ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1104/20 от 16.02.2021 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-128/2021

УИД 35RS0006-01-2020-002678-54

Протокол об АП № 67

УИН: сведения не представлены

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Великий Устюг 16 февраля 2021 года

пер. Революционный, д. 3

Судья Великоустюгского районного суда Вологодской области Чистякова Е.Л.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно в нарушение требований пп.1 п.1 ст. 5.1, ст. 34, ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ФИО1 в период с 29.09.2020 по 16.11.2020 произвел работы по возведению нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <...> непосредственно связанном с территориями объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ноготковых (дер.), 1-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <...> и объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, XIX в.», расположенного по адресу: <...> без разработки документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении работ, согласования указанной документации в уполномоченном органе охраны, не обеспечив сохранность указанных объектов культурного наследия при проведении работ.

По указанному факту 10 декабря 2020 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №67.

В судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО2, не отрицая отсутствие согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области проведения ФИО1 указанных в протоколе работ, с правонарушением не согласился, суду пояснил, что нормы закона, на которые ссылается Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области, не распространяются на нестационарные объекты, возведенные ФИО1, а поскольку нестационарные объекты установлены временно (на срок аренды земельного участка до 2024 года), то не могут исказить исторический облик города, на момент заключения договора аренды никаких ограничений на земельном участке не было, участок получен в аренду с целью строительства торгового центра, установка объектов согласована с администрацией, указал на ненадлежащее извещение ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, уточнил, что вменяемое ФИО1 правонарушение состоит в проведении работ на земельном участке, непосредственно связанном с территорией объектов культурного наследия, данными объектами испорчен облик исторической застройки, показал, что в ходе телефонной беседы 09.12.2020 им ФИО1 была передана телефонограмма о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении, сообщено время и место составления протокола, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой.

Из показаний свидетеля К.И., заместителя руководителя администрации ГП «Великий Устюг» следует, что по итогам аукциона 18.11.2019 между администрацией и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, на момент аукциона выписка из ЕГРН ограничений по использованию земельного участка не содержала, поэтому и в тексте договора их нет. В октябре 2020 года ФИО1 обратился в администрацию для согласования размещения нестационарных торговых объектов по ул. Красная, д. 105. После устной консультации с Комитетом по охране объектов культурного наследия о том, что в законодательстве четко не установлена обязанность по согласованию внешнего облика нестационарных объектов, ФИО1 20.10.2020 был дан ответ о возможности размещения данного объекта с рекомендацией обратиться в Комитет.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд находит вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, доказанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст.34 указанного Федерального закона в охранной зоне объекта культурного наследия устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии со ст.3.1 вышеназванного Федерального закона территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В силу подп.1 п.1 ст.5.1 указанного Федерального закона в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п.2 ст.36 указанного Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу положений п.3 ст.36 вышеназванного Федерального закона строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, земельный участок, кад. , по адресу: <...> расположен в границах охранной зоны объектов культурного наследия, установленных Проектом зон охраны памятников истории и культуры г. В. Устюг, утвержденного решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 17 июля 1986 года № 426. Указанный земельный участок является непосредственно связанным с территориями объектов культурного наследия федерального значения «Усадьба Ноготковых (дер.), 1-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <...> (граница территории объекта утверждена приказом Комитета от 03 июля 2019 года № 5-O/01-07) и регионального значения «Дом жилой, XIX в.», расположенного по адресу: <...> (граница территории объекта утверждена приказом Комитета от 03 июля 2019 года № 6-O/01-06). Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Усадьба Ноготковых (дер.), 1-я пол. XIX в.», расположенный по адресу: <...>, включен в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Постановлением Правительства Вологодской области от 19.11.1993 № 623 «О постановке под государственную охрану памятников истории архитектуры г. Великий Устюг» дом жилой, XIX в.», расположенный по адресу: <...> включен в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Земельный участок 35:10:0103017:2 находится в пользовании ФИО1 на основании договора аренды от 18.11.2019 № 29-ЗАР, на срок с 18.11.2019 года по 17.11.2024 года. 16.06.2020 в Комитет по охране объектов культурного наследия обратился ФИО1 с просьбой о согласовании раздела проектной документации объекта капитального строительства «Торговый Центр», расположенного по адресу: <...> для получения разрешения на строительство. 13.07.2020 Комитетом проект возвращен без положительного заключения. 16.11.2020 специалистом Комитета ФИО3 с участием ФИО1 проведен осмотр объекта, расположенного по адресу: <...> в ходе которого выявлено, что на участке установлена каркасная металлическая сварная конструкция, обшитая утепленными сэндвич панелями, состоящая из четырех передвижных павильонов размерами по каркасу 4,5 х 9,0 метров. Под каркасной конструкцией залита бетонная лента толщиной 5 см. Согласно объяснениям ФИО1, им было принято решение о временной установке на арендуемом им земельном участке нестационарного объекта торговли. Строительство павильона ему согласовала администрация МО «Город Великий Устюг» письмом от 20.10.2020 № 01-13/4444. За соответствующим согласованием в Комитет он не обращался.

Факт совершения правонарушения ФИО1 подтверждается помимо протокола об административном правонарушении №67 от 10 декабря 2020 года, заключением от 13.07.2020 Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, заявлением ФИО1 от 16.06.2020, письмом от 20.10.2020 №01-13/4444 руководителя администрации ГП «Великий Устюг», договором аренды земельного участка от 18 ноября 2020 года, актом осмотра от 16 ноября 2020 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, приказом №31-0/01-12 от 29.11.2019 с приложениями к нему, приказом № 5-0/01-07 от 03.07.2019 с приложениями к нему, приказом № 6-0/01-06 от 03.07.2019 с приложениями к нему, фотоматериалами, кадастровыми материалами, описанием внешнего облика нестационарного торгового объекта, схемой расположения территорий оббъектов культурного наследия и иными материалами дела в их совокупности.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном понимании требований закона. Тот факт, что возведенные объекты не являются капитальными строениями, наличие согласования администрации ГП «Великий Устюг» не имеют правового значения в рассматриваемом случае. Поскольку обязанность по соблюдению законодательства об охране объектов культурного наследия вытекает из требований закона, указание в договоре аренды излишне.

Доводы о ненадлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются имеющейся в деле телефонограммой, распечатками телефонных соединений и пояснениями ФИО3

Смягчающих и отягчающих обстоятельств судом не установлено.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что бездействие не повлекло какого-либо вреда для объекта культурного наследия, материалы дела не содержат, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, данные о правонарушителе, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ :

Признать ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ указанный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по реквизитам:

ИНН <***>, КПП 770301001, Межрегиональное операционное УФК (Министерство Культуры Российской Федерации), л/сч <***>, Банк получателя: Операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, назначение платежа: КБК 05411601071010013140.

В соответствии с ч.1 ст.20.25, ч.5 ст.32.2 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течении указанного шестидесятидневного срока влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд.

Судья - Е.Л. Чистякова