Дело № 5-1091/2020
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре Бороевой А.А., с участием начальника отдела культурного наследия Управления Минкультуры по ДФО ФИО1, руководителя Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края ФИО2, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края, ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу составлен протокол об АП №-п/п в отношении Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 23.1 КоАП дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП передано органом на рассмотрение судье.
В судебном заседании начальник отдела культурного наследия Управления Минкультуры по ДФО ФИО1 полагала факт совершения правонарушения и вину Государственной службы в его совершении доказанными, подтвержденными материалами дела. Считает, что вина Службы выразилась в бездействии, а именно ненадлежащем контроле за состоянием объектов культурного наследия, исполнении собственниками требований актов реагирования.
В судебном заседании руководитель Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края ФИО3 полагал производство по делу подлежащим прекращению, ссылаясь на то, что ответственности по данной статье подлежат собственники объектов культурного наследия, полагал необоснованным составление протокола в отношении органа исполнительной власти, а не его должностного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу на основании распоряжения руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от 09.10.2019 № 47 «О проведении плановой выездной проверки» в рамках осуществления государственного контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, с целью исполнения (реализации) ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами плановых проверок на 2019 год, утверждённого приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.12.2018 №2310, приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 16.10.2018 №90 «Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год» в период с 11.11.2019 по 22.11.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края. Проверяемый период: 2 половина 2017 — 1 половина 2019 года. Комиссией выявлены следующие нарушения Службой, а именно: нарушения п. 2 и 3 статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Службой не достигнут целевой показатель эффективности деятельности по осуществлению переданных полномочий в 2017 году; не проведена работа по регистрации объектов культурного наследия федерального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия в полном объеме; выявлены нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; в нарушение ст. 27, п. 11 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Службой не организована работа по обеспечению информационными надписями и обозначениями объектов культурного наследия федерального значения в количестве 23 объектов (так за проверяемый период установлено 4 информационных надписи и обозначения); в нарушение требований ст. 9.1, п. 6 ч. 2 ст. 33, ст. 34, Федерального закона № 73-ФЗ, Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, Службой не организована работа по обеспечению зонами охраны, не установлены зоны охраны, режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон 35 объектов культурного наследия федерального значения (так за проверяемый период зоны охраны, режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон не устанавливались); в нарушение п. 10 ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ руководителем Службой не организована работа по установлению границ территории объектов культурного наследия федерального значения и требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия федерального значения, особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия в количестве 173 объекта (так за проверяемый период установлены границы территорий и режимы использования земель в границах территорий объектов культурного наследия на 2 объекта культурного наследия федерального значения); в нарушение ст. 9.1, п. 10 ч. 2 ст. 33 Федерального закона Службой не организована работа по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения в количестве 220 объектов (так за проверяемый период предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения не утверждались); в нарушение ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ Службой не организована работа по обеспечению оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения в количестве 190 объектов (так за проверяемый период оформлено 4 охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения); в нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 20 Службой не организована работа по присвоению учетных номеров в ЕГРОКН для 92 объектов культурного наследия федерального значения; службой не соблюдены требования Приказа № 876 по достижению целевого показателя эффективности в 2017 году (целевой показатель эффективности в 2017 году 11,6 %). В проверяемый период (II полугодие 2017-1 полугодие 2019 года) в рамках возложенных полномочий, на основании п. 7 ст. 11 Федерального закона № 73 -ФЗ в ходе проведения Службой мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения выявлены недочеты и замечания. Службой не приняты меры вопреки требованиям ст. 11 и ст. 33 Федерального закона № 73 -ФЗ в рамках возложенных полномочий, такие как не выносятся предписания об устранении выявленных нарушений пользователям объектов культурного наследия с указанием сроков их исполнения, не принимаются меры реагирования по привлечению юридических лиц к административной ответственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края.
Довод о том, что Служба не является субъектом вменяемого правонарушения, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ установлена обязанность лиц, которые обладают правами на объект культурного наследия, при содержании и использовании данного объекта в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьей 10 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года №740 федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.04.2017 №176 утверждено Положение о Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края (далее - Служба), в соответствии с которым Служба является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору и оказанию государственных услуг в пределах установленных полномочий, переданные Российской Федерацией полномочия, управление в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края (далее -объекты культурного наследия), выявленных объектов культурного наследия.
Полномочия Службы определены в разделе 2 указанного Положения, в соответствии с которым Служба: осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), осуществляет сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности Забайкальского края, осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия), и иные полномочия.
В соответствии с положением ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -федеральный закон № 73-ФЗ) Служба по охране ОКН является органом исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Забайкальского края.
На основании п. 1 ст. 11 Закона №73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия относятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.
Таким образом, Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края является органом, осуществляющим полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Забайкальского края, в том числе в части взаимодействия с их собственниками, наделенным правом требовать исполнения выполнения обязательств по сохранению объектов культурного наследия.
Обязанность по сохранению объектов культурного наследия Государственной службой в полном объеме не выполнена, что подтверждается материалом проверки, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что бездействие Службы образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением органа о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, предписаниями, актами осмотра зданий памятников, и иными документами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод о необоснованном составлении протокола в отношении юридического лица, а не его руководителя, является несостоятельным, основанным на неверном толковании действующего законодательства, поскольку ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к ответственности как юридического лица, так и должностного.
При таких обстоятельствах суд считает, что вина Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края нашла свое подтверждение в судебном заседании, действия Службы правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании части 3.3 названной нормы при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание санкцию части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей, учитывая, что финансирование Службы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, учитывая характер совершенного административного правонарушения, считаю возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 100 000 руб., который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Государственную службу по охране объектов культурного наследия Забайкальского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста) тысяч руб.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель УФК по Хабаровского края ( Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу) л/с № ОГРН №; УИО 0 р/с № в отделении г. Хабаровска БИК №, код платежа № (денежные взыскания, штрафы), ОКТМО №.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, должен быть представлен в суд.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение взыскания в виде административного штрафа в двойном размере, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Ю.В. Еремеева