ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1103/2016 от 19.01.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело №5-2/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Екатеринбург «19» января 2017 года

Судья Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга Колясникова Е.В.,

с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ПАО «МЗиК» - Лавровой О.А.,

при секретаре Хританько В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении публичного акционерного общества «МЗиК», ОГРН < № >, ИНН < № >, дата государственной регистрации 31.05.1994 г., юридический и фактический адрес: < адрес >,

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении деятельности ПАО «МЗИК» проводит операции купли-продажи драгоценных металлов и на него распространяются требования Федерального закона РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». ПАО «МЗИК» состоит на специальном учёте в Уральской государственной инспекции пробирного надзора, о чём имеет свидетельство о постановке на специальный учет < № > от < дд.мм.гггг > карту постановки на спецучёт. При проведении проверки исполнения ПАО «МЗИК» за период с 31.12.2015 года по 26.12.2016 года на основании распоряжения < № > от 13.12.2016 года требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ и других нормативно-правовых актов в сфере
противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Уральской государственной инспекцией пробирного надзора в период с 15.12.2016 года по 26.12.2016 года установлены следующие нарушения: в проверяемом периоде ПАО «МЗиК» проверки осуществления внутреннего контроля не проводятся, отчеты не составляются. Предприятие не осуществляло действий по приостановлению операций купли-продажи драгоценных металлов, меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не применялись. Общество не проводило проверку клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В нарушение Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма», утв. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 целевое обучение и повышение уровня знаний в целях противодействия отмыванию доходов специальных должностных лиц в обществе не организовано; обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ в форме вводного и дополнительного инструктажа не проводится; не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение; нарушены требования к целевому обучению специального должностного лица. Специальное должностное лицо Т. не проходил обучения в форме целевого инструктажа и не повышал уровень знаний. В ПАО «МЗиК» не фиксируется документально информация об операциях, подлежащих обязательному контролю; не составляются и не отражаются в программе документального фиксирования информации внутренние сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, не направляются в Росфинмониторинг. Не фиксируются сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст.6 Федерального закона №115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ПАО «МЗиК» не организован учет лома и отходов драгоценных металлов в стоимостном выражении. Правила внутреннего контроля (Далее-ПВК) от < дд.мм.гггг > года не в полной мере соответствуют действующему законодательству: имеются ссылки на отмененный нормативные акты; не установлены сроки внесения изменений в ПВК; правила не содержат программы осуществления внутреннего контроля по изучению клиента. В нарушение требований Постановления Правительства РФ №667 от 30.06.2012 года программа идентификации не включает вопросы идентификации представителей клиентов, а также бенефициарных владельцев, проверки наличия/отсутствия в отношении клиента (его представителя) сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму; определения физического лица к числу иностранных публичных должностных лиц; выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию или место жительств в государстве, которое не выполняет рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег; порядок выявления и принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц. В программе идентификации не отражено, что общество обязано идентифицировать клиента (его представителя), выгодоприобретателя, принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев не реже 1 раза в год, а при возникновении сомнений -в течение 7 рабочих дней. ПАО «МЗиК» в нарушение требований Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 года №59 не обновляет сведения о клиенте и выгодоприобретателе в установленный срок; ненадлежащим образом ведет анкеты клиентов; идентификацию клиентов проводит после приема на обслуживание; не запрашивает копии учредительных и документов о госрегистрации. В отношении ООО «< данные изъяты >» не составлена анкета;. В нарушение требований Постановления Правительства РФ №667 от 30.06.2012 года программа оценки риска не включает вопросы процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации. Программа выявления необычных операций не в полной мере учитывает требования рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утв.Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу №103 от 08.05.2009 года4 не ведется постоянный мониторинг операций; обществом не приняты решения по операциям на сумму превышающую 600000 рублей; не фиксируется информация об операциях, подлежащих обязательному контролю; ПАО «МЗиК» не были направлены сообщения по операциям купли-продажи по договорам < № >/< адрес > от < дд.мм.гггг > и < № > от < дд.мм.гггг >. Также, ПАО «МЗиК» не имеет личный кабинет, зарегистрированный на электронном сайте Росфинмониторинга для выявления организации или физического лица, в отношении которых имеются полученные данные об их причастности к экстремистской деятельности.

По результатам проверки составлен акт проверки от 26.12.2016 года, и протокол об административном правонарушении от 26.12.2016 года, копии которых своевременно получены представителем юридического лица П. по доверенности < № > от 19.12.2016 года.

В судебном заседании защитник юридического лица, Лаврова О.А. с протоколом об административном правонарушении согласилась, пояснив, что выявленные нарушения действительно имели место, однако при назначении наказания просила учесть, что ПАО «МЗик» не имело умысла нарушить, либо скрыть от уполномоченного органа достоверные данные о подлежащих обязательному контролю сделках с драгоценными металлами, признает вину в полном объеме, совершило правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также постделиктное поведение общества, свидетельствующее о принятии мер по соблюдению в дальнейшем законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по выданному предписанию по результатам проверки. В связи с чем, просила применить. Ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, учитывая и финансовое положение завода.

Заслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что вина ПАО «МЗиК»в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью доказана совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении от 26.12.2016 г.; актом проверки ПАО «МЗиК» от 26.12.2016 г, проведенной на основании распоряжения (приказом) Уральской государственной инспекции пробирного надзора от 13.12.2016 г. < № > о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; копией свидетельства о постановке на специальный учет < № > от < дд.мм.гггг > и картой постановки на спец.учет,правилами внутреннего контроля на проведение операций с драгоценными металлами при производстве военной техники и вооружения, применении химпосуды, химреактивов и термопар, обработки отходов и лома драгметаллов, утвержденных на ПАО «МЗиК»; копией Приказа < № > от < дд.мм.гггг > о назначении Т. ответственным за проведение внутреннего контроля, копиями договоров < № >/< адрес > от < дд.мм.гггг > и < № > от < дд.мм.гггг > и платежными документами об их исполнении.

Статус юридического лица подтвержден Уставом ПАО «МЗиК»; свидетельствами о постановке на налоговый учет, выпиской из ЕГРЮЛ,

Согласно ч. 1 ст. 15.27 Кодекса неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 2 названной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в деянии ПАО «МЗИК» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, заслуживают внимание доводы защитника Лавровой О.А. о тяжелом финансовом положении юридического лица, совершении правонарушения впервые, отсутствии негативных последствий и отягчающих обстоятельств, постделиктном поведении завода.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности назначения ПАО «МЗиК» наказания менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «МЗиК», ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 31.05.1994 г., юридический и фактический адрес: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 коАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья: Е.В. Колясникова

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК но Свердловской области (Уральская госинспекция пробирного надзора); ИНН <***>; КПП 667402001;

№ счета получателя платежа 40101810500000010010 в Уральском ГУ Банка России;

БИК № 046577001;

Код ОКТМО 65 701 000

Код дохода: 092 1 16 90010 01 7000 140

Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга (<...>, канцелярия).

Ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25, которая влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.