Дело № 5-1103/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Шагизиганова Халида Нигматбаевна,
с участием привлекаемого к административной ответственности должностного лица ФИО1, ее защитника Даутовой Р.А.,
рассмотрев в помещении Ишимбайскорго городского суда РБ по адресу: РБ, г. Ишимбай, ул. Губкина- 52 А, материалы дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. заместителя главы администрации муниципального района Ишимбайский район РБ по экономическому развитию и инвестициям ФИО1, <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности, разъяснив права и обязанности по ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении должностного лица - и.о. заместителя главы администрации муниципального района Ишимбайский район РБ по экономическому развитию и инвестициям ФИО1 заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора Басыровым Д.Ф. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
В данном постановлении указано, что в результате проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения Администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, были выявлены нарушения закона. Администрация муниципального района Ишимбайский район как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, предоставляющий муниципальные услуги и уполномоченный принимать решения по вопросам местного значения, находящимся в ведении района, в круг которых входит, в том числе, разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не исполнила требования федерального законодательства, а именно - не разработала и не приняла административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, что является нарушением прав граждан, на получение муниципальных услуг. (1). Отсутствие нормативных актов, устанавливающих правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории муниципального района, не обеспечивает стимулирование инвестиционной активности и привлечение инвестиций в экономику, ведет к нарушению принципа стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности. (2). В нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности не разработаны, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере муниципально- частного партнерства не определены. (3). Не разработан порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, а также муниципальные правовые акты, устанавливающие субъектам инвестиционной деятельности льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальном образовании. (4). Не урегулирован порядок заключения специального инвестиционного контракта. (5). В нарушение ст. 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, формированию инфраструктуры. (6). Проверка показала, что органы местного самоуправления самоустранились от возложенных законом и муниципальными правовые актами обязанности по поддержке бизнеса. Анализ муниципальной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан на 2017-2022 г.г. свидетельствует зачастую о формальности запланированных мероприятий, их принятие без анализа экономической ситуации, складывающейся в районе, на территориях конкретных поселений. (7). Кроме того, финансирование программ является минимальным и не отвечает задачам, определенным законодательством в сфере развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Так, за 7 месяцев 2020 года администрацией муниципального района Ишимбайский район среднего предпринимательства вовсе не оказывалась, не выдано ни одной субсидии. (8).
По вышеуказанным нарушениям, межрайонной прокуратурой в рамках предоставленных законом полномочий, 19.08.2020 в адрес администрации муниципального района было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности. 15.09.2020 в межрайонную прокуратуру поступило письмо о рассмотрении вышеуказанного представления за подписью и.о. заместителя главы администрации района по экономическому развитию и инвестициям ФИО1 Изучение представленных данных показало, что должностными лицами администрации района игнорируются законные требования межрайонной прокуратуры, не приняты реальные меры по устранению нарушений и недопущению их впредь (ограничились лишь приложением ранее принятых нормативных актов и принятием их в будущем). В связи с чем, межрайонной прокуратурой 16.09.2020 в адрес администрации района вновь направлено письмо с требованием вернуться к повторному рассмотрению представления. 22.09.2020 в межрайонную прокуратуру поступило письмо о рассмотрении вышеуказанного представления за подписью и.о. заместителя главы администрации района по экономическому развитию и инвестициям ФИО1 Из содержания письма следует, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены (подтверждающие документы не приложены). Установлено, что ответственным должностным лицом по рассмотрению представления и предоставлению ответа в прокуратуру является ФИО1 - и.о. заместителя главы администрации муниципального района Ишимбайский район по экономическому развитию и инвестициям. В силу п. 3 Положения о заместителе главы администрации района по экономическому развитию и инвестициям (утв. распоряжением главы № 405р от 30.08.2019), заместитель главы выполняет следующие функции: участвует в подготовке проектов нормативно-правовых актов, организует разработку прогнозов социально-экономического развития муниципального района, целевых программ по развитию сфер экономики, финансов и инвестиций, организует работу по привлечению инвесторов, обеспечивает создание условий для повышения инвестиционного рейтинга муниципального района и т.д. Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, заместитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на руководимые структурные подразделения задач и обязанностей, несет ответственность за ненадлежащее выполнение (не выполнение) законных поручений, за действие (бездействие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. Таким образом, в силу ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, ответственным за рассмотрение представления прокуратуры и принятия конкретных мер по устранению нарушений, является и.о. заместителя администрации муниципального района Ишимбайский район по экономическому развитию и инвестициям ФИО1, она выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и на неё возложена обязанность по исполнению законодательства РФ, в частности закона о прокуратуре. Должностным лицом ФИО1 не предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению всех зависящих мер для надлежащего исполнения требований законодательства при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Нарушения, отмеченные в представлении не устранены, даны промежуточные ответы об устранении их в будущем. Местом совершения административного правонарушения является место нахождения администрации района: <адрес>; датой и временем - 15.09.2020. Тем самым, должностное лицо прокуратуры считает, что и.о. заместителя администрации муниципального района Ишимбайский район по экономическому развитию и инвестициям ФИО1 (муниципальный служащий) совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ - невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
О времени и месте рассмотрения дела заместитель Ишимбайского межрайонного прокурора Басыров Д.Ф. был надлежаще извещен, явился на рассмотрение дела, но не дождавшись начала рассмотрения дела ввиду занятости состава судьи Шагизигановой Х.Н. на другом процессе (гражданское дело по иску ФИО2 к НОФ РО РБ, ООО «Жилищник» о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, рассмотрение которого затянулось), о котором был осведомлен, покинул помещение Ишимбайского городского суда РБ, при передаче телефонограммы об окончании судебного заседания по предыдущему делу и необходимости прибыть на рассмотрение данного дела, на рассмотрение дела не явился, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.
Прокурор Раимов Д.Л. при рассмотрении дела 27.11.2020 поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, пояснил, что проверка проведена заместителем прокурора Басыровым Д.Ф., более конкретные пояснения дать не может. При составлении постановления ФИО1 могла дать все документы, могло быть пересмотрено при составлении постановления. Нарушен первый пункт - не приняты меры в месячный срок, должны были сообщить, не сообщили, в течение срока могли быть меры приняты.
При рассмотрении дела должностное лицо ФИО1 и ее защитник Даутова Р.А. не признали вину, представили суду доказательства, дали пояснения, просили прекратить производство по делу.
Даутова Р.А. пояснила, что по представлению прокурора - что они просят делать, все у них делается, а в части принятия административного регламента по предоставлению услуг по инвестиционной деятельности - нормативными актами данная обязанность не предусмотрена; и в других районах нет административного регламента - прецедента нет; невозможно по шаблону вести инвестиционную деятельность, инвестиционная деятельность затрагивает множество сфер жизнедеятельности района, площадка и деньги для этого не у каждого района есть (1). Все нормативные акты в сфере инвестиционной деятельности федерального уровня, есть на уровне Республики Башкортостан, принятие муниципальных нормативных актов не предусмотрено законом, никаких конкретных примеров нет, прокурор не указал. У них есть ряд муниципальных программ, утвержденных постановлением администрации МР, есть по арендным платежам за землю (льготы), имущество (2). Нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ №224-ФЗ не допущено - постановлением Совета Муниципального района Ишимбайский район РБ №5 от 01.12.2017 определен орган местного самоуправления на осуществление полномочий в сфере частно-муниципального партнерства- администрация МР Ишимбайский район (3). Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета разработаны и утверждены решением от 23.10.2010 №2126, хотя не обязаны предоставлять муниципальные гарантии, порядок был утвержден в августе 2020 г. Муниципальные гарантии - не обязанность администрации, это 1 из способов оказания поддержки инвестиционным организациям. Ишимбайский район - дотационный, поэтому устанавливать гарантии неправомерно. У них утверждены Положения, Порядок, которые приложены к ответу, было разъяснено, что порядок предоставления муниципальных гарантий будет разработан и принят, но это требует время, т.к. должен быть утвержден решением Совета, а срок полномочий депутатов в сентябре истек, были выборы 13.09.2020, установочная сессия по новым депутатам прошла 25.09.2002. (4). По порядку заключения специального инвестиционного контракта - в 2019 году внесены изменения в Закон «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ, в список полномочий Правительства РФ включено утверждение порядка заключения, изменения, расторжения инвестиционных контрактов, то есть эти полномочия полностью передали в федеральный уровень. В связи с изменением в закон Постановлением Правительства РБ №461 от 27.07.2020 отменили постановление Правительства РБ №396 от 02.07.2019 «Об утверждении порядка заключения Правительством РБ специального инвестиционного контракта». Требование прокурора противоречит закону, на муниципальном уровне специальные инвестиционные контракты не могут быть заключены. (5). Все, что представлено прокурору и суду, подтверждает, что администрация МР Ишимбайский район РБ проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, формированию инфраструктуры, ведет свою работу.(6). В представлении изложено субъективное мнение прокурора о том, что органы местного самоуправления - не указано конкретно какой орган - самоустранились от обязанности по поддержке бизнеса, что запланированные мероприятия формальные, без анализа экономической ситуации в район и конкретных поселениях; конкретных примеров нет. (7) Вменяется отсутствие субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательств в течение 8 мес., но средства финансирования субсидий закладываются при утверждении бюджета на следующий год и нет указания на то, когда эти средства должны быть освоены, привязывать к четкой дате нет оснований. Район является дотационным, поэтому финансирование является минимальным. Сколько заложено в бюджете, столько и распределено помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Республиканские деньги в этом году поздно сели, финансовый год с 1 января по 31 декабря, поэтому могут распределить в течение года - как только поступят документы и деньги, проводится заседание Координационного совета и распределяют деньги. 06.10.2020 был проведен координационный совет, все субсидии были распределены, вынесено постановление главы администрации от 10.11.2020 (приложено). (8) Титовой в составе Координационного совета нет, она пришла на работу в феврале 2020 года, не была включена в состав, не отвечает за предоставление субсидий, отвечает отдел торговли - они принимают, проверяют документы, передают Координационному совету на утверждение. Если субсидии запланированы, они осваиваются в течение года, что нарушением не является. Само представление было рассмотрено с участием прокурора, все это ему было изложено, у них нарушений нет, на что им не обращено внимания, озвучено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, для чего оснований не было. Прокурору дан подробный ответ с приложением огромного объема документов. В самом представлении в последнем абзаце указано, что сотрудники управления по вопросам экономического развития, промышленности, предпринимательства и услуг игнорируют требования законодательства в сфере инвестиционной деятельности, отсутствует должный контроль за работой подчиненных. Но это управление по вопросу экономического развития, промышленности, предпринимательства и услуг было реорганизовано в управление по вопросам планирования, сельского хозяйства и торговли; в декабре 2019 года утверждена новая структура администрации, руководителем управления является ФИО3, данное управление относится к ведению первого заместителя главы администрации ФИО4, а не ФИО1 То есть, Титова не является субъектом правонарушения. Льготный порядок пользования землей и ресурсами - 14.08.2020 было принято решение Совета, в котором предусмотрена арендная плата за земельный участок с применением понижающего коэффициента. Постановлением Правительства от 02.07.2020 установлены новые ставки, у них решением Совета от 14.08.2020 принято. Никаких других ресурсов, кроме земли, ими не предоставляется. Просила прекратить дело за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения: все исполнено, в срок дан ответ, к ответу все приложено, она не является субъектом.
ФИО1 пояснила, что при составлении постановления заместителем прокурора присутствовала, не признавала вину, основная часть была отражена в ответе. На момент дачи ответа, все, что было актуально, они предоставили. Приняты нормативные акты, достаточные для проведения планомерной, эффективной инвестиционной деятельности; проведение инвестиционных часов, курирование и т.д. направлено на создание и привлечение инвестиционной активности в районе. В представлении отмечено, что не проводится анализ инвестиционной активности, у них действует Указ Главы Республики Башкортостан №УГ-72 от 4.04.2016, данный нормативно-правовой акт предусматривает ежегодную оценку органом местного самоуправления инвестиционной деятельности. Мониторинг проводится ежемесячно, занимаются сбором информации достигнутых показателей, их анализом, всего 40 показателей, из них 11 ключевых. По ним принимаются решения о выделении грантов муниципальным образованиям, они работают для того, чтобы достичь лучших показателей. Прокуратурой был сделан акцент на отсутствие финансовой помощи предпринимателям в таких тяжелых условиях, отсутствие положительной динамики. Об этом не писали прокуратуре, т.к. слишком большой объем информации. В данный перечень системообразующих (градообразующих) организаций включены 7 предприятий Ишимбайского района и г. Ишимбай. Администрация МР стала инициатором и включили еще 3, это предусматривает увеличение государственной поддержки, т.к. это перечень приоритетных предприятий, их финансовое состояние играет ключевую роль для экономики района и республики. Туда попасть сложно, но они работают над этим. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2016 №504 утверждены Методические рекомендации по подведению итогов в социально-экономическом развитии муниципального района. Глава администрации по этим итогам выступает на совете района, при этом приводится полный анализ. Есть стратегия развития муниципального района, которая существенно не меняется. Она содержит ориентир для предпринимателей, бизнеса, для инвестиционной деятельности. Стратегия утверждена постановлением администрации от 08.12.2016 №1888, она была приложена к ответу на представление прокурора.
Выслушав указанных лиц, изучив представленные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что суду не представлены достаточные, допустимые и относимые доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения и вину должностного лица ФИО1 в совершении правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае умышленного неисполнения законных требований прокурора, вследствие чего при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, судья проверяет законность требования прокурора и, соответственно, законность и обоснованность представления прокурора, включая проверку полномочий прокурора, соблюдение процедуры, наличие фактических оснований и соответствие нормативным правовым актам.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как следует из материалов дела, в связи с проводимой на основании задания Прокуратуры Республики Башкортостан № 7/5-03-2020 от 31.01.2020 проверкой исполнения федерального законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, Ишимбайской межрайонной прокуратурой 19.08.2020 года в адрес главы администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО5 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности.
Представление администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ получено и зарегистрировано 21.08.2020; в нем изложены вышеперечисленные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении сведения как нарушения, а также указано, что несмотря на отсутствие реальной поддержки бизнесу администрацией района не принимаются меры по возврату незаконно предоставленных субсидий: 24.03.2020 администрацией района вынесено постановление №453 о возврате субсидий в отношении ИП ФИО6 в сумме 184000 руб., ИП ФИО7 в сумме 142000 руб., ИП ФИО8 в сумме 187000 руб., по состоянию на 14.08.2020 меры по принудительному взысканию вышеуказанных сумм администрацией района до сих пор не приняты. В представлении указано, что причинами выявленных нарушений закона являются игнорирование сотрудниками управления по вопросам экономического развития, промышленности, предпринимательства и услуг требований законодательства в сфере инвестиционной деятельности, а также отсутствие должного контроля за работой подчиненных. Прокурор требовал рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры, принять меры по недопущению впредь изложенных в представлении прокурора нарушений федерального законодательства, по выявленным нарушениям федерального законодательства решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений федерального законодательства сообщить в прокуратуру в месячный срок; разъяснено, что за неисполнение законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Как следует из пояснений защитника и материалов дела, представление рассмотрено в предусмотренный законом месячный срок с участием заместителя прокурора Басырова Д.Ф., 15.09.2020 прокуратуре дан письменный ответ за подписью и.о. заместителя главы администрации по экономическому развитию и инвестициям ФИО1, в котором сообщено о принятых и принимаемых мерах в инвестиционной сфере, о принятых муниципальных нормативно-правовых актах в указанной сфере, о разрабатывании порядка предоставления муниципальных гарантий муниципального района Ишимбайский район РБ, порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Ишимбайского района по принципу «Единого окна», внесении изменений в муниципальную программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Ишимбайский район РБ на 2017-2022 годы; об отсутствии правового регулирования порядка заключения специального инвестиционного контракта; о направлении исковых заявлений в Арбитражный суд РБ о взыскании ранее выданных субсидий за счет средств местного и республиканского бюджетов с ИП ФИО6. ИП ФИО7, ИП ФИО8 с регистрацией дел №. К ответу приложены подтверждающие документы, в том числе нормативные акты Республики Башкортостан, подтверждающие отмену на муниципальном уровне и на уровне субъектов РФ заключения специального инвестиционного контракта, копии постановлений администрации МР Ишимбайский район, копии исковых заявлений.
16.09.2020 прокуратурой в адрес главы администрации муниципального района Ишимбайский район ФИО5 направлено письмо с предложением в срок до 22.09.2020 вернуться к рассмотрению представления, т.к. не решен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, указано, что должностными лицами администрации района игнорируются законные требования межрайонной прокуратуры, не приняты реальные меры по устранению нарушений и недопущению их впредь (ограничились лишь приложением ранее принятых нормативных актов).
21.09.2022 Ишимбайской межрайонной прокуратуре дан письменный ответ на письмо от 16.09.2020 за подписью и.о. заместителя главы администрации по экономическому развитию и инвестициям ФИО1, в котором дополнительно сообщено о принятых и принимаемых мерах в инвестиционной сфере, об актуализации ранее принятых документов; в части привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности указано о принятии решения не привлекать муниципальных служащих к ответственности, т.к. это право, а не обязанность работодателя (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).
Считая, что должностное лицо ФИО1 не выполнила законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора постановлением от 24.09.2020 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении нее. (ФИО1 при вынесении постановления написала объяснение, согласно которому свою вину не признает).
Однако такой вывод прокурора надлежащими доказательствами не подтверждается.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Из содержания диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по указанной норме возможно лишь в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. налицо вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Однако в постановлении заместителя прокурора от 24.09.2020 не указана вина должностного лица в форме умысла, на умышленное неисполнение требований прокурора, доказательства умышленной формы вины.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, представление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности было адресовано главе администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО5
Поручение подготовки ответа на представление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора другим лицам, в том числе и.о. заместителя главы администрации по экономическому развитию и инвестициям ФИО1, не может служить основанием для привлечения ее к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. В данном случае ФИО1 не является должностным лицом, которому было адресовано содержащееся в представлении заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора требование, следовательно, ФИО1 не могла совершить умышленного невыполнения требования прокурора, независимо от того, что являлся лицом, подписавшим ответы на представление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора, и не является субъектом данного административного правонарушения.
Кроме того, представление было выдано прокуратурой без учета изменений в структуре администрации муниципального района Ишимбайский район РБ на основании решения Совета МР Ишимбайский район РБ № от 20.12.2019 «О внесении изменений и утверждении структуры и штатной численности администрации муниципального района Ишимбайский район РБ и аппарата Совета муниципального района Ишимбайский район РБ», согласно которому в структуре администрации отсутствует указанное в представлении прокурора управление по вопросам экономического развития, промышленности, предпринимательства и услуг, которому вменено игнорирование требований законодательства в этой сфере.
ФИО1 распоряжением главы администрации №30-к от 05.02.2020 была принята на работу на муниципальную службу и.о. заместителя главы администрации муниципального района Ишимбайский район РБ по экономическому и инвестициям, в настоящее время назначена заместителем главы администрации муниципального района Ишимбайский район РБ по экономическому и инвестициям; при этом отдел координации торговли, услуг и предпринимательства администрации в ее подчинении и ведении не находится (в ведении первого заместителя администрации). Также постановлением главы администрации № от 01.11.2019 создан Координационный совет по предпринимательству при главе администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, в состав членов которого ФИО1 не включена.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.
Защитник Даутова Р.А. в своих пояснениях (пояснения были даны при прокуроре Раимове Д.Л.) указала, что нормативными актами не предусмотрена обязанность администрации по принятию административного регламента по предоставлению услуг по инвестиционной деятельности, невозможно по шаблону вести инвестиционную деятельность, затрагивающую множество сфер жизнедеятельности района. Данный довод не опровергнут, в представлении и постановлении прокурора не указано, каким конкретно законом, нормативным актом предусмотрена обязанность администрации муниципального образования разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности. (1)
К ответу на представление прокурора были приложены нормативные акты, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности, актуальные на момент направления ответа, действующая Стратегия инвестиционного развития муниципального района Ишимбайский район РБ на 2017-2023 годы, решение Совета МР Ишимбайский район РБ №47/584 от 14.08.2020 «О внесении изменений решение Совета МР Ишимбайский район РБ от 03.02.2016 №40/739 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности МР Ишимбайский район РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена», которым предусмотрены понижающие ставки арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства; суду представлены действующие и дополнительно принятые нормативно-правовые акты, которые были на стадии разработки на момент направления ответа прокурору, но принятые далее решением Совета МР Ишимбайского района, например от 23.10.2020 №2/26 «Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий субъектам инвестиционной деятельности в муниципальном районе Ишимбайский район РБ» (в связи с общеизвестным фактом - состоявшимися 13.09.2020 выборами депутатов в совет муниципального района Ишимбайский район РБ проведением установочной сессии ранее принятие не представилось возможным - данный довод защитника также не опровергнут, кроме того ФИО1 как заместитель главы администрации не отвечает за несвоевременное принятие Советом района решений) - изложенное свидетельствует о целенаправленной работе должностных лиц администрации МР Ишимбайский район на устранение имеющихся нарушений. (2,4).
В приложении к ответу на представлении прокурора также имелась копия постановления администрации МР Ишимбайский район РБ от 01.12.2017 №5, которым определен уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района Ишимбайский район РБ в сфере муниципально-частного партнерства - администрация МР Ишимбайский район, однако в постановлении заместителя прокурора от 24.09.2020 ФИО1 вменено, что не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства (3).
Также ей вменено не урегулирование порядка заключения специального инвестиционного контракта, тогда как данный вопрос не относится к компетенции администраций муниципального образования, регулируется только на федеральном уровне, о чем также к ответу были приложены нормативные акты. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048 "Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов" утверждены Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, согласно п. 6 к работе комиссии по решению председателя комиссии для участия в каждом конкретном заседании привлекаются следующие представители с правом голоса: а) представители субъекта Российской Федерации (не более 6 представителей) и (или) муниципального образования (не более 2 представителей) по представлению соответственно высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главы муниципального образования, на территориях которых планируется реализовать инвестиционный проект в соответствии со специальным инвестиционным контрактом,… (5)
Представленные суду документы - инвестиционный паспорт МР Ишимбайский район 2019 года, регулярные ответы на запросы министра экономического развития и инвестиционной политики РБ о реализации инвестиционных проектов, о проводимых и проведенных предпринимательских часах в МР Ишимбайский район, и т.д., доклады главы администрации за 2019, 2020 год, сведения о причинах роста(снижения) инвестиционной активности МР Ишимбайский район РБ и т.д. свидетельствуют о проведении регулярного анализа финансовых, экономических, социальных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, формированию инфраструктуры, об отсутствии формального подхода при планировании мероприятий (6,7).
Как правильно указано в представлении и постановлении, за 7 мес. 2020 года администрацией МР Ишимбайский район РБ финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства не оказывалось - субсидии не выданы. Но как было указано выше, ФИО1 как должностное лицо не является членом Координационного совета по предпринимательству при главе администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, который на своем заседании принимает решение о распределении выделенных из бюджетных средств субсидий, не координирует деятельность совета. Кроме того, суд представлено доказательство того, что все предоставленные из бюджета МР Ишимбайский район для выдачи субсидий на бюджетный 2020 год денежные средства для оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства распределены постановлением главы администрации №1802-П от 10.11.2020 на основании протокола от 06.11.2020 №28 заседания Координационного Совета по предпринимательству при главе администрации муниципального района Ишимбайский район РБ.
Содержащееся в представлении заместителя прокурора требование о принятии мер по принудительному взысканию незаконно выданных субсидий также исполнено - прокурору были представлены доказательства направления в Арбитражный суд РБ исковых заявлении о взыскании с 3 индивидуальных предпринимателей сумм субсидий.
Не отвечает положениям закона и требование представления прокурора о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, так как согласно ч. 1 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации, т.к. применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении постановления Верховного Суда РФ от 30 октября 2017 г.
Представление заместителя прокурора было рассмотрено в срок, с участием представителя прокурора, нарушение срока не допущено.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованным вывод заместителя прокурора о наличии в действиях (бездействии) должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ввиду изложенного, судья приходит к выводу о прекращении производства по делу в отношении должностного лица ФИО1 за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17. 7 КоАП РФ.
На основании ст. ст. 29.9, 29.10, 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд РБ в течение 10 дней с момента получения.
Судья Шагизиганова Х.Н.