ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-109/2022 от 13.01.2022 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

УИД 16RS0051-01-2021-022413-65

Дело №5-109/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 января 2022 года город Казань

Судья Советского районного суда города Казани Мельникова Ольга Васильевна, при секретаре судебного заседания Шайымовой А.Р.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –Средняя общеобразовательная школа <номер изъят> имени П.А. Полушкина – Центра образования» Советского района города Казани (далее МБОУ «СОШ <номер изъят>), имеющий юридический адрес: <...>, ИНН <номер изъят>,

установил:

в период с <дата изъята> было установлено, что МБОУ «СОШ <номер изъят> в нарушение требований части 1 и 4 статьи 91 Федерального Закона от <дата изъята><номер изъят> ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах (по настоящее время) осуществляет образовательную деятельность (реализация общеобразовательных программ МБОУ «СОШ <номер изъят>) по адресам, не указанным в Выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (Лицензия на осуществление образовательной деятельности <номер изъят> серия <данные изъяты> от <дата изъята> со сроком действия «бессрочно», номер бланка <номер изъят>), а именно по адресу: <адрес изъят>

Законный представитель юридического лица ФИО1 в судебном заседании вину признала частично, пояснила, что в течение 4 лет она ведет переписку с соответствующими органами, по замене труб ПВХ на металлические, поскольку изменились правила пожарной безопасности. Однако в связи с отсутствием финансирования данный вопрос рассмотрен и решен только в конце мая 2021 года, и то на выделенные денежные средства в августе поменяли трубы в одном здании по адресу: <адрес изъят>. По адресу <адрес изъят>, заменены трубы были в январе 2022 года.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2, работающая в Министерстве образования и науки Республики Татарстан, пояснила суду, что данное правонарушение является длящимся, здание функционирует и эксплуатируется несовершеннолетними детьми. Раньше действительно были другие требования по пожарной безопасности, но нельзя ссылаться на то, что отсутствует финансирование, поскольку у школы имеются внебюджетные средства.

Выслушав объяснения и доводы участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ «СОШ <номер изъят>» с 15 по <дата изъята> на основании решения Министерства образования и науки Республики Татарстан выявлено, что МБОУ «СОШ <номер изъят>», в нарушение статьи 91 Федерального закона от <дата изъята> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", осуществляет образовательную деятельность без лицензии по адресу, не указанному в Выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности от <дата изъята><номер изъят> серия <данные изъяты>

Факт совершения правонарушения и вина МБОУ «СОШ <номер изъят>» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от <дата изъята>; решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от <дата изъята> №Р-188/2021-Д "о проведении плановой выездной проверки МБОУ «СОШ <номер изъят>»; актом плановой выездной проверки от <дата изъята>; объяснением директора МБОУ «СОШ <номер изъят>» ФИО1; предписанием об устранении нарушений от <дата изъята>; выпиской из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности; скриншотами с сайта МБОУ «СОШ <номер изъят>»; свидетельством о государственной аккредитации МБОУ «СОШ <номер изъят>» по адресу: <адрес изъят>; штатным расписанием МБОУ «СОШ <номер изъят>» на период с <дата изъята>; уставом МБОУ «СОШ <номер изъят>»; свидетельством о постановке МБОУ «СОШ <номер изъят>» на учет в налоговом органе по месту ее нахождения; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; иными объективными письменными документами.

Допустимость и достоверность имеющихся в деле доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Протокол об административном правонарушении и исследованные судом документы составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.

Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности, в частности порядок извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не нарушен. Нарушений права юридического лица на защиту при производстве по делу не усматривается.

Поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц административного органа в исходе настоящего дела, их небеспристрастности к указанному юридическому лицу или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных им процессуальных документах, не имеется, в связи чем, признаю их допустимыми доказательствами, которые могут быть положены в основу административного акта, оценив их по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы законного представителя ФИО1 том, что МБОУ «СОШ <номер изъят>» предпринимало все зависящие от него меры по получению лицензии (многочисленные доказательства этого имеются в материалах административного дела), в то же время со стороны органов местного самоуправления отсутствовало достаточное финансирование, поэтому у учреждения не было возможности провести ремонт одного из зданий, выполнить предписания контролирующих органов и получить лицензию, не являются основанием для освобождения учреждения от административной ответственности, а также не свидетельствуют о наличии по делу смягчающих административную ответственность образовательного учреждения обстоятельств.

Суд квалифицирует действия МБОУ «СОШ <номер изъят>» как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что юридическим лицом – МБОУ «СОШ <номер изъят>» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований установленных законодательством Российской Федерации в области образования.

При назначении административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность, а именно частичное признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном административном правонарушении, не установлено.

Оснований для освобождения МБОУ «СОШ <номер изъят>» от административной ответственности, в том числе по малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Штрафные санкции должны отвечать требования справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественного положения виновного, суд приходит к выводу о целесообразности назначения МБОУ «СОШ <номер изъят>» административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно такая мера государственного принуждения сможет обеспечить достижение воспитательной предупредительной цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа <номер изъят> имени П.А. Полушкина – Центра образования» <адрес изъят> (ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят>, место регистрации; <адрес изъят>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа - УФК по РТ «Министерство образования и науки РТ, л/с <номер изъят>); учреждение банка – ГРКЦ НБ Республика Татарстан Банка России <адрес изъят>; БИК <номер изъят>, расчётный счет <номер изъят>, КБК <номер изъят>; ИНН <номер изъят>, КПП <номер изъят>, ОКТМО – <номер изъят>; УИН <номер изъят>.

В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Копия документа об уплате штрафа подлежит представлению в отдел по обеспечению судопроизводства по административным делам Советского районного суда города Казани по адресу: РТ, <...>, кабинет 110, либо по электронной почте: sovetsky.tat@sudrf.ru (с указанием номера дела), либо по факсу: (843) 264-98-94.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья направляет второй экземпляр настоящего постановления с отметкой о неуплате административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Копии настоящего постановления в течение 3 дней со дня его вынесения направить лицу, в отношении которого оно вынесено, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Мельникова О.В.

Постановление21.03.2022