дело №5-109/2020
УИД 86RS0005-01-2020-000540-08
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сургут ХМАО-Югра 26 марта 2020 года
Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Дитюк Анна Борисовна (адрес суда: ХМАО-Югра, <...>), рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», ИНН/КПП <***>/861701001, ОГРН <***>, местонахождение: 628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее по тексту – Учреждение) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Административное правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах:
05 февраля 2020 года в 09 часов 00 минут по адресу: ХМАО-Югра, <...>, на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от 22.01.2020 года №30-ППК-8 «О проведении плановой выездной проверки казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 03 по 05 февраля 2020 года проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, в ходе которой было установлено, что в нарушение подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», ч.1 ст.46, п.п.1, 6 ст.107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в штате Учреждения имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике или Профессиональном стандарте (представлены документы об иностранном образовании, не прошедшие процедуру признания в соответствии со ст.107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации), а именно:
у учителя ФИО3 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении (представлен диплом ЛП ВЕ №, полученный в ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со ст. 107 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования в ходе проведения проверки не представлено);
у учителя ФИО4 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении (представлен диплом с отличием ЖБ-I №, полученный в Казахстане ДД.ММ.ГГГГ, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со ст. 107 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования в ходе проведения проверки не представлено);
у воспитателя ФИО5 отсутствует высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (представлен диплом ЭВ №, полученный в Таджикистане ДД.ММ.ГГГГ, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со ст. 107 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования в ходе проведения проверки не представлено).
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 года в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в Украине после 26.05.2000 года (дата вступления в силу соглашения).
В силу соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 года в соответствии с которым, в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в Казахстане и Таджикистане после 24.11.1998 года (дата вступления в силу соглашения).
Также на запрос Обрнадзора Югры от 05.02.2020 года о необходимости признания дипломов, выданных в Украине 30.06.1996 года, в Казахстане 17.06.1994 года и в Таджикистане 25.06.1993 года, в уполномоченную распоряжением Правительства РФ от 27.02.2014 года №272-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве» организацию, осуществляющую функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве (федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования») получен ответ о необходимости признания документов об образовании и о квалификации вышеуказанных документов на территории РФ.
В судебное заседание представитель казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» не явился, защитник Учреждения ФИО6 представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении без своего участия, указав, что нарушения в настоящее время устранены. Дополнительно представил в суд заверенные копии документов, подтверждающих полученное образование ФИО4 и ФИО3, а также приказ о прекращении трудового договора с ФИО5 от 11.03.2020 года.
Исследовав позицию защитника привлекаемого юридического лица, изучив представленные материалы, судья установил, что действия Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Как установлено п.п.1, 6 ст.107 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации. В случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в штате Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» состояли педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике или Профессиональном стандарте (представлены документы об иностранном образовании, не прошедшие процедуру признания в соответствии со ст.107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации), а именно у учителей ФИО3 и ФИО4отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении; у воспитателя ФИО5 отсутствует высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 года в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в Украине после 26.05.2000 года (дата вступления в силу соглашения).
В силу соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 года в соответствии с которым, в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в Казахстане и Таджикистане после 24.11.1998 года (дата вступления в силу соглашения).
При этом понятие грубого нарушения в соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона №99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подп. а-д, ж-к п. 6 и подп. б, д, е п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
В вину привлекаемому юридическому лицу вменяется, в том числе, нарушение подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966, в связи с чем совершенное нарушение является грубым.
Обстоятельства административного правонарушения, помимо признания вины представителем учреждения, также подтверждаются представленными в суд материалами:
- протоколом об административном правонарушении №30-КоАП-13 от 05.02.2020 года, составленном с участием законного представителя Учреждения, не представившим замечаний и возражений;
- копией приказа Обрнадзора Югры от 22.01.2020 года №30-ППК-8 «О проведении плановой выездной проверки казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», срок проверки – с 03.02.2020 года по 05.02.2020 года;
- копией акта проверки службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №ПВЛ-8/2020 от 05.02.2020 года, с которым ознакомлена законный представитель Учреждения ФИО7;
- копией Устава казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2014 год, и изменений в Устав, 2017 год;
- копией лицензии №1994 от 30.03.2015 года с приложениями на осуществление образовательной деятельности, предоставленной казенному общеобразовательному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- копией приказа о назначении на должность директора бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Солнечная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» от 16.03.2010 года;
- копией свидетельства о государственной регистрации муниципального образовательного учреждения Солнечная специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида от 04.12.2000 года;
- копией приказа Департамента государственной собственности ХМАО-Югры от 15.03.2007 года №713 «О солнечной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида;
- копией приказа Департамента государственной собственности ХМАО-Югры от 19.03.2008 года №693 «О наименовании и утверждении устава учреждения»;
- копией распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры №13-Р-1943 от 15.08.2014 года;
- копией сведений о кадровом обеспечении образовательного процесса по образовательным программам казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- копией приказа №434 от 22.08.2019 года «Об утверждении и введении штатного расписания»;
- копией штатного расписания казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- копией тарификационного списка преподавателей казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- копией приказа об увольнении ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией приказа о приеме на работу ФИО9№ от ДД.ММ.ГГГГ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией приказа об отпуске ФИО10№ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией приказа о переводе ФИО3№ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО11, в соответствии с которым последняя принимается на работу в школу-интернат на должность учителя;
- копией диплома специалиста ЛП ВЕ №, полученного в ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО3 (квалификация – учитель начальных классов);
- копией скриншотов страниц сайта «Госуслуги»;
- копией приказа о назначении ФИО12 музыкальным руководителем ФИО13 воспитателем, ФИО14 кухонной рабочей № от ДД.ММ.ГГГГ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4, в соответствии с которым последняя принимается на работу в школу-интернат на должность учителя;
- копией диплома с отличием ЖБ-I №, полученного в Казахстане ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12, квалификация – учитель музыки;
- копией свидетельства о заключении брака между ФИО15 и ФИО12;
- копией приказа о назначении ФИО5 поваром, ФИО16 - секретарем № от ДД.ММ.ГГГГ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией приказа об очередном отпуске № от ДД.ММ.ГГГГ по коррекционной школе-интернату п.Солнечный;
- копией приказа о переводе ФИО5 воспитателем № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5, принятой на должность воспитателя;
- копией диплома ЭВ №, полученного в Таджикистане ДД.ММ.ГГГГФИО5, специальность – педагогика и методика начального обучения;
- копией пояснительной записки директора казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аудита кадровых документов»;
- копией приказа «Об указании на недопущение выявленных нарушений» от ДД.ММ.ГГГГ№;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры;
- распоряжением губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-ргк «О назначении на должность ФИО17»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в пункт 1 приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в некоторые приказы Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры»;
- копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «О внесении изменений в пункт 1 приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях».
Кроме того, согласно представленным защитником Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» материалам с ФИО5ДД.ММ.ГГГГ прекращен трудовой договор, что подтверждено копией соответствующего приказа.
Одновременно, согласно свидетельству о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (рег.№), ФИО3 является обладателем образования и (или) квалификации, которое (ая) признается в Российской Федерации соответствующим (ей) высшему образованию – специалитет; Педагогика и методика начального образования; Учитель начальных классов. Свидетельство выдано на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (распорядительный акт Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№).
Как отражено в свидетельстве о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (рег.№), ФИО4 является обладателем образования и (или) квалификации, которое (ая) признается в Российской Федерации соответствующим (ей) высшему образованию – специалитет; Музыкальное образование; Учитель музыки. Свидетельство выдано на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (распорядительный акт Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№).
Названные свидетельства указывают на то, что процедура признания иностранного образования пройдена учителями ФИО4 и ФИО3 лишь в феврале и марте 2020 года, ФИО5 данную процедуру не проходила в связи с прекращением с ней трудового договора в марте 2020 года.
Все вышеперечисленные доказательства судья признает допустимыми, относимыми, достоверными, а в их совокупности – достаточными для установления виновности Учреждения в совершении административного правонарушения.
Оснований не доверять материалам дела и исследованным доказательствам у судьи не имеется, поскольку они согласуются между собой и не противоречат друг другу, а также подтверждены пояснениями сторон в судебном заседании.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Учреждение совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Нарушение закона допущено вследствие непринятия образовательным учреждением, должных мер, направленных на недопущение грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Ненадлежащее выполнение этих требований могло создавать угрозу охраняемым общественным отношениям в данной сфере.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, вина юридического лица не зависит от вины его должностных лиц и определяется по совокупности двух критериев: 1) наличие у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, 2) непринятие данным юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В связи с вышеизложенным судья считает, что привлекаемым к ответственности юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, ч.1 ст.46, п.п.1, 6 ст.107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Признавая Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» виновным в совершении административного правонарушения, судья исходит из того, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, материалы дела об административном правонарушении составлены правомочным лицом в соответствии с требованиями закона.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» допущено не было.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как установлено п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
При этом если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Судья, с учетом характера совершенного Казенным общеобразовательным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» правонарушения и роли правонарушителя, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в виду не наступления каких-либо вредных последствий общественным интересам, отсутствия сведений о пренебрежительном отношении к возложенным на юридическое лицо публично-правовым обязанностям, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного деяния, а также характеристик привлекаемого лица, которое к административной ответственности ранее не привлекалось, является социально-значимым объектом, с учетом того, что выявленное нарушение исправлено Учреждением, ФИО3 и ФИО4 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки признаны обладателями образования и (или) квалификации, которое признается в Российской Федерации, а с ФИО5 прекращен трудовой договор 11.03.2020 года, полагает возможным совершенное Казенным общеобразовательным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, признать малозначительным.
В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 данного Кодекса, выносится решение об освобождении лица, совершившего административное правонарушение в форме постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и об объявлении устного замечания.
Учитывая характер совершенного правонарушения, судья находит производство по делу подлежащим прекращению ввиду малозначительности совершенного деяния с объявлением устного замечания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, и освободить его от административной ответственности.
Объявить Казенному общеобразовательному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устное замечание.
Казенному общеобразовательному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разъяснить, что освобождение от административной ответственности не освобождает Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от исполнения обязанностей, за неисполнение которых юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в дальнейшей работе.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры подпись А.Б.Дитюк
Копия верна:
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры А.Б.Дитюк