ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2016 от 25.03.2016 Татищевского районного суда (Саратовская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 марта 2016 года р.п.Татищево Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Масленниковой О.А.,

с участием представителя юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, место регистрации межрайонная инспекция МНС РФ № 12 по Саратовской области, <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения внеплановой документальной проверки на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика», расположенного по адресу: <адрес>, с целью проверки соблюдения законности привлечения иностранной рабочей силы к трудовой деятельности, выявлено следующее нарушение: ДД.ММ.ГГГГ обществом с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» через почтовое отделение связи направлено уведомление о расторжении срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином республики <адрес>ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» (в ред. Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ), направленная форма уведомления утратила силу, что является нарушением п.8 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности Российской Федерации. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» старшим инспектором отделения УФМС России по Саратовской области в Татищевском районе ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 чт.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо УФМС России по Саратовской области в Татищевском районе в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину юридического лица в совершении правонарушения признала полностью, при этом просила признать правонарушение малозначительным, поскольку нарушение ООО «Татищевская птицефабрика» установленной формы уведомления, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не нанесло какого-либо ущерба законным и экономическим интересам общества и государства. В том случае, если к ООО «Татищевская птицефабрика» будут применены штрафные санкции, последствия будут катастрофическими. ООО «Татищевская птицефабрика» является сельскохозяйственным предприятием малого бизнеса, в настоящее время выплачивает кредиты по двум кредитным договорам, в установленные сроки выплачивает заработную плату своим работникам, платежи в бюджет. В настоящее время птицефабрика находится в трудном финансовом положении, что подтверждается финансовой справкой о доходах и расходах. Назначение даже минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, для ООО «Татищевская птицефабрика» повлечет ещё более сильное ухудшение финансового состояния, а не выплата заработной платы работникам предприятия в срок, повлечет штрафные санкции за нарушения трудового законодательства. Кроме того, нарушение было сразу же устранено. Полагает, что административное наказание не должно нести карательный характер и не должно быть несоразмерным тяжести совершенного правонарушения.

Заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Установлено, что ООО «Татищевская птицефабрика» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом общества (л.д.9-23), свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии (л.д.8), свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии (л.д. 7).

На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ-р проведена проверка ООО «Татищевская Птицефабрика» (л.д. 3-4).

Факт совершения юридическим лицом ООО «Татищевская Птицефабрика» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48), сопроводительным письмом о направлении истребуемых в запросе документов (л.д.5-6), распоряжением о проведении внеплановой /документальной проверки юридического лица (л.д.3-5), формой уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (л.д.37-38), копией почтового уведомления (л.д.29), копией трудового договора с работником (л.д.24), копией приказа о приеме на работу(л.д.25), копией приказа об увольнении (л.д.31), направлением об уведомлении о расторжении трудового договора (л.д.32), квитанцией (л.д.29),письменным объяснением ФИО6 (л.д.47).

В связи с выявленным нарушением в отношении ООО «Татищевская Птицефабрика» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении , содержащий сведения и обстоятельства выявленного правонарушения, явившиеся основанием для составления данного протокола (л.д.56).

Пунктом 2 Приложения к Приказу ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» внесены изменения в приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»*(2) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ*(3), от ДД.ММ.ГГГГ*(4), от ДД.ММ.ГГГГ*(5), от ДД.ММ.ГГГГ*(6) и от ДД.ММ.ГГГГ*(7)).

Указанным Приказом внесены следующие изменения: 1. В пункте 1: 1.1. Абзац шестой изложить в следующей редакции: «Форму уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту (Приложение ).»; 1.2. Дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания: «Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Приложение ).»; 2. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 3. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 4. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 5. В приложении .1. Пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).»; 5.2. В пункте 7 слова «и достоверность указанных в нем сведений» исключить; 5.3. Пункт 8 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления (приложение к настоящему Порядку).»; 5.4. В пункте 9 слово «подачи» заменить словом «получения»; 5.5. Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства считать Приложением ; 5.6. Дополнить новым приложением следующего содержания: «Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (рекомендуемый
образец).

Объектом посягательства совершенного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда.

Таким образом, действия ООО «Татищевская Птицефабрика» суд квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что нарушение ООО «Татищевская Птицефабрика» требований законодательства, хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов и правоотношений. Иных нарушений законодательства указанное противоправное деяние не повлекло.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, общественную опасность административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностные лица, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение является легко устранимым, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено вредных последствий его совершения, что исключает причинение реального ущерба государству, обществу или третьим лицам, суд считает, что в рассматриваемом случае в действиях юридического лица отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

По мнению суда, в данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение же меры административного наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи от 400000 рублей до 800000 рублей носило бы неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

При этом суд учитывает отсутствие в материалах дела документального подтверждения, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на общественный порядок, общественные интересы и интересы государства, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда и наличии тяжких последствий, в связи с чем, суд полагает, что данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и в данном случае возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности прекращения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Татищевская Птицефабрика» в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татищевская Птицефабрика» по ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ прекратить.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения обществу с ограниченной ответственностью «Татищевская Птицефабрика» объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд Саратовской области со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.С.Онищук