Постановление
(резолютивная часть постановления вынесена 18.03.2014г).
19 марта 2014 года р.п.Николаевка
Судья Николаевского районного суда Ульяновской области Березенчук С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 19.20 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа Муниципального образования «<адрес>» <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Консультантом отдела лицензирования и государственной аккредитации Департамента по надзору и контролю в сфере образования <адрес> М.Г.В. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении № № в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа за нарушение лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленных пп. «г» и «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В вину Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа вменено то, что с 13.01.2014г. Муниципальным бюджетным образовательным учреждением Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа совершается противоправное деяние, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии).
В частности, установлено отсутствие образовательных программ в соответствии со ст.12 Закона «Об образования в Российской Федерации», по предметам:
-«Музыка» в 5,6 классах (учитель А.Г.Х.); представлено для проверки только календарно-тематическое планирование;
-«История» в 9,10,11 классах (учитель Д.У.Х.), представлено только календарно-тематическое планирование;
-«Русский язык» в 9 классе (учитель И.Т.С.), представлено только календарно-тематическое планирование;
- «Немецкий язык» в 5 классе (учитель А.З.Х.), отсутствует рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано, что в МБОУ Татарско-Сайманской СОШ привлекаются к образовательной деятельности работники, не обладающие соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления образовательной деятельности :
Так, А.Г.Х. преподает дисциплину «Музыка», но имеет диплом об окончании Сызранского педагогического училища с присвоением квалификации «Воспитатель детского сада», свидетельство о повышении квалификации ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования», справку УИПКПРО о прохождении курсов «Основы мировых религиозных культур»;
Б.Р.Р. преподает дисциплину «Изобразительное искусство», но имеет диплом об окончании Ульяновского сельскохозяйственного института с присвоением квалификации «Инженер-механик», свидетельство о повышении квалификации УИПКПРО по специальности «Современная концепция технологического оборудования школьников», свидетельство о повышении квалификации НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике», свидетельство о повышении квалификации УИПКПРО по программе «Информационные технологии»;
Р.Х.Р. преподает дисциплину «Физическая культура», но имеет диплом ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. У.И.Н.» с присуждением квалификации «Учитель технологии и предпринимательства», свидетельство о повышении квалификации в УИПКПРО по программе «Безопасность жизнедеятельности».
В судебном заседании законный представитель юридического лица –Врио директора МБОУ Татарской-Сайманской средней общеобразовательной школы И.Н.Ш. факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении не оспорила, в суде пояснила, что приведенные в протоколе нарушения, связанные с отсутствием образовательных программ были допущены по причине большой нагрузки на ответственных за составление программ педагогов; в настоящее время все программы составлены и работают. По поводу нарушений, связанных с привлечением к образовательной деятельности работников, не обладающих соответствующей квалификацией, пояснила, что педагог А.Г.Х. в марте 2014г. находилась на курсах повышения квалификации учителей музыки по теме: «Особенности преподавания музыки в условиях введения ФГОС» и ее квалификация в настоящее время соответствует занимаемой должности. На 2014год запланировано обучение по квалификации «Особенности преподавания изобразительного искусства в условиях ФГОС» преподавателя Б.Р.Р., после чего он также будет иметь соответствующую квалификацию. Что касается преподавателя Р.Х.Р., то он на 2014-2015 г. вообще не комплектован на преподавание дисциплины «Физическая культура».
Проверив материалы дела, выслушав законного представителя юридического лица И.Н.Ш., допросив в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении М.Г.В., судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 40 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
При рассмотрении дела установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной комитетом по надзору и контролю в сфере образования <адрес>.
Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Подпунктом «г» пункта 6 указанного положения предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со с. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Результатами проверки установлено, что по четырем предметам в МБОУ Татарско-Сайманскоя СОШ отсутствовали рабочие программы.
Подпунктом «д» пункта 6 указанного положения предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Пунктом 9 указанного Положения определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий к которым относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта настоящего Положения.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 331 Трудового кодекса РФ).
В п.62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 10.03.2009) № 196, определены требования к педагогам общеобразовательного учреждения: на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Требования к квалификации учителя (преподавателя) изложены в разд.III "Должности педагогических работников" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 761н: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, МБОУ Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, которые выразились в нарушении п.п. «г», «д» п.6 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 966.
Данные факты подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 21-лк от 07.02.2014г. (л.д.1-5); Экспертным заключением по итогам плановой выездной проверки в отношении МБОУ Татарско-Сайманская СОШ (л.д.13-17); копией лицензии на право ведения МБОУ Татарско-Сайманской СОШ образовательной деятельности (л.д.11), приложением к лицензии, согласно которого МБОУ Татарско-Сайманская СОШ имеет право ведения образовательной деятельности по пяти программам, и них: четыре- общего образования (начальное, основное, среднее, специальное коррекционное) и одна программа дополнительного образования (физкультурно-спортивная); штатным расписанием МБОУ Татарско-Сайманской СОШ по состоянию на 1.09.2013г. (л.д.18-19); тарификационным списком педагогических работников МБОУ Татарско-Сайманской СОШ (л.д.20-23); документами подтверждающими уровень образования и квалификации педагогов А.Г.Х., Б.Р.Р., Р.Х.Р. (л.д.24-33); объяснениями Д.Р.Т.- директора МБОУ Татарско-Сайманская СОШ (л.д.6-7)
Вина МБОУ Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывают
Учитывая, что МБОУ Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа» грубо нарушает Положение о лицензировании образовательной деятельности, судья действия юридического лица квалифицирует по ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законным представителем юридического лица в судебное заседание представлена копия справки о том, что А.Г.Х. прошла обучение на курсах повышения квалификации учителей музыки по теме: «Особенности преподавания музыки в условиях введения ФГОС».
При этом судья отмечает, что обучение А.Г.Х. на данных курсах происходило с 3.03.2014г. по 7.03.2014г., то есть после составления протокола об административном правонарушении, что не является основанием для исключения из описания административного правонарушения обстоятельств, связанных с нарушением юридическим лицом лицензионных требований в части привлечения А.Г.Х., как работника, не обладающего соответствующей квалификацией, к образовательной деятельности.
Высокое качество преподавания учителями, указанными в протоколе об административной ответственности, предметов, по которым у них не имеется соответствующей квалификации, как об этом указано в объяснениях Д.Р.Т., не влияет на обоснованность привлечения к административной ответственность по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ.
Эти доводы основаны на неверном толковании закона. Лицо, не имеющее требуемого уровня образования, не может в полной мере обеспечить осуществление целей и задач образовательного учреждения.
Не усмотрел суд и каких-либо оснований считать совершенное юридическим лицо правонарушение малозначительным.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Поскольку совершенное юридическим лицом административное правонарушение затрагивает сферу образования детей, по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности, доводы о малозначительности не состоятельны.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность судья, кроме приведенных выше обстоятельств, учитывает совершение впервые юридическим лицом однородного административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Судья учитывает, что приостановление деятельности МБОУ Татарско-Сайманская СОШ может негативно сказаться на учебном процессе. В этой связи судья приходит к выводу, что административное наказание в виде приостановления деятельности является чрезмерно строгим наказанием и полагает, что справедливым и соразмерным совершенному правонарушению будет наказание в виде штрафа в минимальном его размере.
Руководствуясь ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «<адрес>» <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, который следует перечислить по следующим реквизитам: № УФК по <адрес> /Комитет по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, л/с №/ р/с № ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес> ОКАТО № БИК № КБК №.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней, исчисляя со дня вручения копии постановления, путем подачи жалобы через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Судья С.В.Березенчук