ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2016 от 14.01.2016 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№5-10/2016

постановление

14 января 2016 г. г.Саратов

Судья Волжского районного суда г.Саратова Гончарова Н.О.,

при секретаре Бирюковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

общества с ограниченной ответственностью "Вита-99", иные данные

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Саратовской области плановой документальной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вита-99" (далее – ООО "Вита-99") выявлено, что данное юридическое лицо, являясь держателем лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, в ДД.ММ.ГГГГ годах осуществляло научное руководство и авторский надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой, 1950-е гг." по адресу: <адрес>, однако, в установленный ч.7 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" срок не представило в орган, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, отчетной документации о выполненных работах по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия.

При рассмотрении дела законный представитель ООО "Вита-99" ФИО1 возражал против привлечения ООО "Вита-99" к административной ответственности. При этом указал, что работы на указанном объекте не проводились, поскольку сменился его собственник, а бланка отзыва разрешения на производство работ в Министерстве культуры не имеется.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Законодательным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В силу ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч.1, 5 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

В соответствии с ч.7 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Помимо научного отчета о выполненных работах, на которые выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия согласно приложению №1 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2015 г. №1840 "Об утверждении состава и порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" отчетная документация включает в себя опись рабочей документации, предназначенной для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, разработанной на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; опись актов на скрытые работы с указанием их реквизитов; опись исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение проектных решений и состояние объекта культурного наследия в процессе производства работ по мере завершения определенных в проектной документации работ; копия журнала авторского надзора при проведении работ на объекте культурного наследия с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия и их соответствии требованиям, установленным ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В силу ст.61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО "Вита-99" административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что указанное юридическое лицо, являющееся держателем лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, в 2014-2015 годах осуществляло научное руководство и авторский надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой, 1950-е гг." по адресу: <адрес>, однако, в установленный ч.7 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" срок не представило в орган, выдавший разрешение на проведение ра&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах административного дела документами:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) сроком до ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению к которой ООО "Вита-99" осуществляет следующие виды работ: научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы (по заявлению лицензиата: архитектурные исследования; инженерно-техническое обследование конструкций памятников истории и культуры; разработка проектной документации по реставрации объектов культурного наследия (объекты промышленного и гражданского зодчества: здания и сооружения религиозного назначения; сооружения фортификационного назначения; малые архитектурные формы; приспособление памятников истории и культуры для современного использования); разработка проектов инженерного укрепления, консервации и защиты объектов культурного наследия (каменные, деревянные, металлические конструкции и детали; фундаменты и грунты оснований); проектирование инженерных систем и оборудования) и производственные работы (по заявлению лицензиата: реставрация декоративно-художественных покрасок (реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров); реставрация декоративных штукатурок и лепных изделий (реставрация и воссоздание штукатурной отделки и окрасок; реставрация и воссоздание облицовки из искусственного мрамора); реставрация кровельных покрытий (ремонт, реставрация и воссоздание кровель); реставрация металлических конструкций (ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций); реставрация памятников деревянного зодчества (ремонт, реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей; реставрация и воссоздание резьбы по дереву); ремонт и реставрация инженерных систем и оборудования памятников истории и культуры, системы электрообеспечения);

договором авторского надзора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО4 и ООО "Вита-99", на осуществление ООО "Вита-99" авторского надзора за выполнением ремонтно-реставрационных, общестроительных, восстановительных работ по перепланировке и приспособлению нежилых помещений 1-го этажа под магазин непродовольственных товаров по адресу: <адрес>а;

разрешением на производство работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Министерством культуры Саратовской области иные данные на проведение работ по перепланировке и приспособлению нежилых помещений 1-го этажа под магазин непродовольственных товаров на объекте культурного наследия "Дом жилой, 1950-е гг.", расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому научное руководство, авторский и технический надзор осуществляет ООО "Вита-99";

сообщением Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО "Вита-99" после выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, согласно выданных разрешений, не предоставило отчетную документацию в региональный орган охраны;

актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения требований ч.7 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", выразившиеся в непредставлении в установленные законодательством сроки в орган, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах, в том числе на объект – "Дом жилой, 1950-е гг.", расположенном по адресу: <адрес>.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

При этом ООО "Вита-99" доказательств, подтверждающих предоставление после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, то есть в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не представил.

Таким образом, ООО "Вита-99" нарушило требования сохранения, использования и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия, то есть совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ссылка на то, что какие-либо работы на объекте культурного наследия не проводились не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку в таком случае ООО "Вита-99" должно было сообщить в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о том, что на основании выданного разрешения работы не производились.

В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что ООО "Вита-99" не были приняты на момент проверки все необходимые меры для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности, в том числе в связи с малозначительностью правонарушения, не имеется.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

С учетом изложенного, судья считает необходимым назначить ООО "Вита-99" наказание в виде административного штрафа, применив при определении его размера положения ч.3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 200000 руб. то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и носит по отношению к ООО "Вита-99" карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, судья считает возможным снизить размер административного штрафа и назначить ООО "Вита-99" наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в размере 100000 руб.

Судья исходит из того, что в данном случае снижение административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.7.13, ст.3.5, 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановила:

общество с ограниченной ответственностью "Вита-99" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

иные данные

Настоящее постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья