ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1093/18 от 13.09.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1093/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 сентября 2018 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С., рассмотрев дело в отношении гражданина России ФИО1, **.**.****года рождения, уроженца пос. г.П., проживающего по адресу: <данные изъяты>, ранее не привлекаемого к административной ответственности в области нарушения таможенных правил,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 10209000-1437/2018 от 13.07.2018, составленному уполномоченным по ОВД ОАР Псковской таможни Ш., 17.04.2018 на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство «Фольксваген 35 TDI», регистрационный номер ******, следующее на выезд из России в Эстонию, под управлением гражданина России ФИО2, который в устной форме заявил об отсутствии в его багаже предметов, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного досмотра транспортного средства в грузовом отделении был обнаружен товар: деревянная рама с резьбой по дереву; часы напольные (часовой шкаф) деревянные; подставка керамическая; телефон дисковый, стилизованный; графины; ваза керамическая; картина № 1 с изображением подсолнухов в вазе с деревянной рамой за стеклом, рама в некоторых местах имеет повреждения, габариты 125*105*6 см вес товара 14,89 кг.; картина № 2 с изображением дома у воды с деревянной рамой, имеет следы эксплуатации, габариты 117*86*6 см, вес товара 8,96 кг.

Согласно заключению таможенного эксперта № 12402090/0012643 от 21 мая 2018, представленный на исследование предмет № 2 - живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж» относится к категории культурных ценностей, следовательно, подпадает под действие Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей».

В соответствие со ст. 35.2 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804 - 1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» вывоз культурных ценностей, в отношение которых правом Евразийского экономического союза, установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и лицензии на вывоз культурных ценностей.

ФИО2 какие-либо разрешительные документы на вывозимый из РФ товар «живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж» таможенному органу не предоставил. Кроме этого, товар не был им задекларирован в установленном порядке.

Несоблюдение ФИО2 установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ.

Товар «живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж», являющийся предметом административного правонарушения, в ходе административного расследования не изымался.

ФИО2 в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признал, просил назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Представитель Псковской таможни ФИО3 в судебном заседании полагал, что вина ФИО2 полностью доказана материалами дела.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Статья 16.3 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и в порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

К «запретам и ограничениям» в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные санитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором и/или законодательством государств-членов.

Согласно ст. 101 Договора при перемещении товаров через таможенную границу Союза, в числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В соответствие со ст. 35 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804 - 1 «О ввозе вывозе культурных ценностей» не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза следующие культурные ценности, за исключением случаев, установленных настоящим законом:

- культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей;

- культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, в национальный библиотечный фонд, том числе и находящийся в частной собственности;

- археологические предметы.

В соответствие со ст. 35.2 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804 - 1 «О ввозе вывозе культурных ценностей» вывоз культурных ценностей, в отношение которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и лицензии на вывоз культурных ценностей.

Заключение (разрешительный документ) на вывоз культурных ценностей и лицензии на вывоз культурных ценностей выдаются в каждом конкретном случае вывоза культурных ценностей.

Порядок вывоза культурных ценностей регламентирован Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 (далее - Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей).

Согласно п. 4 Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 утверждена единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на право выдачи разрешительных документов на вывоз культурных ценностей является Министерство культуры России.

Таким образом, физическим лицом при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, относящихся к культурным ценностям, таможенному органу должны быть предоставлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (заключение, выдаваемое государственным органом государства - участника Евразийского экономического союза, осуществляющим контроль за перемещением культурных ценностей - Министерством культуры России) и данный товар должен быть задекларирован в пассажирской таможенной декларации.

Как следует из материалов дела, 17.04.2018 на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство «Фольксваген 35 TDI», регистрационный номер ******, следующее на выезд из России в Эстонию, под управлением гражданина России ФИО2, который в устной форме заявил об отсутствии в его багаже предметов, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного досмотра транспортного средства в грузовом отделении был обнаружен товар: деревянная рама с резьбой по дереву; часы напольные (часовой шкаф) деревянные; подставка керамическая; телефон дисковый, стилизованный; графины; ваза керамическая; картина № 1 с изображением подсолнухов в вазе с деревянной рамой за стеклом, рама в некоторых местах имеет повреждения, габариты 125*105*6 см вес товара 14,89 кг.; картина № 2 с изображением дома у воды с деревянной рамой, имеет следы эксплуатации, габариты 117*86*6 см, вес товара 8,96 кг /л.д.8-11/.

Согласно заключению таможенного эксперта № 12402090/0012643 от 21 мая 2018, представленный на исследование предмет № 2 - живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж» относится к категории культурных ценностей /л.д.16-21/.

Таким образом, вывозимый ФИО2 товар, идентифицированный экспертом как «живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж», имеющий культурную и историческую ценность, относится к товарам ограниченным при ввозе/вывозе на/с территории ЕАЭС и (или) РФ.

ФИО2 какие-либо разрешительные документы на вывозимый из РФ товар таможенному органу не предоставил.

Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено наличие признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ФИО2 установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации.

Определением от 14.06.2018 в отношении ФИО2 возбуждено дело № 10209000-1437/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, с проведением административного расследования.

Товар «живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж», являющийся предметов административного правонарушения, в ходе административного расследования по настоящему делу не изымался, поскольку признан предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Согласно протоколу опроса от 09.07.2018 ФИО2 пояснил, что перевозимые им вещи, в том числе картины, принадлежат его знакомой М., проживающей в г.Рига. По её просьбе он перевозил указанные вещи из проданного ею дома в г.Астрахань в г.Ригу. О том, что картина в раме «Украинский ночной пейзаж» представляет культурную ценность, он не знал. Пассажирскую таможенную декларацию не заполнял. О правилах перемещения товара, представляющего культурную ценность, не знал.

Совокупность исследованных судом доказательств, оцененных судом по правилам ст.26.11 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Вина привлекаемого к административной ответственности лица полностью подтверждается материалами административного расследования по делу об административном правонарушении № 10209000-1437/2018, приведенные выше доказательства оценены судом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Санкция ст. 16.3 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как указано выше, предмет административного правонарушения по настоящему делу не изымался, что препятствует назначению наказания в виде конфискации. Потому согласно санкции статьи ФИО2 надлежит назначить наказание в виде штрафа.

При назначении административного наказания суд учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств - признание вины ФИО2, привлечение его к административной ответственности в области нарушения таможенных правил впервые, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Издержек по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

Издержек по делу не имеется.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701;

БИК 044501002,

Получатель: ИНН <***>, КПП 773001001, Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счет получателя: 40101810800000002901;

КБК: 153 1 16 04000 01 6000 140

ОКТМО 45328000, код таможни 10209000

Поле «Назначение платежа» оплата: по постановлению суда № 5-1093/2018.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: (VO70010).

В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В указанный срок документ об оплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд (<...>, кабинет № 14). При отсутствии сведений об уплате штрафа постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья О.С. Захарова