ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1091/2014 от 26.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 город Ставрополь 26 июня 2014 года

 Ленинский районный суд города Ставрополя

 в составе:

 председательствующего Деревянко Г.Л.,

 при секретаре <данные изъяты>

 с участием:

 лица, привлекаемого к административной ответственности – индивидуального предпринимателя ФИО1,

 представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующей по ордеру адвоката <данные изъяты>

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ФИО1, <дата обезличена> года рождения, уроженки <адрес обезличен>, гражданина Российской Федерации, являющейся индивидуальным предпринимателем, ИНН <номер обезличен>, зарегистрированной по адресу: <адрес обезличен>, ранее к административной ответственности не привлекалась,

 У С Т А Н О В И Л

 <дата обезличена>г. в соответствии с приказом министра образования и молодежной политики <адрес обезличен> от <дата обезличена>г. № 103-нк «О проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя ФИО1 по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования» была проведена внеплановая выездная документарная проверка.

 ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от <дата обезличена> <номер обезличен>). Имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от <дата обезличена>г. № 3623, выданную министерством образования и молодежной политики <адрес обезличен>.

 В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение п. 6 «д» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена>г. <номер обезличен> (наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам), индивидуальным предпринимателем для осуществления образовательной деятельности привлечен педагогический работник ФИО2, не обладающая соответствующей квалификацией.

 Согласно договору на оказание услуг от <дата обезличена> ФИО2 обязана оказывать услуги по обучению английскому языку обучающихся в группах студии «English & Music».

 ФИО2 имеет диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (квалификация «бухгалтер»). В настоящее время она является студенткой первого курса Института дистанционного обучения и развития информационно- коммуникационных технологий по специальности «Лингвистика» ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», что подтверждается справкой от 24.09.2013г. № 22714.

 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена>г. <номер обезличен> н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования» к педагогу дополнительного образования предъявляются следующие требования к квалификации: - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; - либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

 У ФИО2 нет дополнительного профессионального образования по направлению «Образование и педагогика».

 По итогам проведенной проверки главным специалистом отдела правого обеспечения министерства образования и молодежной политики <адрес обезличен> в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ не признала и пояснила, что она осуществляет предпринимательскую деятельность в области дополнительного образования детей и взрослых, предусмотренную п.3 ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании». Она осуществляет педагогическую деятельность с привлечением педагогических работников, что не запрещено п.1 ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании». Прием на работу педагогических работников индивидуальный предприниматель осуществляет самостоятельно. Согласно ст. 46 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. В разделе 3 Должности педагогических работников раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. <номер обезличен> н установлены требования к квалификации преподавателей, которые включают в себя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. При этом пунктом 1 раздела 1 Общие положения раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержденного Приказом ФИО3 от 26.08.2010г. № 761н установлено, что квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКС), предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальный предприниматель не относится к образовательным организациям, в силу ч. 2 ст. 21 ФЗ №273-ФЗ на ИП распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 ФЗ №273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 ФЗ №273-ФЗ). Указанные статьи не предусматривают обязательных требований к образованию и квалификации педагогических работников, как это предусмотрено в ст. 46 ФЗ №273-ФЗ и указанном ЕКС. В отсутствие прямого указания закона о необходимости применения индивидуальным предпринимателем норм об обязательном применении образовательного ценза к педагогическим работника, ИП ФИО1 для определения квалификации работников в определенных случаях проводит соответствующие аттестации в соответствии со ст. 49 ФЗ №273-ФЗ и правилами ЕКС, которыми установлено следующее. Согласно ст. 49 ФЗ №273-ФЗ, аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории. Лица не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования и квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица имеющие специальную подготовку и стаж работы (п.9 раздела 1 Общие положения раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС). Таким образом, в соответствии с вышеуказанным п. 9 по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности лица, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки, также как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. По ее представлению ФИО2 была представлена на аттестационную комиссию 07.01.2014г., ФИО2 прошла квалификационные испытания в форме разработки тестов по дополнительным общеразвивающим программам «Ранее эстетическое развитие», «Английский для школьников». Решением комиссии она была рекомендована на работу по гражданско-правовому договору на должность преподавателя английского языка для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам «Ранее эстетическое развитие», «Английский для школьников» в порядке исключения как лицо, не имеющее специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника. В настоящее время ФИО2 обучается заочно в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» на первом курсе по специальности «Лингвистика», где на базе института в первом семестре проходят педагогику и психологию в количестве 72 часов, имеет Диплом о среднем профессиональном образовании негосударственного образовательного учреждения «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». ФИО2 окончила курсы обучения по программе «Базовый курс английского языка» общее количество часов 600, в т.ч. 110 часов самостоятельной работы, о чем имеет сертификат Негосударственного образовательного учреждения Ставропольская языковая школа. То есть на момент проведения внеплановой проверки ФИО2 имела рекомендации аттестационной комиссии о приеме на работу в качестве преподавателя.

 Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующая по ордеру адвокат <данные изъяты> пояснила, что не согласна с вынесенным протоколом об административной ответственности от <дата обезличена>, считает его необоснованным, так как ФИО2 была принята на работу в соответствии с гражданско-правовым договором по замещению преподавателя ФИО4 сроком до <дата обезличена>г., трудовой договор с ней не заключался, поэтому не имелось грубого нарушения лицензионных требования, предусмотренных п. 6 «д» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966, которое регламентирует наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры. Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

 Представитель министерства образования и молодежной политики <адрес обезличен>, извещенный надлежащим образом о времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений о рассмотрении дела с его участием не представлял.

 Заслушав объяснения ФИО1, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

          Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ - понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

 В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966, осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются:

 а) нарушение лицензионных требований и условий, установленныхподпунктами «а»-«д», «ж» -«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7настоящего Положения;

 б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

 Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 К материалам дела представлены следующие доказательства:

 - протокол <номер обезличен> от <дата обезличена> об административном правонарушении

 - копия акта проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица, индивидуального предпринимателя от <дата обезличена> (л.д.18-20);

 - копия приказа министерства образования и молодежной политики <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 103-нк «О проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя ФИО1 по соблюдению законодательства РФ в сфере образования» (л.д.12-14);

 -копия приказа от <дата обезличена> № 349-пр «О внесении изменений в приказ министерства образования <адрес обезличен> от 11.05.2011г. № 328-пр «Об утверждении перечня должностных лиц министерства образования <адрес обезличен>, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

 -копия приказа министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 28-лс «О назначении на должность»

 -копия лицензии на осуществление образовательной деятельности от <дата обезличена> № 3623

 -Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от <дата обезличена> <номер обезличен>

 -копия договора на оказание услуг от <дата обезличена> с гражданкой ФИО2

 Как установлено в судебном заседании с ФИО2 был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг от <дата обезличена> сроком до <дата обезличена>г. (л.д. 21-22), ФИО2 имеет диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (квалификация «бухгалтер») (л.д.24-26), обучается заочно в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» на первом курсе по специальности «Лингвистика», где на базе института в первом семестре проходят педагогику и психологию в количестве 72 часов (л.д.35).

 В связи с тем, что ФИО5, работавшая в должности преподавателя английского языка, временно выехала в <адрес обезличен> в качестве волонтера «Олимпиады 2014», и для ее замены, согласно решения аттестационной комиссии, был заключен гражданско-правовой договор с ФИО2 сроком до <дата обезличена>

 При приеме на работу педагогических работников основным документов являются требования к квалификации, указанные в Квалификационном справочнике.

 В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.08.2011г. №515\59 «По применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и Приказом от 24.03.2010г. <номер обезличен> «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в двух целях:

 - в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

 - для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

 Аттестационная комиссия, о которой идет речь впункте 9раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 761н, призвана выполнять другую задачу - коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.

 В указанномпункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

 С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

 С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

 Принимая во внимание, что прием на работу, осуществляется индивидуальным предпринимателем, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотреннойпунктом 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием индивидуального предпринимателя.

 Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

 Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 были соблюдены порядок и правила приема на работу на должность преподавателя ФИО2, поскольку данное лицо было рекомендовано на занимаемую ею должность аттестационной комиссией, что не противоречит действующему законодательству.

 Кроме того, ФИО2 имеет практический опыт работы с детьми, так как в октября 2013 г. проводила замещения ФИО1, успешно отработала 45 учебных часов замещения, имеет положительные отзывы от родителей учащихся, изъявила желание получить профессиональное образование.

 Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 при изложенных в протоколе <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> года, составленного главным специалистом отдела правового обеспечения Министерства образования и молодежной политики <адрес обезличен> отсутствуют грубые нарушения лицензионных требований общеобразовательной деятельности, предусмотренных п. 6 Положения о лицензировании деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966,.

 При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

 Руководствуясь ст. 24.5 п.6, 29.10 КоАП РФ, суд

 П О С Т А Н О В И Л :

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

 На постановление может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя.

 Судья Г.Л. Деревянко