ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2022 от 24.01.2022 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-10/2022 (№ 5-1976/2021)

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

(резолютивная часть объявлена 24 января 2022 года)

город Пермь 26 января 2022 года

Судья Кировского районного суда города Перми Сирина Е.Г.,

при составлении протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника Падериной А.С.,

заместителя прокурора Кировского района города Перми Гуляевой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми ФИО1,

установила:

согласно постановлению прокурора Кировского района города Перми от 17 ноября 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, надзорными мероприятиями прокуратуры Кировского района г.Перми в целях проверки исполнения и соблюдения бюджетного законодательства установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – первым заместителем главы администрации Кировского района города Перми, исполняющим обязанности главы администрации Кировского района города Перми, при предоставлении юридическим лицам субсидий на благоустройство придомовых территорий нарушил условия их предоставления:

- при предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «МАРС» субсидии в размере ....... рублей на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, нарушены требования пунктов 2.8.2, 2.8.4 Порядка предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Перми от 05 мая 2017 года № 342 (далее – Порядок № 342), а именно приложенный к заявке протокол общего собрания собственников помещений в доме по <адрес> от 30 марта 2021 года не содержит решения собственников об утверждении суммы расходов и источника финансирования на осуществление Строительного контроля асфальта (вопрос повестки общего собрания), а также не содержит решения собственников об определении видов трудового участия собственников помещений в доме при реализации мероприятий по благоустройству (вопрос повестки общего собрания); выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах на земельный участок по <адрес>, не была приложена к заявке ООО «МАРС», фактически представлена заявителем позднее (датирована 14 апреля 2021 года), после принятия решения о предоставлении ООО «МАРС» субсидии (заявка утверждена 13 апреля 2021 года);

- при предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖКХ Кировский» субсидии в размере ....... рублей на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, нарушены требования пункта 2.8.2 Порядка № 342, а именно приложенный к заявке протокол общего собрания собственников помещений в доме по <адрес> от 15 апреля 2021 года не содержит решения собственников об утверждении суммы расходов на осуществление Строительного контроля асфальта;

- при предоставлении Жилищно-строительному кооперативу субсидии в размере ....... рублей на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, нарушены требования пункта 2.8.2 Порядка , а именно приложенный к заявке протокол общего собрания собственников помещений в доме по <адрес> от 25 марта 2021 года не содержит решения собственников об утверждении источника финансирования на осуществление Строительного контроля асфальта, а также не содержит решения собственников в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального и (или) дополнительного перечней работ;

- при предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Водники-1» субсидии в размере ....... рублей на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> нарушены требования пункта 2.8.2 Порядка № 342, а именно приложенный к заявке протокол общего собрания собственников помещений в доме по <адрес> от 30 марта 2021 года не содержит решения собственников об утверждении суммы расходов на осуществление Строительного контроля асфальта и об определении видов трудового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории.

Несмотря на указанное несоответствие заявок ООО «МАРС», ООО «УК «ЖКХ Кировский», ЖСК № 21, ООО «УК «Водники-1» требованиям Порядка № 342, которое являлось основанием для отказа в предоставлении субсидий, заявки были утверждены 13 апреля 2021 года и 20 апреля 2021 года исполняющим обязанности главы администрации Кировского района города Перми ФИО1 в связи с ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей, что повлекло в последующем получение управляющими организациями субсидий на благоустройство придомовых территорий с нарушением требований закона.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - первый заместитель главы администрации Кировского района города Перми ФИО1 с событиями, указанными в постановлении прокурора Кировского района г.Перми от 17.11.2021, согласился в полном объеме. Причиной совершения вмененного административного правонарушения явилась юридическая неосведомленность и незнание нормативно-правовой базы по вопросу предоставления субсидии юридическим лицам, условий их предоставления; в указанной части он доверился начальнику отдела жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая, что работы по благоустройству придомовых территорий Кировского района г.Перми выполнены, бюджетное законодательство было соблюдено, в связи с чем просил признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

Защитник Падерина А.С. просила учесть при определении вида и размера административного наказания следующие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, отсутствие имущественного ущерба, цель, на которую предоставлялись субсидии, – улучшение городской среды, отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, что позволяет признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО1, позицию его защитника, а также заключение заместителя прокурора Кировского района г.Перми Гуляевой О.Л., настаивавшей на привлечении должностного лица к административной ответственности, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1);

субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2);

муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3).

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях настоящего Кодекса под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с указанными выше нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением администрации города Перми от 19 октября 2017 года № 897 «Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды», администрацией города Перми издано постановление от 05 мая 2017 № 342 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» (далее – Порядок № 342).

Пунктом 1.2 Порядка № 342 определено, что главным распорядителем бюджетных средств города Перми на предоставление субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми (далее - субсидия) в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период, предусмотренных на исполнение мероприятий по муниципальной программе «Формирование современной городской среды», являются территориальные органы администрации города Перми (далее - Территориальный орган).

Согласно пунктам 3.1 и 3.3 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29 января 2013 года № 7 «О территориальных органах администрации города Перми» (далее – Типовое положение), территориальный орган администрации города Перми - администрация Кировского района города Перми осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района;

осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 3.2.7.4 Типового положения в случае софинансирования расходов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации с учетом доли бюджета городского округа в соответствии с утвержденными программами территориальный орган администрации города Перми обеспечивает контроль за выполнением работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам, территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на указанных территориях объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами в соответствии с правовыми актами администрации города Перми.

Согласно Типовому положению территориальный орган возглавляет глава администрации района (далее - глава Территориального органа) (пункт 1.7);

глава Территориального органа имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главой Территориального органа (пункт 5.3);

глава Территориального органа осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств (пункты 5.4, 5.4.13).

Таким образом, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком № 342 определены условия предоставления главным распорядителем бюджетных средств субсидий юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

Нарушение условий предоставления таких субсидий является основанием привлечения виновных должностных лиц главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии, к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.1.3 Порядка № 342 предоставление субсидий заявителям - получателям субсидии осуществляется при представлении заявителем - получателем субсидии заявки на получение субсидии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.8 указанного Порядка.

Согласно пункту 2.11 Порядка № 342 Территориальный орган обеспечивает рассмотрение принятых заявок на соответствие форме, установленной приложением 1 к данному Порядку, проверяет соответствие приложенных к заявке документов перечню и требованиям, установленным пунктом 2.8 Порядка, проверяет соответствие заявителя - получателя субсидии требованиям, установленным в пункте 2.2 Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки. При принятии решения о предоставлении субсидии заявка и прилагаемый дизайн-проект утверждаются руководителем Территориального органа. При принятии решения об отказе в предоставлении субсидии Территориальный орган в течение 2 рабочих дней направляет заявителю - получателю субсидии уведомление с указанием основания отказа.

В соответствии с пунктами 2.12, 2.13, 2.14 Порядка № 342 в течение 10 рабочих дней со дня утверждения заявки Территориальный орган направляет заявителю - получателю субсидии уведомление и проект договора о предоставлении субсидии;

заявитель - получатель субсидии в течение 10 календарных дней со дня получения проекта договора о предоставлении субсидии подписывает договор в двух экземплярах и направляет в Территориальный орган;

перечисление субсидии осуществляется Территориальным органом на расчетный или корреспондентский счет, открытый заявителем - получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.

Согласно пунктам 2.10 и 2.10.1 Порядка несоответствие представленных заявителем - получателем субсидии документов требованиям пункта 2.8 настоящего Порядка или непредставление (представление не в полном объеме) документов являются основаниями для отказа заявителю - получателю субсидии в предоставлении субсидии.

Обстоятельства вменяемого ФИО1 правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ; приказом главы администрации Кировского района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором от 27 апреля 2021 года ; приказом и.о.главы администрации Кировского района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой ООО «МАРС» на получение субсидии; протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой ООО «УК «ЖКХ Кировский» на получение субсидии; протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой ЖСК ; протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой ООО «УК «Водники-1»; протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением о перечислении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Администрация Кировского района города Перми зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>.

ФИО1, согласно трудовому договору от 09 марта 2021 года , приказу главы администрации Кировского района города Перми от 09 марта 2021 года , с 09 марта 2021 года был назначен исполняющим обязанности по должности муниципальной службы первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми.

Согласно трудовому договору от 27 апреля 2021 года , приказу и.о.главы администрации Кировского района города Перми от 27 апреля 2021 года , ФИО1 с 27 апреля 2021 года назначен на должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми.

Распоряжением Главы города Перми от 06.04.2021 на ФИО1 возложено исполнение обязанностей главы администрации Кировского района г.Перми.

Таким образом ФИО1 является ответственным должностным лицом, отвечающим за распределение бюджетных средств в соответствии со своими должностными полномочиями, и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение бюджетного законодательства было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми ФИО1 при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры предоставления субсидии из местного бюджета. Следует отметить, что у ФИО1 имелась возможность для соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья квалифицирует действия должностного лица – первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми ФИО1 по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неустранимых сомнений в виновности должностного лица ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения с учетом имеющихся доказательств не усматривается.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания должностному лицу учитываются обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Принимая во внимание характер и повышенную степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, впервые привлекающегося к административной ответственности, отсутствие как смягчающих так и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить должностному лицу ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, полагая, что назначение указанного вида административного наказания будет отвечать требованиям справедливости, соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обстоятельств, предусмотренных ч.6 ст.3.5 КоАП РФ, не выявлено.

Правовых оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Ссылка защитника на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, вменяемое ФИО1 не отвечает признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

должностное лицо – первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Реквизиты получателя административного штрафа:

.......

.......

.......

.......

.......

.......

.......

.......

.......

Разъяснить, что согласно частям 1, 1.5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Административный штраф, предусмотренный частями 1 - 1.4 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.

Судья Е.Г.Сирина