ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1096/2021 от 14.07.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№)

УИД 27RS0(№)-72

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 июля 2021 года Центральный районный суд

г. Комсомольска-на-Амуре

681027, Хабаровский край,

<...>

Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Татунь Н.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО1, (дата) года рождения, уроженки (адрес), зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), работающей начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, паспорт (№),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, будучи должностным лицом – председателем комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г.Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году и начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), являющегося главным распорядителем средств местного бюджета, допустила принятие решения от (дата) по итогам рассмотрения заявок о признании ООО «(иные данные)» получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного дома (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, включенной в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году, без предоставления последним копии договора, заключенного с подрядной организацией на выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, тем самым нарушила условия предоставления такой субсидии, предусмотренные п.2.7.1 «Порядка предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году», утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па.

Привлекаемое лицо ФИО1 в судебное заседание не прибыла, надлежащим образом уведомлялась. Судебное извещение, направленное в адрес её места жительства, возвращено с отметкой «истек срок хранения». В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. На основании изложенного, руководствуясь ст.25.1 КоАП РФ, в целях соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие привлекаемого лица.

В судебном заседании помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Тимохина Н.К. в полном объеме поддержала постановление первого заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) и просила привлечь Гуртовую Т.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ по основаниям, изложенным в указанном постановлении. Также указала, что допущенные ФИО1 нарушения бюджетного законодательства не повлекли наступления каких-либо негативных последствий, ранее ФИО1 не привлекалась к административной ответственности.

В судебном заседании защитник привлекаемого лица ФИО2, действующий на основании доверенности, пояснил, что с вменяемым правонарушением ФИО1 согласна частично, поскольку формально действительно было допущено нарушение порядка предоставления субсидии, однако полагает, что в постановлении прокурора неверно указана дата совершения административного правонарушения, так как решение о предоставлении ООО «(иные данные)» субсидии было принято (дата) на заседании комиссии, а не (дата) при заключении соглашения. Кроме того, в отношении ФИО1 было вынесено ещё два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ по тем же основаниям, но в части предоставления субсидии иным управляющим организациям – ООО «(иные данные)» и ООО «(иные данные)», в связи с чем, полагает, что данные дела необходимо объединить в одно производство.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения защитника привлекаемого лица, позицию помощника прокурора, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с ч. ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па утвержден «Порядок предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году» (далее по тексту – Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с п.1.2, п.1.3 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году за счет средств краевого бюджета и средств местного бюджета. Главным распорядителем местного бюджета по предоставлению субсидии является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее по тексту - УЖКХ).

Согласно п. 1.6.1 Порядка предоставления субсидий, получателями субсидий являются управляющие организации (юридические лица независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Получатели субсидий).

В силу требований п. 2.7.1 Порядка предоставления субсидий, к документам, представляемым Получателями субсидий на получение субсидий в обязательном порядке, относятся:

- заявление в произвольной форме на получение субсидии с указанием банковских реквизитов Получателя субсидии, Ф.И.О. (последнее - при наличии) руководителя и главного бухгалтера (для юридических лиц, при наличии печати);

- копия документа, подтверждающего полномочия лиц на подписание Соглашения о предоставлении субсидии, в соответствии с типовой формой, утвержденной Финансовым управлением администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Финансовое управление);

- копии учредительных документов (при наличии печати), приказа (при наличии) или иной документации, подтверждающей полномочия руководителя;

- копия лицензии управляющей организации на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, указанных в приложении № 3 Муниципальной программы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае непосредственного управления многоквартирным домом;

- копия договора, заключенного с подрядной организацией, привлечение которых осуществляется Получателями субсидий по результатам отбора, проведенного в порядке, утвержденном муниципальным нормативным правовым актом, предусматривающим возможность поэтапной приемки выполненных работ в размере не менее 30% от сметной стоимости, с обязательным установлением в договоре минимального 3-летнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, с приложениями (последнее - при наличии).

Согласно п.2.9 Порядка предоставления субсидий, основания для отказа Получателям субсидий в предоставлении субсидии является непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего Порядка.

Вина начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 в нарушении указанных требований законодательства и в совершении вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно:

- постановлением первого заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Таболина В.Ю. о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата), оформленным в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ;

- объяснением ФИО1 от (дата), из которых следует, что причиной не истребования и не изучения в рамках проведения отбора претендентов на получение субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края договора, заключённого между ООО «СЗ по ЖКХ» и иной подрядной организацией, послужил факт ошибочного указания в Порядке предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году, утвержденном постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па такого требования. Истребование такого рода документов повлекло бы нарушение прав потенциальных претендентов, а именно в случае не признания их победителями - необоснованную финансовую нагрузку. Предоставление субсидии с нарушением условий ее предоставления не повлекло нецелевое расходование выделенных средств, поскольку всеми получателями исполнены принятые обязательства и цель субсидии достигнута в полном объеме, что в свою очередь также подтверждено принятыми отчетами об исполнении соглашения о предоставлении субсидии из средств краевого бюджета. Результатом проведения отбора является заключение соглашения о предоставлении субсидии. На момент заключения соглашения о предоставлении субсидии ООО «(иные данные)» предоставлен полный комплект документов, в том числе договор на выполнение работ по благоустройству дворовой территории;

- распоряжением администрации г. Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) о назначении ФИО1 на должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре с (дата);

- должностной инструкцией начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, согласно п. 3.6 которой, начальник Управления выполняет функции главного распорядителя средств местного бюджета по отрасли жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса;

- положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, согласно п. 1.6 которого, Управление является главным распорядителем и получателем средств местного бюджета по вопросам, входящим в компетенцию Управления, и главным администратором соответствующих доходов местного бюджета;

- решением (№) от (дата) заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о проведении проверки в администрации г. Комсомольска-на-Амуре и её структурных подразделениях с целью проверки соблюдения требований бюджетного законодательства;

- соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на 2020 год (№) от (дата), заключённым между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре;

- уведомлением (№) о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от (дата), согласно которому Министерство финансов Хабаровского края перечислило Финансовому управлению администрации г. Комсомольск-на-Амуре денежные средства в сумм 124 095,69 тысяч рублей в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 08.05.2020 № 470-рп «О распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на 2020 год»;

- постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 969-па «О предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году»;

- постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па «Об утверждении порядка предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году»;

- постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 970-па «Об утверждении Порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках мероприятия «Благоустройство дворовых территорий в г. Комсомольске-на-Амуре в рамках реализации мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства края от 25 июня 2018 г. № 362-рп» муниципальной программы города Комсомольска-на-Амуре «Формирование современной городской среды на территории города Комсомольска-на-Амуре», утвержденной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 22 декабря 2017 г. № 3178-па»;

- приказом от (дата)(№) начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 «О создании комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году», председателем которой назначена ФИО1;

- сообщением о проведении отбора претендентов на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году;

- протоколом подведения итогов комиссии по отбору претендентов от (дата), согласно которому комиссией принято решение, в том числе о признании ООО «(иные данные)» получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного дома (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, включенной в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году. Получателю субсидии поручено провести отбор подрядной организации на выполнение работ по благоустройству, по результатам которого направить в УЖКХ копии договоров, заключённых с подрядными организациями;

- заявлением ООО «(иные данные)» от (дата) на получение субсидии;

- уставом ООО «(иные данные)»;

- приказом (№) от (дата) о назначении ФИО на должность директора ООО «(иные данные)»;

- лицензией (№) от (дата), выданной ООО «(иные данные)» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе и домом (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «(иные данные)» от (дата);

- договором (№) на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, заключенным между ООО «(иные данные)» и МУП «(иные данные)» (дата);

- соглашением (№) от (дата) о предоставлении из местного бюджета субсидии ООО «(иные данные)» на возмещении затрат, связанных с благоустройством дворовой территории (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, включенной в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году;

- актом проверки от (дата), согласно которому помощником прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Андрейчук А.Б. в ходе проверки установлено, что при принятии решения о предоставлении ООО «(иные данные)» вышеуказанной субсидии, последним не был предоставлен обязательный документ – договор на выполнение работ, заключенный с подрядной организацией.

Данные доказательства являются допустимыми и отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Таким образом, судьей установлено, что ФИО1, будучи должностным лицом – председателем комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году и начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, являющегося главным распорядителем средств местного бюджета, допустила нарушение условий предоставления ООО «(иные данные)» субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020году, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.

Доводы защитника о том, что датой совершения вменяемого правонарушения является (дата), принимаются судьёй, поскольку именно в указанную дату комиссией, председателем которой являлась начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1, было принято решение по итогам рассмотрения заявок о признании ООО «(иные данные)» получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного дома (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, включенной в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году, на основании которого впоследствии было заключено соглашение от (дата) о предоставлении данной субсидии. При этом, именно на указанную дату у получателя субсидии отсутствовал обязательный договор, заключенный с подрядной организацией на выполненных работ по благоустройству данной дворовой территории, что исключало возможность принятия решения о предоставлении такой субсидии.

Однако позиция защитника привлекаемого лица об объединении дел в одно производство, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1,2 ст.4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Постановления заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о возбуждении дел об административных правонарушениях от (дата), от (дата) и от (дата) в отношении Гуртовой Т.В, на которые ссылается защитник, оформлены за разные действия привлекаемого лица, выраженные в нарушении условий, допущенных при предоставлении субсидий из местного бюджета разным юридическим лицам (ООО «(иные данные)», ООО «(иные данные)» и ООО «(иные данные)»).

Только факт того, что решение о заключении соглашений с получателями субсидий было принято на одном заседании комиссии по отбору претендентов от (дата) и оформлено одним протоколом, само по себе не свидетельствует о едином действии привлекаемого лица, поскольку решения принимались в отношении отдельных заявлений претендентов и по итогам данного заседания комиссии были заключены разные соглашения о предоставлении субсидий.

Вместе с тем, при назначении наказания судьёй учитывается, что в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, являющегося формальным и выразившимся только в нарушении условий предоставления субсидии, что не повлекло нецелевого расходование выделенных денежных средств, а также существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям, так как цель субсидии была достигнута, судья приходит к выводу о возможности признать совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным и, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, освободить данное должностное лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, которое, как мера порицания за совершение вменяемого правонарушения, в данном случае будет достаточной для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО1, на основании ст.2.9 КоАП РФ – в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Освободить Гуртовую Т. В. от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием о недопустимости в дальнейшем нарушений законодательства.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Н. Татунь