Дело № 5-10/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Каменск-Уральский 26 февраля 2018 года
Судья Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Курин Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» (ИНН *, КПП *, ОГРН *), расположенного по ул. * области,
руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
26.12.2017 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» (МБОУ ВСОШ № 1), находящееся по адресу: *, осуществляла деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно, а именно, осуществляя образовательную деятельность в части реализации учебного предмета «Физическая культура», не имело на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленной к лицензированию образовательной программе, а также не имело в наличии материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами в части реализации учебного предмета «Физическая культура».
Лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
В ходе судебного заседания представитель правонарушителя ФИО1 вину в совершении правонарушения не признала, указав, что действительно, их учебное заведение, осуществляя образовательную деятельность на основании лицензии, в том числе по предмету «Физическая культура», не имеет ни спортивного зала, ни спортивной площадки, ни спортивного инвентаря. Согласно разработанных ими рабочих планов по указанному предмету предполагается только теоретическое обучение с последующей раздачей заданий для самостоятельного осваивания вне школы. Данные планы связаны с тем, что контингент обучающихся у них необычный, в основном школу посещают уже работающие на производстве люди, чья деятельность связана с тяжелыми физическими нагрузками вне школы. Более того, по государственным обучающим стандартам 2004 года, по которым они и работают, не было предусмотрено обязательных правил, предусматривающих требования к зданиям и сооружениям в плане их наличия для обучения по предмету «Физическая культура». Поскольку они на настоящее время руководствуются государственным обучающим стандартом 2004 года, на новый образовательный стандарт не перешли, обучение они начинают с 8 класса, следовательно, наличие зданий, сооружений, а также соответствующего материально-технического обеспечения не является обязательным. При проверке в 2013 году никаких претензий по данному поводу не возникало.
Выслушав сторону правонарушителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.10 Устава, МБОУ ВСОШ № 1 является некоммерческой организацией. Пункт 2.1 Устава гласит, что МБОУ ВСОШ № 1 осуществляет в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (л. д. 10-21).
МБОУ ВСОШ № 1 имеет действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, серия * № * от * № *, по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, а также свидетельство о государственной аккредитации, выданное Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, серия * № * от * № * по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования (л. д. 22-26).
Согласно как представленным основной образовательной программе МБОУ ВСОШ № 1, так и рабочим программам учебного предмета (курса) «Физическая культура», МБОУ ВСОШ № 1 оказывает образовательные услуги по обучению предмету «Физическая культура» (л. д. 38-69). В данных программах указаны в том числе и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при освоении программы предмета «Физическая культура».
Из расписания уроков на 2017-2018 года следует, что занятия по предмету «Физическая культура» присутствуют в расписании занятий 8-12 классов МБОУ ВСОШ № 1 (л. д. 79-80).
При проведении плановой выездной проверки, проведенной специалистами отдела контроля и надзора Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 21.11.2017 № 1798-кн «О проведении плановой выездной проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность» установлено, что у МБОУ ВСОШ № 1 при реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, утвержденной приказом от 01.09.2016 г. № 74-Д, при обучении 103 человек отсутствуют помещения, территории: спортивный зал, спортивная площадка; отсутствует материально-техническое обеспечение для реализации учебного предмета «Физическая культура» в соответствии со Стандартом ОО и Стандартом СО: маты для выполнения акробатических упражнений и комбинаций (для выполнения упражнений: кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами перевороты); спортивные снаряды (для выполнения упражнений: висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки, опорные прыжки); гимнастическая полоса препятствий; канат; помещение или территория для ритмической гимнастики танцевальных движений, спортивной ходьбы, бега на короткие, средние и длинные дистанции, барьерного, эстафетного и кроссового бега, прыжков в длину и высоту с разбегом, метания малого мяча; лыжной подготовки: основных способов передвижения на лыжах техники выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений; спортивных игр, технических приемов и тактических действий в баскетболе, волейболе, футболе, мини футболе; элементов техники национальных видов спорта; специальной подготовки по футболу - передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш: сближающихся противников, финты; по баскетболу – передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников; по волейболу - передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи; отсутствует полоса препятствий.
Данный факт не оспаривался стороной правонарушителя и подтверждается актом № * (л. д. 34-37).
Согласно примечанию к ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Из п. 9 Положения «О лицензировании образовательной деятельности» следует, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Подпункт «а» п. 6 Положения «О лицензировании образовательной деятельности» указывает на обязательное наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; подпункт «б» предусматривает обязательное наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
Следовательно, отсутствие зданий, строений и материально-технического обеспечения образовательной деятельности является грубым нарушением лицензионных требований.
При оценке аргументов стороны правонарушителя о том, что их рабочая программа по предмету «Физическая культура» построена на том, что учащиеся на уроках осваивают теоретические знания, а практическую часть должны осуществлять самостоятельно вне пределов учебного заведения, суд приходит к следующему. Требования к учебному плану и обязательные предметные результаты по каждому учебному предмету установлены Приказом Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». При изучении рабочих программ МБОУ ВСОШ № 1 суд установил, что они соответствуют установленным образовательным стандартам. Однако, даже при подобной организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» с целью соответствия полученных результатов обучения (необходимых теоретических знаний и практических навыков) должна осуществляться проверка приобретенных учащимися навыков и умений, которые указаны в рабочей программе. При отсутствии необходимых помещений и материально-технических ресурсов (спортивного инвентаря) проверка результатов обучения по программе «Физическая культура» является невозможной. Ссылку на особый контингент учащихся суд также считает несостоятельной, поскольку исключений для учащихся данных образовательных учреждений нормативные документы, касающиеся лицензирования, не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что осуществление МБОУ СОШ № 1 образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» при отсутствии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленной к лицензированию образовательной программе, а также при отсутствии материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных, при производстве по делу и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судья не находит.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для юридического лица в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
С учетом данных об отсутствии отягчающих обстоятельств, характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, также принимая во внимание то, что административное приостановление деятельности является наиболее суровым наказанием, и его назначение негативно отразится на учебном процессе, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
Основания для освобождения МБОУ ВСОШ № 1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, исходя из характера нарушения, степени его общественной опасности, отсутствуют.
Вместе с тем, согласно п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Суд приходит к выводу, что исходя из характера осуществляемой правонарушителем деятельности (образовательная деятельность, не связанная с извлечением прибыли), и как следствие имущественным положением правонарушителя, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, выполняющим социальную функцию, и отсутствием тяжких последствий от правонарушения, суд считает возможным применить правила п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание, с учетом положений п. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» (ИНН *, КПП *, ОГРН *), расположенному по ул. * области, наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: лицевой счет № <***>; ИНН <***>, КПП 666101001; УФК по Свердловской области (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области); р/счет <***> Уральское ГУ Банка России по Свердловской области, БИК 046577001, КБК 07711607000016000140, ОКТМО 65701000, УИН *.
Неуплата административного штрафа в установленный срок является правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд путём подачи жалобы через Красногорский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего постановления.
При обжаловании постановления, результат размещается на сайте: www.ekboblsud.ru Судья Курин Д. В.