ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2023 от 11.10.2023 Малоархангельского районного суда (Орловская область)

№ 5-10/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2023 года г. Малоархангельск

Судья Малоархангельского районного суда Орловской области Семендяева И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>

установил:

ФИО1, занимающий на момент совершения правонарушения должность заместителя начальника Отделения МВД России по Малоархангельскому району – начальника следственной группы, находясь по адресу места службы: <адрес>, в срок по 12 мая 2023 года не принял мер по представлению заместителя прокуратура Малоархангельского района Орловской области от 12 апреля 2023 года, которым был обязан устранить нарушения Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», выразившиеся в не предоставлении полной и достоверной официальной статистической информации в Информационный центр УМВД России по Орловской области по уголовному делу , не выставил корректирующие статистические карточки по формам № по указанному уголовному делу, что повлекло искажение статистической отчетности, тем самым допустил умышленное не выполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В судебном заседании ФИО1 виновность в совершении административного правонарушения не признал, суду показал, что в его должностные обязанности входит своевременное выставление в ИЦ УМВД России по Орловской области статистических каточек по уголовным делам о результатах расследования преступлений, карточки должны содержать достоверные сведения по делу, но по уголовному делу им были выставлены статистические карточки по формам содержащие недостоверные сведения. По данному факту была проведена служебная проверка, вынесен приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания. Прокурором было внесено представление об устранении нарушений, на которое им 12 мая 2023 года дан него письменный ответ. Допущенное нарушение по выставленным статистическим каточкам не оспаривает. Поскольку прокурор в апреле направил в ИЦ УМВД России по Орловской области сообщение о снятии статистических карточек с учета по указанному уголовному делу и при проведении служебной проверки ему указали, что прокурором ИЦ уведомлен о недостоверных сведениях в карточках, полагал, что дополнительно с его стороны выставление корректирующих карточек не требуется. На тот момент порядок действий по уточнению статистических сведений ему не был известен. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, поскольку не имел умысла не выполнять требования, изложенные в представлении прокурора.

Заместитель прокурора Малоархангельского района Орловской области Астанин А.С. в судебном заседании поддержал постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, суду показал, что проведенной проверкой был установлен факт предоставления заместителем начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальником СГ ОМВД России по Малоархангельскому району ФИО1 недостоверных сведений о следственной работе, а именно, что уголовное дело в отношении М. (статистические карточки формы № направлено в суд 31 января 2023 года, однако данное уголовное дело не направлялось в суд, а находилось в производстве СГ ОМВД России по Малоархангельскому району. Указанные обстоятельства повлекли искажение статистической отчетности. В связи с этим прокуратурой района 12.04.2023 было внесено представление, в соответствии с которым ФИО1 обязан был в месячный срок выставить корректирующие статистические карточки по вышеуказанному уголовному делу, но этого не сделал. Прокуратура района не имеет право самостоятельно заполнять, выставлять (снимать) и вносить корректирующие статистические карточки, поскольку статистические карточки заполняются и подписываются следователем. В своем представлении прокуратура уведомила ИЦ УМВД России по Орловской области о необходимости снятия с учета статистических карточек по уголовному делу в отношении М., но именно ФИО1 в соответствии со своим должностным регламентом обязан был в месячный срок выставить корректирующие статистические карточки по уголовному делу. ИЦ УМВД России по Орловской области не вправе снимать статистические карточки без подписи следователя - ФИО1 Статистические карточки по уголовному делу в отношении М. были выставлены следователем ФИО1 только 07 июля 2023 года.

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, заместителя прокурора Малоархангельского района Орловской области Астанина А.С., судья приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

На основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в законе органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Согласно ст. 24 указанного представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, должностным лицом, действующим от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

С объективной стороны правонарушение характеризуется бездействием; с субъективной стороны - умышленной формой вины.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 приказом начальника УМВД России по Орловской области л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя начальника Отделения МВД России по Малоархангельскому району – начальника следственной группы, с 20 июня 2022 года.

Прокуратурой Малоархангельского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» должностными лицами СГ ОМВД России по Малоархангельскому району и выявлены нарушения в действиях заместителя начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальника СГ ОМВД России по Малоархангельскому району ФИО1: установлен факт предоставления ФИО1 недостоверных сведений о следственной работе по форме федерального статистического наблюдения <данные изъяты> (МВД) за период январь-март 2023 года.

При проведении проверки выявлено искажение СГ ОМВД России по Малоархангельскому району сведений в отчете федерального статистического наблюдения формы за январь - март 2023, а именно по уголовному делу в отношении М. начальником СГ ОМВД России по Малоархангельскому району выставлены статистические карточки формы с указанием, что дело направлено в суд 31 января 2023 года, при этом уголовное дело в суд не направлялось, а находилось в производстве СГ ОМВД России по Малоархангельскому району.

По факту выявленных нарушений заместителем прокуратура района в адрес заместителя начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальника СГ ОМВД России по Малоархангельскому району ФИО1 12 апреля 2023 года внесено представление об устранении нарушений.

В течение месяца со дня внесения вышеназванного представления, заместителем начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальником СГ ОМВД России по Малоархангельскому району ФИО1 мер по устранению допущенных нарушений закона по представлению прокуратуры района не принято, корректирующие статистические карточки по формам по уголовному делу не выставлены.

Фактически корректирующие статистические карточки по уголовному делу были выставлены ФИО1 07 июля 2023 года.

В результате допущенного нарушения произошло искажение статистической отчетности, не снятие с учета статистических карточек от 31 января 2023 года, привело к завышению числа раскрытых преступлений по формам федерального статистического наблюдения с января по июнь 2023 года.

Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью полученных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств, а именно:

- постановлением заместителя прокурора Малоархангельского района Орловской области о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 14 августа 2023 года;

- представлением заместителя прокурора Малоархангельского района Орловской области от 12 апреля 2023 года об устранении нарушений требований закона об официальном статистическом учете;

- приказом начальника УМВД России по Орловской области л/с от 17 июня 2022 года, которым ФИО1 назначен на должность заместителя начальника Отделения МВД России по Малоархангельскому району – начальника следственной группы, с 20 июня 2022 года;

- ответом от 12 мая 2023 года на представление заместителя прокурора, которым ФИО1 подтверждает факт искажения сведений в отчете федерального статистического наблюдения формы за январь, февраль, март 2023 года по уголовному делу , а именно, что им были выставлены статистические карточки формы в соответствии с которыми дело направлено в суд 31 января 2023 года, однако в суд оно не направлялось;

- приказом Следственного управления УМВД России по Орловской области от 23 мая 2023 года, из которого следует, что заместителя начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальника следованной группы ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии, за нарушение, в том числе требований п. 45 Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения , утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 декабря 2017 года , выразившееся в недостоверном отражении в отчете за январь-март 2023 информации о количестве уголовных дел, направленных в суд, требований п. 11, 18, 24 Инструкции и порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом Генпрокуратуры России , МВД России , МЧС России , Минюста России , ФСБ России Минэкономразвития России , ФСКН России от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) "О едином учете преступлений", выразившихся в недостоверном отражении данных в статистической документации по уголовному делу;

- должностным регламентом (должностной инструкцией) заместителя начальника ОМВД России по Малоархангельскому району – начальника следованной группы, согласно п. 3.14 которого ФИО1 обеспечивает соблюдение сотрудниками подразделения учетно-регистрационной дисциплины, а также полноту, достоверность и своевременность выставления следователями учетно-регистрационной и другой документации по уголовным делам, направление учетных документов (статистических карточек) на принятые по уголовным делам процессуальные решения согласно журнала учета первичных документов по уголовным делам (разностной книги). С должностным регламентом ФИО1 20 июня 2022 года был ознакомлен и получил его копию, о чем имеется его подпись;

- копиями статистических карточек о результатах расследования преступления, по уголовному делу ;

- реестром передачи статистической отчетности первичного учета и статистическими карточками по форме по уголовному делу в отношении М., которые были выставлены ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их допустимости, достоверности и достаточности для правильного разрешения дела, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, судья приходит к выводу, что в бездействии ФИО1 содержится состав административного правонарушения и квалифицирует его действия по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Довод ФИО1 о том, что у него не имелось умысла не исполнять представление заместителя прокурора, поскольку на тот момент ему не был известен порядок действий по уточнению статистических сведений, а прокурором в ИЦ УМВД России по Орловской области была направлена информация о снятии с учета этих статистических карточек и он полагал, что отсутствует необходимость с его стороны выставить корректирующие статистические карточки, является необоснованным ввиду следующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №282-ФЗ) целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений был издан совместный Приказ Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Далее - Приказ).

В силу п.п. 4, 4.1 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (далее - Положение), субъектом учета преступлений является следователь, на которого возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.

В соответствии с п. 54 Положения руководители субъектов учета отвечают за обеспечение своевременного, достоверного и полного заполнения и представления в ИЦ учетных документов.

В соответствии с п.п. 6, 11 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом, лицо, производящее расследование уголовного дела, заполняет статистическую карточку, подписывает и передает ее в регистрационно-учетное подразделение для внесения сведений в Единый журнал и последующего направления в ИЦ, при этом содержание заполненных реквизитов ДПУ должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам.

Согласно п.п. 18, 19 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом, статистическая карточка формы N 1.1 отражает результаты расследования преступления, в случае, когда уголовное дело окончено производством и направлено в суд в порядке ст. ст. 222, 226 УПК РФ учитывается ИЦ только при наличии подписи руководителя следственного органа.

Согласно п.п. 21, 22 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом, статистическая карточка формы N 2 является основанием для постановки на учет лиц, совершивших преступления. Основанием выставления статистической карточки формы N 2 является составление обвинительного заключения.

Согласно п. 24 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом, статистическая карточка формы N 3 составляется следователем, в производстве которого находится уголовное дело, и представляется каждый раз при принятии одного из следующих процессуальных решений: об утверждении прокурором обвинительного заключения (акта).

Таким образом, статистические карточки заполняются следователем либо руководителем следственного органа, производившего расследование уголовного дела, следователь подписывает карточку и в последующем направляет в ИЦ и на него возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений по уголовному делу; следователь отвечает за обеспечение своевременного, достоверного и полного заполнения и представления в ИЦ учетных документов.

Факт непринятия мер по представлению заместителя прокурора от 12 апреля 2033 года, а именно не выставление в установленный месячный срок корректирующих статистических карточек по уголовному делу с целью устранения нарушений федерального закона, ФИО1 не оспаривается.

Суд приходит к выводу, что правонарушение совершено умышлено, поскольку ФИО1, как должностное лицо, знал о необходимости устранения нарушения закона, имел реальную возможность исполнения возложенной на него обязанности по выставлению корректирующих статистических карточек, осознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел вредные последствия, однако отнесся к ним безразлично.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1 является наличие на иждивении малолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.

При назначении ФИО1 административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность нарушителя, его имущественное положение, отсутствие отягчающих и наличие смягчающего ответственность обстоятельства, и считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде штрафа.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренногочастью1.1настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренныхстатьей 31.5настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 23.1, 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: получатель платежа <данные изъяты>

Административный штраф подлежит уплате на реквизиты УФССП России по Орловской области, расположенного по адресу: <...>.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.О. Семендяева