Дело № 5-109/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п.Чамзинка, Республика Мордовия 22 августа 2018 года
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Балясина И.Г.,
при секретаре Сомовой С.Н.,
с участием представителя АО «Мордовцемент» ФИО1, действующей на основании доверенности № МС/18-130 от 21.05.2018 сроком действия до 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Мордовцемент», расположенного по адресу: <адрес> основной государственный регистрационный №,
установил:
24.07.2018 в 10 часов 00 минут Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия проведена выездная плановая проверка соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении акционерного общества «Мордовцемент» (далее АО «Мордовцемент»), расположенного по адресу: р.<адрес>.
В ходе данной проверки обследована территория земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является АО «Мордовцемент», находящегося примерно в 2100 м от ориентира - здания администрации Комсомольского городского поселения, которое расположено по адресу: <адрес>
При обследовании территории указанного земельного участка установлено, что в п.Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия находится предприятие производства альтернативного топлива (ППАТ).
С западной стороны здания цеха ППАТ на асфальтированной площадке складированы отработанные автомобильные шины различных типоразмеров, у которых протектор истерт, частично имеются порезы и отслоения протектора, географическая привязка навала шин 54?26?30,7?? с.ш. 45?51?31,8?? в.д., площадь складирования составляет 3559,2 кв.м, средняя высота навала шин 8,3 м.
На расстоянии 70 м в юго-западном направлении от юго-западного угла здания ППАТ на почве (поверхность не оборудована твердым покрытием) обнаружен навал шин автомобильных отработанных различных типоразмеров, у которых протектор истерт, частично имеются порезы и отслоения протектора, географическая привязка навала шин <данные изъяты> в.д., площадь складирования составляет 6890,1 кв.м, средняя высота навала шин 5,8 м.
В ходе обследования с каждой из указанных площадок отобраны пробы отходов (шин автомобильных отработанных).
Согласно протоколу испытаний проб отходов от 10.07.2018 №68.1014/Т отходы в пробе №68.1014/Т/7.1 «шины автомобильные отработанные; с асфальтированной площадки, расположенной к западу от западной стены здания цеха ППАТ» отнесены к IV классу опасности.
Согласно протоколу испытаний проб отходов от 10.07.2018 №68.1015/Т отходы в пробе №68.1015/Т/7.2 «шины автомобильные отработанные; расположены на почве (без твердого покрытия) на участке местности, находящемся на расстоянии 70м в юго-западном направлении от юго-западного угла здания ППАТ» отнесены к IV классу опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, код по ФККО 92113002504, являются отходом IV класса опасности.
Для ОАО «Мордовцемент» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР), на основании которого для предприятия приказом Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 28.07.2015 №421 переоформлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №23-02. Согласно указанному документу норматив образования отходов – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных составляет 17520 тонн/год. ПНООЛР предусмотрен прием отходов от сторонних юридических и физических лиц. Прием осуществляется с целью дальнейшего использования в качестве альтернативного топлива при производстве клинкера.
По данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.22 Альтернативное топливо (РТИ) за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 последнее поступление вторсырья на переработку было осуществлено 06.11.2014 в количестве 5,240 т. Остаток на 31.12.2015 составляет 1267,330 т.
Согласно представленным АО «Мордовцемент» по запросу Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия сведениям, на момент проведения проверки по складу ППАТ находится на балансе 1267,330 т резино-технических изделий, поступление и расходование резино-технических изделий в период с 01.01.2016 по 30.06.2018 не осуществлялось (по данным оборотной ведомости по товарно-материальным ценностям с 01.01.2016 по 30.06.2018).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что АО «Мордовцемент» с 06.10.2015 (по истечении 11 месяцев с 06.11.2014) осуществляется размещение (хранение) отходов IV класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, код по ФККО 92113002504.
Согласно требованиям п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по размещению (хранению) отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия ПАО «Мордовцемент» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по утилизации отходов III класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности от 28.06.2016 №013-00091, срок действия – бессрочно. Указанной лицензией право осуществления деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности не предоставлено.
Согласно п.3.4 Устава АО «Мордовцемент» отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
Таким образом, при проведении плановой выездной проверки установлено, что АО «Мордовцемент» с 06.10.2015 осуществляет деятельность по хранению (размещению) отходов IV класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения.
В судебном заседании представитель АО «Мордовцемент» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признала полностью и просила назначить минимально возможное наказание, при этом учесть тяжелое финансовое положение предприятия. Так, согласно представленным ей в суд документам, по итогам 6 месяцев 2018г. убытки предприятия составили 803 023 000 рублей, имеются значительные кредитные обязательства перед коммерческими банками на общую сумму 18 963 503 959,86 рублей. 06.08.2018 в результате налоговой проверки вынесено решение о принятии обеспечительных мер в отношении АО «Мордовцемент» в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа недвижимого и движимого имущества по причине значительного доначисления сумм налогов на общую сумму 401 400 100 рублей.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1996 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24.06.1996 №89-ФЗ) отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1996 №89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2001 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки АО «Мордовцемент» в районе здания ППАТ обнаружены навалы шин автомобильных отработанных, у которых протектор истерт, частично имеются порезы и отслоения протектора, и в результате исследования проб отходов (шин автомобильных отработанных), отобранных с площадок складирования, установлено, что данные отходы отнесены к IV классу опасности.
При этом АО «Мордовцемент» контролирующему органу представлены сведения о том, что на момент проверки по складу ППАТ находится на балансе 1267,330 т резино-технических изделий. Последнее поступление вторсырья на переработку было осуществлено 06.11.2014, остаток на 31.12.2015 составлял 1267,330 т, в период с 01.01.2016 по 30.06.2018 поступление и расходование резино-технических изделий не производилось.
Таким образом, АО «Мордовцемент» с 06.10.2015 (по истечении 11 месяцев с 06.11.2014) осуществляется размещение (хранение) отходов IV класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных.
Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия ПАО «Мордовцемент» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по утилизации отходов III класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности от 28.06.2016 №013-00091. Указанной лицензией право осуществления деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности не предоставлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Мордовцемент» с 06.10.2015 осуществляет деятельность по хранению (размещению) отходов IV класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении №235-02 от 24.07.2018 в отношении АО «Мордовцемент» по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ;
копией приказа от 28.05.2018 №235 Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Мордовцемент»;
копией приказа от 27.06.2018 №296 о продлении срока проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Мордовцемент»;
копией акта проверки Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия №235 от 24.07.2018, в ходе которой установлено, что АО «Мордовцемент» с 06.10.2015 осуществляется деятельность по хранению (размещению) отходов IV класса опасности – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения;
копиями актов обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №235-04 от 18.06.2018 и №235/03 от 03.07.2018 и приложенных к ним фототаблиц и план-схем, согласно которым в ходе обследований 18.06.2018 и 03.07.2018 территории земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является АО «Мордовцемент», расположенного примерно в 2100 м от ориентира – здания администрации Комсомольского городского поселения, которое расположено по адресу: <адрес> было обнаружено складирование отработанных автомобильных шин на асфальтированной площадке, расположенной к западу от западной стены здания цеха ППАТ, и на почве (без твердого покрытия) на участке местности, находящемся на расстоянии 70 м в юго-западном направлении от юго-западного угла здания ППАТ;
копиями протокола отбора проб отходов, илов, осадков сточных вод №68.368 от 03.07.2018 и протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды №235-Ш-1 от 03.07.2018, составленных по результатам отбора проб отходов (шин автомобильных отработанных) с асфальтированной площадки, расположенной к западу от западной стены здания цеха ППАТ, и с почвы (без твердого покрытия) на участке местности, находящемся на расстоянии 70 м в юго-западном направлении от юго-западного угла здания ППАТ;
копией протокола испытаний проб отходов от 10.07.2018 №68.1014/Т, согласно которому отходы в пробе №68.1014/Т/7.1 «шины автомобильные отработанные; с асфальтированной площадки, расположенной к западу от западной стены здания цеха ППАТ» отнесены к IV классу опасности;
копией протокола испытаний проб отходов от 10.07.2018 №68.1015/Т, согласно которому отходы в пробе №68.1015/Т/7.2 «шины автомобильные отработанные; расположены на почве (без твердого покрытия) на участке местности, находящемся на расстоянии 70м в юго-западном направлении от юго-западного угла здания ППАТ» отнесены к IV классу опасности;
копией лицензии от 28.06.2016 №013-00091, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия ПАО «Мордовцемент» на осуществление деятельности по утилизации отходов III класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности, из которой видно, что данной лицензией право осуществления деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности ПАО «Мордовцемент» не предоставлено;
копией приказа Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия №421 от 28.07.2015 о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ПАО «Мордовцемент» №23-02;
копией документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №23-02 ПАО «Мордовцемент», согласно которому норматив образования отходов – покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных составляет 17520 тонн/год, ПНООЛР предусмотрен прием отходов от сторонних юридических и физических лиц;
копией оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.22 Альтернативное топливо (РТИ) за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, согласно которой последнее поступление вторсырья на переработку было осуществлено 06.11.2014 в количестве 5,240 т. Остаток на 31.12.2015 составляет 1267,330 т;
копией оборотной ведомости по товарно-материальным ценностям с 01.01.2016 по 30.06.2018, согласно которой на момент проведения контролирующим органом проверки по складу ППАТ АО «Мордовцемент» находится на балансе 1267,330 т резино-технических изделий, в период с 01.01.2016 по 30.06.2018 поступление и расходование резино-технических изделий не осуществлялось;
копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.07.2018 в отношении АО «Мордовцемент»;
копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером № - от ДД.ММ.ГГГГ№;
копией устава АО «Мордовцемент»;
копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии № в отношении ОАО «Мордовцемент»;
копией статистической отчетности по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015, 2016, 2017 годы, согласно которой в указанные годы АО «Мордовцемент» прием отходов от сторонних лиц не осуществляло;
другими материалами дела.
Таким образом, совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что в действиях юридического лица АО «Мордовцемент» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Анализируя изложенное выше, представленные доказательства, учитывая, что сроки привлечения к административной ответственности не истекли, юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит полное признание вины, отсутствие каких-либо тяжких последствий, привлечение к административной ответственности впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд полагает целесообразным назначить АО «Мордовцемент» наказание в виде штрафа. Именно наказание в виде штрафа будет является справедливым и оправданным, направленным на предупреждение совершения административных правонарушений в области осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с ч.ч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие каких-либо тяжких последствий, финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административный ответственности, привлечение к административной ответственности впервые, суд расценивает их как исключительные обстоятельства и полагает возможным при назначении наказания применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, учитывая при этом, что размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией указанной части статьи КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным назначить АО «Мордовцемент» административный штраф в размере 85 000 рублей.
Оснований для назначения АО «Мордовцемент» наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, суд не усматривает. Назначение наказания в виде предупреждения допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Ненадлежащее исполнение юридическим лицом лицензионных требований при осуществлении деятельности по хранению (размещению) отходов IV класса опасности (покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных) могло привести к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, доказательств обратного не представлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, равно как и оснований для признания административного правонарушения малозначительным не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать акционерное общество «Мордовцемент» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты штрафа в указанные сроки лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Г. Балясина