ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-109/2014 от 08.04.2014 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №5-109/2014

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Оленичева Е.А., расположенный по адресу: <...>,

с участием представителя ОАО УЗЭМИК - ФИО1, действующей по доверенности от < дата > года,

представителя Обрнадзора РБ ФИО9, действующей по доверенности от < дата > года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций»,

Установил:

ОАО «УЗЭМИК» привлекается к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), на том основании, что < дата > в < дата >. по адресу: ... РБ от < дата > ... было установлено, что ОАО «УЗЭМИК», находясь по адресу места нахождения ОАО «УЗЭМИК» ...: в период времени с < дата > по настоящее время, в нарушение пп «а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской НИИ от < дата > ..., не обеспечило наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (а именно: отсутствие правоустанавливающих документов на учебный кабинет, используемый для проведения теоретических занятий по адресу ... в период времени с < дата > года по настоящее время в нарушение пп. «в» п.6 пп. Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской НИИ от < дата > ... не обеспечило наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (а именно: отсутствуют условия для организации питания обучающихся); в период времени с < дата > года по настоящее время в нарушение пп. «г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской НИИ от < дата > ... не обеспечила наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющую образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (не представлены разработанные и утвержденные программы профессиональной подготовки по профессиям «прессовщик-вулканизаторщик» на ... часа, «закройщик резиновых изделий и деталей», «лаборант по физико-механическим испытаниям 6 разряда» «клейщик» на ..., реализуемые с < дата > года по < дата > года); в период времени в январе-< дата > года в нарушение пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., не обеспечило наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (а именно, с лицами, привлекаемыми к реализации образовательных программ в < дата > года, отсутствуют заключенные трудовые договоры; не представлены документы об образовании мастеров производственного обучения ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, преподавателя ФИО7; мастер производственного обучения ФИО8 имеет среднее профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» вместо высшего профессионального или среднего профессионального в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительного профессионального по направлению подготовки «Образование и педагогика» в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минздравсоцразвития РФ от < дата > №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», что свидетельствует о наличии в действиях ОАО «УЗЭМИК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Представитель Обрнадзора РБ ФИО2 в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала, просила признать ОАО «УЗЭМИК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить наказание на усмотрение суда. Суду пояснила, что о дате начала проверки ОАО «УЗЭМИК» было извещено более чем за месяц до начала проверки, также был предоставлен перечень документов, которые необходимо представить проверяющим при проведении проверки, однако при проведении проверки, указанные в протоколе об административном правонарушении документы, подтверждающие соблюдение ОАО «УЗЭМИК» требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности и образовании не представлено. По окончании проверки был составлен акт о проверке, с которым был ознакомлен директор ОАО «УЗЭМИК», после чего, в присутствии директора ОАО «УЗЭМИК» был составлен протокол об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении директор ОАО «УЗЭМИК» ФИО10 указал, что «объяснения будут даны», после чего ею был проставлен знак ... После составления протокола, директор и лица принимавшие участие в проверки - работники ОАО «УЗЭМИК» попросили еще раз ознакомиться с протоколом, в результате чего, на знаке ...» образовалась дописка «объяснения прилагаются на отдельном листе, документы будут представлены дополнительно. < дата > год, < дата > минут» в то время как протокол был составлен позже.

Представитель ОАО «УЗЭМИК» ФИО11 в судебном заседании, вину не признала, суду пояснила, что ОАО «УЗЭМИК» не было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя ОАО «УЗЭМИК» и с ним представитель ОАО «УЗЭМИК» был ознакомлен в ... часов, то есть до окончания проверки и составления акта проверки, который был составлен в ... часов. Кроме того, ОАО «УЗЭМИК» является собственником объекта недвижимости - корпуса ... (пожарное депо), расположенного на территории ОАО «УЗЭМИК» на основании Плана приватизации. Помещения для приема пищи имеются и оборудованы соответствующим образом, однако проверяющие при проверке отказались их осмотреть. Все программы профессиональной подготовки проверяющим были представлены еще до составления акта проверки, однако в акте проверки они отражены не были. Трудовые договора с педагогическими работниками были заключены, однако они находились в отделе кадров, проверяющие с отдела кадров трудовые договора не запрашивали. В случае признания судом ОАО «УЗЭМИК» виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, просила учесть тяжелое финансовое положение ОАО «УЗЭМИК».

Судья, выслушав представителя Обрнадзора по РБ, представителя ОАО «УЗЭМИК», исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пп. «а», «в», «г», «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской НИИ от 28.10.2013 №966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии со ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя: организацию питания обучающихся.

Согласно ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч.2). К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ч.4). Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5).

В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Правоустанавливающие документы на учебный кабинет, используемый для проведения теоретических занятий по адресу ..., как на момент проверки ОАО «УЗЭМИК» Обрнадзором РБ, так и на момент рассмотрения дела судом, ОАО «УЗЭМИК» не представлены. Доводы относительно того, что ОАО «УЗЭМИК» является собственником объекта недвижимости - корпуса ... (пожарное депо), расположенного на территории ОАО «УЗЭМИК» на основании Плана приватизации, суд признает не состоятельным, поскольку в представленных суду документах корпус ... отсутствует.

Согласно технических паспортов, а также фотографий представленных суду, в корпусах ОАО «УЗЭМИК» имеются комнаты приема пищи, в связи с чем, суд приходит к мнению о том, что нарушение пп.«в» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской НИИ от < дата > ..., включено Обрнадзором по РБ в акт проверки и протокол об административном правонарушении от < дата > необоснованно, в связи с чем, данный пункт нарушения подлежит исключению из акта проверки и протокола об административном правонарушении.

Программы профессиональной подготовки по профессиям «прессовщик-вулканизаторщик» на ... часа, «закройщик резиновых изделий и деталей», «лаборант по физико-механическим испытаниям ... разряда» «клейщик» на ... час, реализуемые с < дата > года по < дата > года, как на момент проверки ОАО «УЗЭМИК» Обрнадзором РБ, так и на момент рассмотрения дела судом, ОАО «УЗЭМИК» не представлены.

Согласно имеющимся в материалах проверки копиям трудовых соглашений на производственное обучение с ФИО6, ФИО12, ФИО3, ФИО4, ФИО13, ФИО5, ФИО14, данные соглашения не подписаны должностными лицами ОАО «УЗЭМИК», в связи с чем, они считаются не заключенными. Представленные представителем ОАО «УЗЭМИК» в судебном заседании копии трудовых соглашений с указанными лицами, не свидетельствуют о том, что данные трудовые соглашения были заключены на момент проверки, поскольку на момент проверки проверяющим были представлены только трудовые соглашения не подписанные должностными лицами ОАО «УЗЭМИК», в то время как, ОАО «УЗЭМИК» заблаговременно до начала проверки был представлен перечень документов, необходимых представить проверяющим при проведении проверки, в котором также были указаны личные дела педагогических работников. Однако в личных делах, оформленные надлежащим образом трудовые соглашения отсутствовали. Кроме того, ОАО «УЗЭМИК» имело возможность представить заключенные надлежащим образом трудовые соглашения, как при проведении проверки, так и при составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении, что сделано не было. В связи с чем, суд приходит к мнению, что данные трудовые соглашения были оформлены после составления протокола об административном правонарушении.

Доводы представителя ОАО «УЗЭМИК» о том, что представитель ОАО «УЗЭМИК» не был извещен о дате, месте и времени протокола об административном правонарушении, суд признает не состоятельным, поскольку в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Как усматривается из самого протокола об административном правонарушении от < дата >, он составлен в присутствии представителя ОАО «УЗЭМИК» - директора ФИО10

Доводы представителя ОАО «УЗЭМИК» о том, что акт проверки был составлен позднее, чем протокол об административном правонарушении, суд также признает не состоятельным, поскольку из протокола об административном правонарушении от < дата > усматривается наличие дописок директором ОАО «УЗЭМИК» ФИО10 после его составления в виде записи времени ... часов».

Вина ОАО «УЗЭМИК» в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от < дата >, приказом о проведении плановой выездной проверки от < дата > ... с которым директор ОАО «УЗЭМИК» ФИО10 был ознакомлен < дата > года, актом проверки от < дата >..., предписанием от < дата > ..., лицензией на право ведения образовательной деятельности ... от < дата > года.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, а также финансовое положение ОАО «УЗЭМИК», а также для обеспечения достижения цели административного наказания, поскольку назначение штрафа, может повлечь неисполнение постановления суда, суд считает возможным назначить ОАО «УЗЭМИК» наказание в виде приостановления образовательной деятельности.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Постановил:

Признать Открытого акционерного общества «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций» (ИНН ..., дата рег. от < дата > МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РБ) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде в виде приостановления образовательной деятельности по адресу ... сроком на ... суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.А.Оленичева