ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1094/20 от 07.08.2020 Белокалитвинского городского суда (Ростовская область)

Дело № 5-1094/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 августа 2020 года г. Белая Калитва

Судья Белокалитвинского городского суда Ростовской области Елисеев С.В., с участием представителей ООО «ШУ «Садкинское» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское», находящегося по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО7 на основании распоряжения и.о. заместителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 09.07.2020 года № ПР-271-1531-0 «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Шахтоуправление «Садкинское», находящегося по адресу: <адрес>, с 13 по 24 июля 2020 года была проведена внеплановая выездная проверка обогатительной фабрики «Садкинская» ООО «Шахтоуправление «Садкинская».

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:

1. На опасном производственном объекте – обогатительной фабрике «Садкинская» в тоннелях, галереях, лестничных клетках и помещениях не обеспечено аварийное освещение, предусмотренное проектной документацией – «Строительство обогатительной фабрики «Садкинское», подраздел 1 «Система электроснабжения», аварийных светильников план – 138, факт – 15;

2. Действующая технологическая система основного оборудования переработки (обогащения) угля класса 0,5-13 мм с применением тяжелосредних гидроциклонов ГТ-710 не предусмотрена проектной документацией;

3. В действующей технологической схеме основного оборудования переработки (обогащения) отсутствуют блок обогащения угля классов 3-13 мм и блок обогащения угля 0,5-13 мм, предусмотренные проектной документацией;

4. На стационарных ленточных конвейерах КЛС-800, установленных на позициях №№ 56, 221, 222, 223 и стационарных ленточных конвейерах В-800, установленном на позиции № 46, КЛС-650, установленном на позиции № 46 нижние ветви ленты на высоте более 0,7 м от уровня пола, лента и нижние ролики не ограждены;

5. На позиции № 221, в районе привода стационарного ленточного конвейера КЛС-800, в месте прохода под конвейером не установлен защитный полок для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты;

6. Объёмы и сроки проведения пуско-наладочных работ, проводимых на опасном производственном объекте – обогатительная фабрика «Садкинская» не предусмотрены проектной документацией «Строительство обогатительной фабрики «Садкинская» ООО «ШУ «Садкинская» № 330.01.

7. Допущены к работе не аттестованные руководители и специалисты в области требований промышленной безопасности Б.5.2, осуществляющих обогащение и брикетирование углей (сланцев);

8. Отсутствует график проведения учебных тревог, согласованный с ПАСС(Ф) на 2020 год;

9. Не проводятся учения по плану ликвидации аварии с руководителями и специалистами фабрики, не реже одного раза в три месяца;

10. Не назначен распорядительным документом руководитель ликвидации аварии (РЛА): технический руководитель (главный инженер) или другое должностное лицо;

11. Специалистами обогатительной фабрики не проводятся измерения загазованности воздуха в производственных помещениях, а также отсутствует приказ о назначении лиц, ответственных за измерение загазованности воздуха в производственных помещениях;

12. Осуществляется эксплуатация производственного объекта – обогатительная фабрика «Садкинская» без документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке;

13. Эксплуатация опасного производственного объекта – обогатительная фабрика «Садкинская» осуществляется без лицензии на вид деятельности – «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», с видом работ по обогащению полезных ископаемых, а также местом осуществления лицензируемого вида деятельности;

14. ООО «ШУ «Садкинская» не уведомило в установленном порядке Северо-Кавказское управление Ростехнадзора о начале эксплуатации опасного производственного объекта – обогатительная фабрика «Садкинская».

15. Не произведена идентификация опасного производственного объекта – обогатительная фабрика «Садкинская» и регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов, с присвоением класса опасности;

16. Не создана система управления промышленной безопасностью и не обеспечено её функционирование на опасном производственном объекте – обогатительная фабрика «Садкинская»;

17. Не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте – обогатительная фабрика «Садкинская».

По результатам проверки Государственным инспектором Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении 22-08-64 от 24.07.2020 года по ч. 1 ст. 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Шахтоуправление «Садкинское». При составлении протокола, представитель юридического лица исполнительный директор ООО «Шахтоуправление «Садкинское» отказался комментировать выявленные нарушения.

Государственным инспектором Ростовского территориального отдела по надзору в угольной промышленности Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО7 составлен протокол о временном запрете деятельности от 24.07.2020г, согласно которому с 17 часов 00 минут 24.07.2020г. запрещена переработка (обогащение) угля на обогатительной фабрике «Садкинская», за исключением работ, направленных на устранение нарушений требований промышленной безопасности при условии наличия дополнительных мер безопасности.

В судебном заседании представитель юридического лица по доверенности признала частично наличие на предприятии нарушений, выявленных в ходе проверки, в частности представителями было подтверждено, что отсутствует аварийное освещение в тоннелях, галереях, лестничных клетках и помещениях, подтвердили применение и отсутствие оборудования предусмотренного проектной документацией, так как обогатительная фабрика работает в тестовом режиме не сдана в эксплуатацию, отсутствует ограждение ленточных конвейеров, отсутствует ограждение стационарного ленточного конвейера КЛС-800, работали на обогатительной фабрике не аттестованные сотрудники, (ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, которые после проверки переведены на другую работу), в остальной части выявленных нарушений выразили свое несогласие, так как обогатительная фабрика не сдана в эксплуатацию, работает в тестовом режиме, кроме этого считают, что не подотчетны отделу, которым были проверены, так как фабрика не сдана в эксплуатацию и в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны отчитываться строительному отделу.

Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО14 подтвердил факт выявленных нарушений.

Судья, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, в том числе, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, являющиеся воспламеняющимися (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения, которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже).

Часть 1 статьи 2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 6, п. 8 п/п 2 приложение № 2 (классификация опасных производственных объектов) ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 12 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Пункт 19 Правил безопасности при обогащении и брикетировании углей», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017г. №487, предусматривает, что все работы на фабрике должны выполняться в соответствии с проектами, ТР, технологическими (режимными) картами, технологическими схемами, рабочими инструкциями и эксплуатационными документами.

Пунктом 30 указанных Правил… установлено, что на фабрике в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516), должен быть разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, в который включается специальный раздел, определяющий порядок действий в случае аварии по спасению людей и ликвидации аварий в начальный период возникновения и предупреждения ее развития - план ликвидации аварий (далее - ПЛА).

Частью 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Судья, изучив обстоятельства дела, исследовав собранные по делу доказательства, проанализировав действующее федеральное законодательство, пришел к выводу о наличии события и вины ООО «Шахтоуправление «Садкинская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доказательствами являются протокол об административном правонарушении от 24.07.2020г., акт проверки от 24.07.2020г., предписание 24.07.2020г., об устранении выявленных нарушений, которые оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судьей установлено, что указанный объект капитального строительства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ» не введён в эксплуатацию в порядке, определённым действующим законодательством в области градостроительной деятельности. Кроме того юридическим лицом не получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 настоящего Градостроительного кодекса РФ. Объект капитального строительства не введён в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством в области промышленной безопасности: с января 2018 года и по настоящее время осуществляется переработка (обогащение) рядового угля ООО «ШУ «Садкинское» с нарушением требований действующего законодательства о промышленной безопасности.

Решая вопрос о назначении наказания, судья считает, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения, при которых эксплуатация обогатительной фабрики, без их устранения может привести к созданию реальной угрозы жизни и здоровью работников предприятия, при таких обстоятельствах иного наказания, кроме как административного приостановления деятельности избранно быть не может.

Принимая решение о сроке административного приостановления, судья исходит из того, что Обогатительная фабрика является структурным подразделением ООО ШУ «Садкинская».

Административное наказание в виде запрета эксплуатации обогатительной фабрики общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское», за исключением работ, направленных на устранение нарушений требований промышленной безопасности при условии наличия дополнительных мер безопасности, применяется судом в связи с возможной угрозой жизни или здоровью людей. Срок административного приостановления деятельности 25 суток устанавливается, в связи с тем, что для устранения выявленных нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов предприятию необходимо выполнить мероприятия, по выполнению требований промышленной безопасности.

Руководствуясь ч. 1 ст. 9.1, ст. 29.1-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское», находящееся по адресу: <адрес>, <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Запретить эксплуатацию обогатительной фабрики общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское», за исключением работ, направленных на устранение нарушений требований промышленной безопасности при условии наличия дополнительных мер безопасности по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сроком на двадцать пять суток с 24 июля 2020 года по 17 августа 2020 года.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней.

Судья С.В.Елисеев