Дело № 5-1091/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Калининград 04 июля 2018 года
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Дорошенко О.Л.,
при секретаре Луговой А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР» (далее - ООО «ВЕКТОР», Общество), дата государственной регистрации юридического лица - 25.10.2005, ИНН <***>, КПП 390701001, ОГРН <***>, ОКПО 78636242, юридический адрес: 236011, <...>, литер Е, каб. 3-А, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.16.2 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
03.02.2017 декларантом ООО «ВЕКТОР», в лице генерального 11.02.2017 декларантом ООО «ВЕКТОР», в лице генерального директора ФИО1, на Московском таможенном посту Калининградской областной таможни (<...>; далее - Московский т/п) с применением системы электронного декларирования зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) №10012040/110217/0003080 для помещения под таможенную процедуру ИМ 78 «свободная таможенная зона» иностранных товаров нескольких наименований, в том числе:
-товара № 2 «апельсины свежие - 14277 кг, изготовитель: сельхозпредприятия Египта, товарный знак AUGMA, код ТН ВЭД ЕАЭС 0805102000, таможенная стоимость - 58315,68 руб., страна происхождения- Египет;
-товара № 3 «мандарины свежие - 2356 кг, изготовитель: сельхозпредприятия Марокко, товарный знак AUGMA, код ТН ВЭД ЕАЭС 0805210000, таможенная стоимость - 133240,52 руб., страна происхождения- Марокко.
Товары ввезены в адрес ООО «ВЕКТОР» из Литвы в соответствии с внешнеторговым контрактом № 230Е от 25.01.2015, заключенным с фирмой «AUGMA» (Литва), являющейся отправителем этих товаров.
11.02.2017 товары по ДТ №10012040/110217/0003080 выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Декларируемый товар является объектом технического регулирования, подлежащим подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза: TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 880 от 09.12.2011 (далее - TP ТС 021/2011), TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 881 от 09.12.2011 (далее - TP ТС 022/2011).
В соответствии со статьями 99, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений, в части соблюдения запретов и ограничений, установлено следующее.
В графе 44 ДТ «Дополнительная информация, представленные документы» по товарам №№2,3 под кодом «01191» заявлены сведения о разрешительном документе, подтверждающем соблюдение мер технического регулирования: о декларации о соответствии № ТС N RU Д-LТ.АВ66.В.06811 сроком действия с 18.02.2016 по 17.02.2017, которая приобщена к пакету документов в электронном виде.
В графе «заявитель» данной декларации о соответствии указано - ООО «ВЕКТОР» (уполномоченное изготовителем лицо); в графе изготовитель (производитель) - «AUGMA» (Литва).
В соответствии с п. 2 Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года; далее - Договор) «уполномоченное изготовителем лицо» - зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.
Организация «AUGMA» (Литва) не является изготовителем декларируемой продукции, производителем которой, как отмечено выше, являются сельхозпредприятия Египта и Марокко, наименования которых в ДТ и декларации о соответствии не указаны.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления» в данном случае декларанту необходимо было зарегистрировать декларации о соответствия на каждого конкретного производителя. При этом ООО «ВЕКТОР» должно было иметь договор непосредственно с каждым иностранным изготовителем продукции на осуществление действий от имени этого изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям соответствующих Технических регламентов
Договоры, в соответствии с которыми ООО «ВЕКТОР» является уполномоченным изготовителем лицом (Египет, Марокко), Обществом в таможенный орган не представлены. Из поступившего в Калининградскую областную таможню письма Управления Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) по Северо-Западному федеральному округу № СЗФО исх/802 от 08.06.2017 (далее - письмо ФСА по СЗФО) следует, что декларация о соответствии № ТС N RU Д-ЬТ.АВ66.В.06811 от 18.02.2016 оформлена в нарушение требований действующего законодательства, в том числе Правил оформления декларации о соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012г. № 293 (далее - Правила): в нарушение пп. «в» п. 4 Правил не указаны сведения об изготовителях продукции, вместо этого указаны сведения о поставщике, что не предусмотрено Правилами; декларация о соответствии принята в отношении нескольких различных товаров, происходящих из нескольких различных стран, таким образом, данные товары не могут охватываться одной декларацией о соответствии - необходимо подтверждать соответствие продукции, выпускаемой каждым производителем отдельно; в нарушение требований пп. «и» п. 4 Правил, с учетом требований п. 1 Рекомендаций по заполнению формы декларации о соответствия требованиям технических регламентов, утвержденных Приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006г. № 54 в декларации о соответствии указан код изготовителя «ЬТ» - Литва, что не соответствует сведениям о стране происхождения товаров, указанным в декларации. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 1 Правил и ч. 1 ст. 22 Технического регламента TP ТС 021/2011 заявителем в отношении продукции, произведенной иностранным изготовителем, должно выступать исключительно лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям Технического регламента TP ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов. В нарушение п. 1 Правил и ч. 1 ст. 22 Технического регламента TP ТС 021/2011 заявителем в декларации о соответствии выступает ООО «ВЕКТОР», приобретшее продукцию различных иностранных изготовителей через фирму-посредника («AUGMA») и не имеющее договоров непосредственно с иностранными изготовителями продукции. Таким образом, декларация о соответствии принята ненадлежащим лицом.
В ответ на запрос таможенного органа о предоставлении надлежащего разрешительного документа, подтверждающего соблюдение ограничений в отношении товаров №2,3, задекларированных по ДТ №10012040/110217/0003080, таких документов Обществом не представлено.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение). Положением предусмотрен порядок ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний без представления сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров.
Какая-либо информация либо документы, свидетельствующие о ввозе образцов продукции для целей сертификации в соответствии Положением, ООО «ВЕКТОР» в таможенный орган не представлены. Следовательно, ООО «ВЕКТОР» не соблюден порядок Положения.
Отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации в соответствии с Положением, а также непредставление декларантом актов отбора проб и образцов, протоколов испытаний, договоров, согласно которым ООО «ВЕКТОР» уполномоченное изготовителем лицо, свидетельствует о том, что названная выше декларация о соответствии принята на основании недействительного протокола испытаний.
Анализ сведений, содержащихся на сайте Росаккредитации, выявил отсутствие у ООО «ВЕКТОР» иного разрешительного документа, подтверждающего соответствие указанной выше продукции требованиям Технических регламентов TP ТС 021/2011 и TP ТС 022/2011.
С учетом изложенного, в действиях ООО «ВЕКТОР» усматривалось событие административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
22.03.2018 по данному факту должностным лицом отдела торговых ограничений и экспортного контроля (ОТО и ЭК) Калининградской областной таможни в отношении ООО «ВЕКТОР» вынесено определение о возбуждении дела об АП № 10012000-818/2018 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
20 апреля 2018 года в отношении ООО Вектор составлен проткол по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ – заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Определением и.о. заместителя начальника Калининградской областной таможни от 29 мая 2018 года, материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Защитник ООО «ВЕКТОР» в судебное заседание не явился. Общество надлежащим образом уведомлено и дне и времени рассмотрения дела. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Исследовав письменные материалы дела суд находит вину ООО «ВЕКТОР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ доказанной.
Пунктом 2 ст. 150 ТК ТС определено, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 150 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
На основании ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
В соответствии с п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25.12.2012, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;
б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620 «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319»; в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Товары № 2,3 задекларированные по ДТ №10012040/110217/0003080, являются объектом Технических регламентов TP ТС 021/2011 и TP ТС 022/2011.
Согласно п. 1 ст. 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС).
На основании п. 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Перечень основных сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, определен п. 2 ст. 181 ТК ТС, в том числе: сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, к которым, в том числе, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно п.п. 8, 11 п. 2 ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие основные сведения: сведения о соблюдении запретов и ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС.
В соответствие с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»:
- в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ. Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с Классификатором видов документов, используемых при таможенном декларировании. Согласно классификатору видов документов коду «01191» соответствует «сертификат соответствия, декларация о соответствии».
На основании п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Факт разрешения таможней выпуска товара не может служить основанием для легализации ошибок и нарушений, выявленных после таможенного оформления, данная позиция указана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № 12133/03.
Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.
Декларация о соответствии№ ТС N RU Д-LТ.АВ66.В.06811 сроком действия с 18.02.2016 по 17.02.2017, не подтверждает безопасность товара, не применима при его таможенном декларировании, не подтверждает соблюдение мер технического регулирования, принята на основании недействительного протокола испытаний, зарегистрирована заявителем ООО «ВЕКТОР» в нарушение требований действующего законодательства. Соответственно, в смысле примечания 2 к ст. 16.1 КоАП России, декларация о соответствии RU Д-LТ.АВ66.В.06811 является недействительным документом.
С учетом изложенного, при таможенном декларировании по ДТ №10012040/110217/0003080 товара № 2,3 ООО «ВЕКТОР» представило недействительный разрешительный документ, который послужил основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии ограничений. За совершение данного правонарушения ч. 3 ст. 16.2 КоАП России предусмотрена административная ответственность.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП России).
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На основании ст. 1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, не установлено. Общество имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, в том числе: до совершения таможенных операций обратиться в таможенный орган для получения бесплатной консультации по вопросу представления при таможенном декларировании товара имеющейся декларации о соответствии; получить в соответствии с установленным порядком и предоставить для таможенного декларирования товара по№ ДТ №10012040/110217/0003080 надлежащий разрешительный документ, подтверждающий соблюдение мер технического регулирования, чего сделано не было. Следовательно, ООО «ВЕКТОР» не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности и не принято всех достаточных и зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, что привело к совершению правонарушения по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, не установлено.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются :
-протоколом об АП от 20.04.2018; ДТ № № ДТ №10012040/110217/0003080
- внешнеторговым контрактом № 230Е от 25.01.2011;
-декларацией о соответствии № ТС N RU Д-LТ.АВ66.В.06811 сроком действия с 18.02.2016 по 17.02.2017;
- письмами ФСА по СЗФО №№: СЗФО/574/ВГ от 15.03.2018, СЗФО/700/ВГ от 29.03.2017, а также другими материалами дела об АП.