ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/19 от 22.01.2019 Ростовского районного суда (Ярославская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 января 2019 года г.Ростов Ярославская обл.

Судья Ростовского районного суда Ярославской области Захарова С.И.

при секретаре Макаровой О.В.,

рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дом моды», зарегистрированного по адресу: <...>, осуществляющего деятельность по адресу: <...>, директор ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Дом моды» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. 29.05.2012 на земельный участок между ООО «Дом моды» и Департаментом культуры Ярославской области было заключено охранное обязательство №215-153. Данное охранное обязательство является действующим.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территории объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города). Границы территории данного объекта определены Институтом археологии Российской академии наук и утверждены приказом департамента культуры Ярославской области от 20.02.2012 № 7 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия». Данный приказ опубликован в газете «Документ - Регион» от 07.03.2012 № 18.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения объект археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города) включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

На основании задания от 10.09.2018 № 391-вк, должностным лицом департамента 11.09.2018 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города) в границах земельного участка расположенного по адресу: <...>. В ходе мероприятия выполнен осмотр объекта и фотофиксация.

В результате осмотра установлено следующее:

- земельный участок с кадастровым номером ,
расположенный по указанному выше адресу, представляет собой
спланированную площадку, используется для содержания и эксплуатации
зданий;

территория частично заасфальтирована, частично задернована;

границы участка определены сложившейся застройкой и ограждением;

в северо-восточной части земельного участка между корпусами здания, разделенными двором с ориентировочными размерами 8 м х 22 м осуществлены земляные и строительные работы;

на указанной территории выполнено 15 шурфов примерными размерами 1,2 м х 1,2 м и глубиной около 1 м;

в шурфах смонтирована арматура, установлена опалубка, выполнены монолитные фундаментные конструкции;

между корпусами здания по красной линии ул. Коммунаров выполнен монолитных бетонный фундамент на площади 4 кв.м (8 м х 0,5 м);

- культурный слой, извлеченный из шурфов, представлен темно-
коричневой и черной супесью с включениями песка, древесного тлена, извести,
кирпичного боя, остеологического материала, булыжников, валунов;

указанные выше земляные и строительные работы организованы правообладателем земельного участка в отсутствие согласованного плана проведения спасательных археологических полевых работ либо раздела проектной документации, предусматривающего меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города), включающего оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия;

проведением земляных и строительных работ, осуществленных в отсутствие согласованного плана проведения спасательных археологических полевых работ либо раздела проектной документации, предусматривающего меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города), включающего оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия, причинен вред данному объекту археологического наследия.

ООО «Дом моды» не соблюдены требования, предъявляемые к техническим заказчикам (застройщикам) при проектировании и проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, нарушен особый режим использования земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия (пункт 5 статьи 5.1, подпункт 9 пункта 2 статьи 33, пункты 1, 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.

Указанные действия ООО «Дом моды» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

24 декабря 2018 года консультантом отдела разрешительной документации департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО2 в отношении ООО «Дом моды» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Участвующий в судебном заседании представитель ООО «Дом моды» по доверенности Летягина Н.Т. пояснила, что ООО владеет земельным участком с 1999 года, ранее никогда условий охранного обязательства не нарушало. При проведении работ по укреплению фундамента по периметру здания были выполнены шурфы на глубину не более 1 метра, при этом культурный слой, являющийся памятником. Нарушен не был, т.к. здание современной постройки, глубина, на которую заложен фундамент, составляет около 2х метров.

Представитель Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области просил рассматривать дело в его отсутствие, подтвердил сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Выслушав пояснения представителя ООО «Дом моды», изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что ООО «Дом моды» виновно в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон N 73-ФЗ).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Как следует из частей 1, 2 и 3 ст. 36 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным ч. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Материалами дела установлено, что по состоянию на 14 часов 07 ноября 2018 года ООО «Дом моды» умышленно, в нарушение положений Закона N 73-ФЗ нарушило

особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия

требования государственной охраны объектов культурного наследия, которое выразилось в отсутствии осуществления мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении земляных работ

организацию проведения земляных в отсутствие согласованного плана проведения спасательных археологических полевых работ либо раздела проектной документации, предусматривающего меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой города, XI - XVII вв. н.э.» (Ярославская область, г. Ростов, центр города), включающего оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность ООО «Дом моды» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: заявлением Орлова В.Н. от 20.08.2018 года; заданием Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 10 сентября 2018 года; актом осмотра объекта культурного наследия от 11 сентября 2018 года; приказом директора Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области о проведении внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Дом моды" № 189 от 08.10.2018; актом проверки №37 от 09.11.2018 года и фототаблицей к нему; указом Президента РФ от 20.02.1995 года «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»; охраннным обязательством собственника земельного участка от 25.05.2012 года.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимым доказательством, при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены правильно.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, принимаю во внимание, что ранее ООО «Дом моды» не привлекалось к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП предпосылками для снижение административного штрафа выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Сведения, позволяющие признать назначение наказания в виде административного штрафа излишне карательным, а равно подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия для ООО "Дом моды " отсутствуют.

Принимая во внимание наличие в данном случае исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения- проведение земляных работ по периметру здания на глубину не более 1 метра, имущественным положением ООО, которое как пояснил его представитель находится в предбанкротном состоянии, полагаю, назначение наказания в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ излишне карательным, оплата штрафа в таком размере повлечет тяжелые финансовые последствия для ООО "Дом моды ", поэтому считаю возможным назначить наказание в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, а именно административный штраф в размере 100 тыс. рублей.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 7.13 ч.1 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дом моды» признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 (ста) тыс. руб.

Штраф надлежит перечислить по следующим реквизитам:

Расчетный счет <***> в Отделении Ярославль г.Ярославль БИК 047888001, получатель УФК по Ярославской области (Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области), ИНН/КПП <***>/760401001, ОКТМО 78701000. Код бюджетной классификации 957.116.90020.02.0000.140, УИН - 0410964015002772122200047.

В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки (если они предоставлены в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в течение 10-ти суток с момента получения копии постановления.

Федеральный судья С.И. Захарова