, иными нормативными актами, как общего назначения, так и по отраслям промышленности.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации, ч.2 ст.10 Закона о промышленной безопасности.

Договор между ООО «Воркутинские ТЭЦ» и АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» № 117-2/16 заключен 01.01.2016. Предметом договора является оказание исполнителем АО «ЦАСЭО» услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов ООО «Воркутинские ТЭЦ».

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Пункт 9 Положения предусматривает согласование Планов мероприятий руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

При этом, согласно п.10 Положения, план мероприятий предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организацию взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Таким образом, перечень мероприятий в случае возникновения аварийных ситуаций должен быть предусмотрен в соответствующем Плане, однако подобных к требований к договорам оказания услуг законодательство не содержит. В связи с чем, указание в качестве нарушения отсутствие в договоре времени, способа прибытия аварийно-спасательного формирования к месту локализации и ликвидации последствий аварии, действий аварийно-спасательного формирования в случае возгорания или пожара суд полагает необоснованно вмененным.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", под аварийно-спасательным формированием понимается самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона об аварийно-спасательных службах.

В Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах ООО «Воркутинские ТЭЦ» аварии, связанные с пожаротушением возможны. Однако из договора № 117-2/16 с АО «ЦАСЭО» и приложений к нему следует, что комплекс мероприятий по ликвидации возгораний или пожаротушению предметом договора не является. В Плане осуществление пожарной безопасности и тушение пожаров возлагается на подразделения пожарной охраны.

Абзац 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ никоим образом не обусловливает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по заключению договора с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, не ставит в зависимость от наличия (отсутствия) плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, категории опасности производственного объекта или вида возможной аварии.

Исходя из требований ст.10 Федерального закона о промышленной безопасности заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями является обязательным, а в дальнейшем согласование Планов мероприятий руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов. Учитывая, что АО «ЦАСЭО» осуществляет не полный комплекс аварийно-спасательных мероприятий, суд приходит к выводу о том, что заключение договора с соответствующим формированием или службой в области ликвидации возгораний и пожаров обязательно.

Выявленные нарушения в части отсутствия договора и согласования плана мероприятий подтверждаются Актом проверки № О3-Е/2016 от 12.02.2016, Предписанием № О3-Е/2016 от 12.02.2016 и изложены в Протоколе об административном правонарушении № 45 от 17.02.2016 старшим государственным инспектором Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения ООО «Воркутинские ТЭЦ требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности на опасных производственных объектах Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-1, Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-1, Площадка главного корпуса Воркутинской ТЭЦ-2, Площадка подсобного хозяйства Воркутинской ТЭЦ-2, Участок транспортирования опасных веществ ТЭЦ-2, Центральная водогрейная котельная, Площадка хранения мазутного топлива (ЦВК), Площадка хранения мазутного топлива (ТЭЦ-2), Участок подготовки воды, Участок транспортирования опасных веществ ЦВК.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению юридическим лицом соответствующих требований промышленной безопасности, сведений об устранении перечисленных нарушений, суду не представлено.

Таким образом, ООО «Воркутинские ТЭЦ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые суд находит допустимыми, достоверными и достаточными, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом всех обстоятельств дела, суд полагает необходимым применить к виновному лицу наказание в виде административного штрафа, поскольку наказание в виде административного штрафа наиболее обеспечивающее в данном случае цели административного наказания. Смягчающие обстоятельства по делу отсутствуют. Однако в качестве отягчающего суд учитывает, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Кроме того, суд принимает во внимание при определении размера штрафа тот факт, что указание в качестве нарушения отсутствие в договоре времени, способа прибытия аварийно-спасательного формирования к месту локализации и ликвидации последствий аварии, действий аварийно-спасательного формирования в случае возгорания или пожара не обосновано и подлежит исключению из объема объективной стороны правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал в своих постановлениях от 14.02.2013 № 4-П, от 25.02.2014 № 4-П, от 08.04.2014 № 10-П Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование оснований, условий и сроков юридической, в частности административной, ответственности, обязан исходить из того, что она, в отличие от других предусмотренных законодательством административно-принудительных мер, может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Необходимым основанием для всех видов ответственности является наличие состава правонарушения, а его признаки, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства и верховенства закона, включая требование справедливости.

Применение одинаковых мер ответственности за различные по степени общественной опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно наказуемого деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям добра и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации административной ответственности (постановления от 25.01.2001 № 1-П, от 17.07.2002 № 13-П, от 19.03.2003 № 3-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 18.05.2012 № 12-П и др.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьей 7.3. 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «Волмет», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «Геотехника П» и «Ранг» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики» детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административного наказания, обязан заботиться о том, чтобы его применение не повлекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает минимальный размер штрафа для юридических лиц в сумме 200 тысяч рублей.

Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, назначенное ООО «Воркутинские ТЭЦ» по настоящему делу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, составляющем 200 тыс. руб., является чрезмерно суровым.

С учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеприведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации административный штраф, назначаемый Обществу, следует определить в сумме 100 000,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 9.1 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (ИНН ... юридический адрес: ..., пгт.Северный) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей (сто тысяч рублей).

Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по РК (Печорское Управление Ростехнадзора) Отделение НБ РК г.Сыктывкар, ИНН ..., КПП ..., Счёт получателя ... БИК ..., КБК ....

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.

Судья Солодилова Е.Ю.