ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2022 от 31.01.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

11RS0002-01-2021-004599-66

Дело №5-10/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 января 2022 года <...>

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Боричева У.Н.

с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Иванова В.Д.,

первого заместителя прокурора г.Воркуты Суставова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Иванова В.Д., <дата>. рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспортные данные: серия ......, выдан Отделом УФМС по <адрес> в <адрес><дата>,

У С Т А Н О В И Л:

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.12.2021 следует, что врио начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК Иванов В.Д. нарушил право осужденных К. и Г. на переписку, не устранив указанные нарушения после внесенного в его адрес представления прокурора от 20.09.2021, то есть умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом. Действия врио начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК квалифицированы должностным лицом по ст. 17.7 КоАП РФ.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Иванов В.Д. сообщил, что не признает вину во вменяемом ему административном правонарушении. Также указал, что осужденные К. и Г. подавали свои обращения в органы, направление в которые заявлений и жалоб осужденных за счет денежных средств казенного учреждения, не предусмотрено законом. После внесения в адрес начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК представления прокурора была проведена служебная проверка. По результатам проверки не установлено в действиях должностных лиц учреждения нарушений действующего законодательства, о чем прокурору дан ответ. Иванов В.Д. на момент дачи ответа прокурора исполнял обязанности начальника казенного учреждения. Поскольку МВД России, Минфин России, МВД России по Республике Коми и ИВС ОМВД России по г.Печоре не входят в перечень, установленный п.58 ПВР ИУ, обращения осужденных в эти органы направляются за счет собственных средств осужденных.

Выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора. исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Административное правонарушение есть противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий должностным лицом, действующим от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет умышленное невыполнение требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Разрешая вопрос о законности и обоснованности требования прокурора, невыполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья исходит из следующего.

Положениями ч.4 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Абзацем 2 п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 также предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Согласно абз. 3 п. 58 вышеуказанных Правил при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).

Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ (абз.4 п.58 Правил, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295).

Из материалов дела следует, что осужденным К. 15.07.2021, 16.07.2021, 21.07.2021, 27.07.2021 и 29.07.2021 передавались в отдел специального учета СИЗО-3 УФСИН России по г.Воркуте обращения, адресованные в МВД России по г. Москве и ОМВД России по г. Инте (15.07.2021), в Минфин России и Даниловское ОСП УФССП России по г.Москве (16.07.2021), в МВД по РК, МВД России и ОМВД России по г.Усинску (21.07.2021), МВД России (27.07.2021), в Усинский городской суд и Сыктывкарский городской суд (29.07.2021). Все обращения К. были зарегистрированы в журнале жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении ФКУ ФИЗО-3 УФСИН России по РК, но не отправлены адресатам, а возвращены К. с предложением приложить к обращениям конверты. Также осужденным Г. 29.07.2021 было передано в отдел специального учета СИЗО-3 УФСИН России по г.Воркуте обращение, адресованное в ИВС ОМВД России по г.Печоре. Обращение было зарегистрировано в журнале жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении ФКУ ФИЗО-3 УФСИН России по РК, и возвращено Г. с предложением приложить к обращению конверт.

По факту возвращения К. обращений, адресованных им в МВД России, Минфин России и МВД по Республике Коми, переданных в отдел специального учета СИЗО-3 УФСИН России по г.Воркуте, а также по факту возвращения Г. обращения, адресованного начальнику ИВС ОМВД России по г.Печоре, Печорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка и 20.09.2021 в адрес врио начальника ФКУ ФИЗО-3 УФСИН России по РК внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства.

Положениями ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом надзора являются, в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст. 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 также устанавливает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

26.10.2021 комиссией ФКУ ФИЗО-3 УФСИН России по РК проведена служебная проверка, по результатам которой врио начальника указанного казённого учреждения Ивановым В.Д. прокурору дан ответ о том, что все обращения осужденных К. и Г. не были адресованы ни федеральным министрам, ни членам Правительства РФ, ни Президенту РФ, ни в один из органов, перечисленных в п. 58 ПВР ИУ, в связи с чем их возврат К. и Г. не может рассматриваться как нарушение федерального законодательства.

Аналогичный довод приведен должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, и в судебном заседании.

Однако данный довод является несостоятельным и противоречит положениям закона.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.20041 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 21.12.2016 №699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно п.1 которого Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации (п.4 Положения о МВД РФ).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (п.5 Положения о МВД РФ).

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329.

Согласно п.1 указанного Положения Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и др. в сфере финансовых отношений.

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (п.8 Положения о Минфине РФ).

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы (п.9 Положения о Минфине РФ).

Как уже указано ранее ч.4 ст. 15 УИК РФ и абз. 2 п.58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, регламентирован порядок обращения осужденных в федеральные и региональные органы государственной власти. При этом абз.3 п. 58 Правил предусмотрено направление обращений осужденных в указанные органы, в том числе за счет исправительных учреждений (за исключением направляемых в форме телеграмм).

Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, предусмотрел направление таких обращений при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, за счет исправительных учреждений, в том числе в адрес органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, которые, как это закреплено Конституцией Российской Федерации, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 ст.77).

На основании указанного нельзя признать соответствующим закону возвращение осужденным обращений, адресованных в органы исполнительной власти федерального уровня, а именно: МВД России, Минфин России, МВД России по РК и в ИВС ОМВД России по г.Печоре, с предложением приложения к этим обращениям конвертов, несмотря на отсутствие на их лицевых счетах денежных средств.

В связи с чем требование прокурора об устранении выявленных нарушений законно и обоснованно и подлежало безотлагательному рассмотрению должностными лицами ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствовавших.

Временно исполняющим обязанности начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, то есть руководителем указанного казенного учреждения, на дату рассмотрения представления прокурора (26.10.2021) являлся майор внутренней службы Иванов В.Д.

Вместо принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, а также их причин и условий, им способствующих, должностным лицом – врио начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК Ивановым В.Д. в адрес Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 26.10.2021 направлено сообщение о рассмотрении представления. Как следует из сообщения, должностное лицо ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК полагает неподлежащими направлению за счет исправительного учреждения обращения осужденных в указанные выше органы исполнительной власти федерального уровня.

Следовательно, в действиях врио начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК Иванова В.Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Из Устава ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК следует, что руководство Учреждением осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и руководство Учреждения (начальник, его заместители).

Согласно материалам дела временное исполнение обязанностей начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК с 25.10.2021 по 12.11.2021 было возложено на Иванова В.Д.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из примечания к указанной статье, под должностным лицом следует, в том числе понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях.

То есть руководитель казенного учреждения (временно исполняющий обязанности руководителя), в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

Вина должностного лица подтверждается собранными по делу доказательствами. Все доказательства соответствуют требованиям допустимости и их совокупности достаточно для вывода о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности должностного лица состава административного правонарушения.

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Разрешая вопрос о назначении наказания, судья учитывает, что одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств не имеется.

С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, судья считает возможным назначить должностному лицу ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб., что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор указал, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, совершено должностным лицом ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК 26.10.2021. Срок давности привлечения указанного должностного лица истекает по окончании трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, то есть с 26.10.2021.

Данное указание основано на неверном понимании норм КоАП РФ.

В силу ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При этом положениями ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Поскольку санкция ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц предусматривает, в том числе дисквалификацию, срок давности привлечения должностных лиц составляет один год. Следовательно, неверное указание в постановлении сроков давности привлечения не имеет правового значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.1, 29.9, 29.10, 30.1-30.3, 32.2 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Должностное лицо – заместителя начальника Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Иванова В.Д. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что штраф должен быть уплачен в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Наименование получателя: УФК по Республике Коми

(Прокуратура Республики Коми л/сч <***>)

ИНН: <***>

КПП: 110101001

Расчетный счет: <***>

Банк: Отделение – НБ Республика Коми,

БИК 048702001

КБК: 11601201019000140

Код ОКТМО 87701000.

В назначении платежа следует указывать: КБК 415 116 90010 01 6000 140, штраф по пост. №____ от______г. (или по делу №___от_____г.), ФИО плательщика, адрес.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.

Судья У.Н. Боричева