ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-109/2016 от 29.04.2016 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело 5-109/2016 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<дата> г. Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фиминой Т.А.

с участием защитника ПАО «АМЗ» по доверенности Терентьевой А.В.

помощника Арзамасского городского прокурора

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Арзамасе

дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «Арзамасский машиностроительный завод»,

у с т а н о в и л:

Постановлением прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода <дата>. возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица-ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», расположенного по адресу <адрес>, по ст.17.7 КоАП РФ, поскольку в действиях ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ-невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в связи с тем, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода в соответствии с п.6.1 решения коллегии прокуратуры Нижегородской области «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе при реализации государственного оборонного заказа» проводилась проверка соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в отношении ООО «Военно-инженерный центр». В этой связи, прокуратурой района <дата> в адрес руководителя ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» направлено требование от <дата> о предоставлении информации к <дата>, в том числе запрошены следующие сведения: документы по предоставлению беспроцентных займов по договорам, заключенным с ООО «Военно-инженерный центр»» в <дата> года (копии договоров, информацию о перечислении денежных средств, о возврате денежных средств по договорам). В случае не возврата денежных средств по договорам указать причины. На какие цели предоставлялись данные средства. В ответ на указанное требование <дата> ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» сообщило, что информацией по заёмным отношениям с ООО «Военно-инженерный центр» в <дата> года не располагает. Вместе с тем, прокуратурой района в ходе проверки установлен факт перечисления <дата> денежных средств в размере 35 млн. рублей на счет ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» по договору от <дата>, что подтверждается информацией ИФНС Автозаводского района г.Н.Новгорода о движении денежных средств за <дата> по расчетному счету , открытому в Нижегородском филиале Банка Союз (АО). <дата> изменена организационная форма Общества, внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. В соответствии с п.98 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (пункт 101 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Согласно Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков" хранения" срок хранения первичных учетных документов и приложений к ним, зафиксировавших факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) составляет 5 лет с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» обязано хранить документацию по движению денежных средств в течение 5 лет, то есть при совершении операции <дата> срок хранения документации до <дата> года. При предоставлении информации по запросу заместителя прокурора района от <дата> ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» умышленно созданы препятствия в осуществлении надзорных полномочий. Место совершения административного правонарушения: <адрес>. Дата совершения административного правонарушения (дата)

В судебное заседание не явился законный представитель ПАО «АМЗ», прокурор Автозаводского района г.Н.Новгорода, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание явился защитник ПАО «АМЗ» по доверенности ФИО1, помощник Арзамасского городского прокурора

Отводов судье не заявлено.

Защитнику разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ.

Ходатайств не поступило.

С учетом мнения лиц, участвующих по делу, судья определил дело рассмотреть в отсутствие законного представителя ПАО «АМЗ» и прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании защитник ОАО «АМЗ» по доверенности ФИО1 пояснила, что в действиях ПАО «АМЗ» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку требования прокурора в форме электронного сообщения может быть передано только с его направлением по средствам почтовой связи, однако до настоящего времени почтовой связью требование из прокуратуры Автозаводского района Н.Новгорода не поступало.

Помощник Арзамасского городского прокурора в судебном заседании постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от <дата>. в отношении ПАО «АМЗ» поддержала, пояснив, что в ПАО «АМЗ» электронной почтой <дата>. заместителем прокурора Автозаводского Района г.Н.Новгорода был направлен сканированный вариант требования о предоставлении необходимых документов до <дата>. Оригинал требования был направлен в ПАО «АМЗ» только <дата>

Выслушав помощника Арзамасского городского прокурора , защитника ПАО «АМЗ» ФИО1, изучив материалы данного административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.17.7 КоАП РФ-умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода <дата>. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица-ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», расположенного по адресу <адрес>, в связи с неисполнением направленного <дата>. по электронной почте требования заместителя прокурора Автозаводского района г.Н.Новгород о необходимости предоставления не позднее <дата>. информации, в том числе запрошены документы по предоставлению беспроцентных займов по договорам, заключенным с ООО «Военно-инженерный центр»» в <дата> года (копии договоров, информацию о перечислении денежных средств, о возврате денежных средств по договорам). В случае не возврата денежных средств по договорам указать причины. На какие цели предоставлялись данные средства.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность по ст.17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1,22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежит безусловному исполнению в установленный срок.

В силу части 1 статьи 21 указанного Федерального закона прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона; проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода в соответствии с п.6.1 Решения коллегии прокуратуры Нижегородской области «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе при реализации государственного оборонного заказа» проводилась проверка соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в отношении ООО «Военно-инженерный центр».

<дата> в адрес руководителя ПАО «АМЗ» направлено требование о предоставлении информации, в том числе запрошены следующие сведения: документы по предоставлению беспроцентных займов по договорам, заключенным с ООО «Военно-инженерный центр» в <дата>. (копии договоров, информацию о перечислении денежных средств, о возврате денежных средств по договорам). В случае невозврата денежных средств по договорам указать причины. На какие цели предоставлялись денежные средства.

Сканированная копия указанного требования была направлено в адрес ПАО «АМЗ» по электронной почте <дата>

Между тем, ни Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ни иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность направления требования прокурора в форме факсимильного сообщения и по электронной почте.

Более того, согласно п.5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011г. N450, передаваемая и принимаемая факсимильной связью информация не считается документом, имеющим юридическую силу. В связи с этим при передаче документа факсимильной связью досылка оригинала является обязательной.

При этом сведений о направлении заместителем прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода в адрес ПАО «АМЗ» почтовым отправлением указанного требования после отправления его по электронной почте, материалы дела не содержат, ввиду отсутствия описи, сведений о вручении почтового отправления, об отказе в его получении, возврате почтового отправления.

Таким образом, требования прокурора в форме факсимильного сообщения или электронного сообщения может быть передано наряду с его направлением по средствам почтовой связи, а невыполнение требования прокурора, направленного в указанной форме, само по себе не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Доводы помощника Арзамасского городского прокурора ., изложенные в судебном заседании, о том, что оригинал требования был направлен в ПАО «АМЗ» <дата>., что подтверждается представленной ксерокопией книги учета документов, отправленной корреспонденции, суд не может принять во внимание, поскольку направление в ПАО «АМЗ» требования <дата>. уже после вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и направлении дела в суд, исключает возможность получения указанного требования до <дата>

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ПАО «АМЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст.17.7, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении ПАО «АМЗ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.А.Фимина