Дело № 5-1105/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Смоленск 26 августа 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Макарова К.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Сулимова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
установил:
Счетной палатой Российской Федерации представлен административный материал в отношении Сулимова Д.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Из поступившего материала следует, что Сулимовым Д.В. при исполнении должностных обязанностей руководителя главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, нарушен порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств.
Действия Сулимова Д.В. в соответствии с протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Сулимов Д.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал.
Счетная палата Российской Федерации направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст. 6 БК РФ средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением среди прочего признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ инспекцией Счетной палаты Российской Федерации в Федеральном дорожном агентстве установлено нарушение главным распорядителем и получателем средств – Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, которому предоставлялись межбюджетные трансферты, порядка и условий их предоставления.
Исходя из правил, закрепленных в ст. 132.1 БК РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Согласно ч. 1 ст. 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрены, в том числе абз. 5 ст. 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» утверждены постановлением Правительства РФ № 329 от 20 апреля 2016 года (в редакциях от 21 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года, действовавших в ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 1 вышеуказанных Правил настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Исходя из контекстного содержания п. 2 ст. 132. 1 БК РФ и п. 18 Правил № 329 предоставление межбюджетных трансфертов (Т1 и Т2) бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, которые заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Соглашение, в том числе, должно содержать:
- обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представлять отчеты об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, а также о достижении результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов;
- формы, порядок и сроки представления субъектом Российской Федерации отчетов;
- результаты предоставления иных межбюджетных трансфертов;
- обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации достичь результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Росавтодором и Администрацией Смоленской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Смоленской области №.
В соответствии с пп. 6.1.1 п. 6.1 указанного Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Росавтодором, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и представление отчетности, является Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству.
Согласно пп. 4.3.3 п. 4.3 Соглашения Департамент обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.
Положениями пп. 4.3.4.1 и пп. 4.3.4.2 п. 4.3.4 Соглашения определена обязанность Департамента в ДД.ММ.ГГГГ обеспечивать представление в Росавтодор в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетов о:
- расходах бюджета Смоленской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт;
- достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по форме согласно приложению № 4 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.
На основании п. 6.1.5 Соглашения на Департамент возложена обязанность обеспечивать представление в Агентство сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году согласно приложению № 5 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, со следующей периодичностью:
- квартальные отчеты – не позднее трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании оперативной информации об исполнении федерального бюджета;
- годовые отчеты - не позднее трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом, на основании оперативной информации об исполнении федерального бюджета;
- уточненные квартальные и годовые отчеты (при необходимости уточнения сведений, направленных ранее) – не позднее двадцать третьего календарного дня по окончании отчетного квартала (года) на основании показателей квартальной (годовой) бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.
Лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в ДД.ММ.ГГГГ в общем объеме 300,0 млн. рублей были доведены Росавтодором бюджету Смоленской области расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 104н от 30 сентября 2008 года на основании данного расходного расписания Департаменту разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств, администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, находящимся в ведении Департамента, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных расходным расписанием пределах.
Соответственно, на Департамент в целях соблюдения порядка предоставления иного межбюджетного трансферта, возложена обязанность по доведению результатов представления иного межбюджетного трансферта до конца финансового года и по представлению в Федеральное дорожное агентство достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием, однако вследствие неправомерного бездействия данные требования исполнены не были.
Так, вопреки положениям пп. 4.3.4.1 п. 4.3.4 Соглашения Департаментом не обеспечено представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о расходах бюджета Смоленской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за третьим отчетным кварталом ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В нарушение срока установленного пп. 4.3.4.1 п. 4.3.4 Соглашения Департаментом не обеспечено своевременное представление Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о расходах бюджета Смоленской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за четвертым отчетным кварталом ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» отчет о расходах бюджета Смоленской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, на ДД.ММ.ГГГГ создан и представлен Росавтодору ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока более чем на три месяца.
Согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» первая версия отчета о расходах бюджета Смоленской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, на ДД.ММ.ГГГГ, представлена в ГИИС «Электронный бюджет» ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока более чем на два месяца.
Указанная версия отчета была отклонена Росавтодором по причине несоответствием Кассового расхода бюджета субъекта РФ за отчетный период и нарастающим итогом (раздел 2) сумме израсходованных средств бюджета субъекта РФ (кассовый расход) стр. 050 гр. 3 и 4 раздела 1. Вышеуказанная причина отклонения Департаментом не оспаривается.Замечания Департаментом были приняты и устранены, и вторая версия исправленного отчета с достоверной информацией сформирована ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение срока, установленного пп. 4.3.4.2 п. 4.3.4 Соглашения Департаментом не обеспечено своевременное представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не позднее двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно. Согласно данным ГИИС «Электронный бюджет указанный отчет представлен Департаментом Росавтодору только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока на десять дней. В нарушение п. 4.3.3. Соглашения, которым определена обязанность Департамента обеспечить достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом не обеспечено достижение значений двух результатов предоставления иного межбюджетного трансферта в рамках Соглашения. Согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» при плановом значении результата «Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог» 8 км его фактическое значение на ДД.ММ.ГГГГ составило 5,94 км, то есть 74,3 % планового значения. По данным ГИИС «Электронный бюджет» при плановом значении результата «Прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог» 4,0 км его фактическое значение на ДД.ММ.ГГГГ составило 0,0 км то есть 0 % планового значения. В нарушение срока, установленного п. 6.1.5 Соглашения Департаментом не обеспечено своевременное представление в Росавтодор Сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, по итогам третьего квартала ДД.ММ.ГГГГ (не позднее трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании оперативной информации об исполнении федерального бюджета, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно). Сведения о результатах реализации мероприятий, источником Финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ представлены Департаментом в Росавтодор письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока на три дня. Согласно пояснениям исполняющего обязанности начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Сулимова Д.В. нарушение сроков предоставления, а также непредоставление в Росавтодор соответствующей отчетности обусловлено ограниченной численностью кадрового состава Департамента, увеличенными функциональными обязанностями и общим объемом работы отдела дорожного хозяйства. Недостижение показателей в рамках Соглашения обусловлено поздним проведением процедур закупок, что соответственно повлияло на своевременное заключение контрактов. Между тем, соответствующие обстоятельства не свидетельствуют о наличии непреодолимых для Департамента препятствий в должном исполнении вышеуказанных условий, и, по своей сути, указывают на невыполнение Департаментом порядка предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного Соглашением, в части обеспечения предоставления (своевременного представления) Росавтодору в ГИИС «Электронный бюджет» соответствующей отчетности, сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, а также достижения результатов. Непредоставление (несвоевременное представление) отчетов о ходе достижения целей предоставления межбюджетного трансферта в рамках предоставления (расходования) соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влечет фактическое сокрытие достоверной информации о неосвоении (несвоевременном освоении) средств и невыполнении иных условий соглашения, ответственность за представление которой в силу п. 29 Правил № 329 несет Департамент. Таким образом, невыполнение Департаментом обязательств, предусмотренных Соглашением, по предоставлению (своевременному предоставлению) соответствующих отчетов Росавтодору в ГИИС «Электронный бюджет», сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, а также недостижения установленных результатов является грубым нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. По делу установлено, что распоряжением Губернатора Смоленской области № 905-р от 10 августа 2020 года исполнение обязанностей начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству временно с ДД.ММ.ГГГГ возложено на заместителя начальника указанного Департамента Сулимова Д.В.. Согласно положениям, содержащимся в п. 5.2 раздела 5 Положения о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области № 10 от 22 января 2016 года, начальник Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач. Таким образом, именно на Сулимова Д.В. как исполняющего обязанности начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству возложена ответственность за надлежащее исполнение условий Соглашения, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе в части предоставления (своевременного предоставления) соответствующей отчетности, сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, а также достижения установленных результатов. Согласно п. 3 ст. 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Обстоятельства, препятствующие Сулимову Д.В. надлежащим образом исполнить должностные полномочия в части соблюдения условий и порядка предоставления (расходования) иных межбюджетных трансфертов, не установлены. Необходимые действия в пределах компетенции, направленные на обеспечение представления (своевременного предоставления) в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» ответствующих отчетов, сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, а также достижение установленных результатов в установленные сроки Сулимовым Д.В. не осуществлены, в связи с чем оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется. Таким образом, Сулимов Д.В., исполняя обязанности начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, допустив нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) иных межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, что подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ); расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ б/н; отчетом о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ б/н; письмом Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ; данными ГИИС «Электронный бюджет». Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек. При этом характер совершенного должностным лицом правонарушения не свидетельствует о его исключительности, которое позволило бы сделать вывод о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. В данном случае основания для признания правонарушения малозначительным судьей не установлены. Требования ст. 27.3 КоАП РФ соблюдены, оснований не доверять доказательствам, имеющимся в деле и приведенным выше, не имеется. При назначении должностному лицу наказания суд руководствуется принципом справедливости, учитывает характер и степень опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, полагает возможным назначить Сулимову Д.В. наказание в виде административного штрафа в размере 10 500 рублей 00 копеек. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, суд, постановил:
признать должностное лицо – исполняющего обязанности начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Сулимова Д.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 500 рублей 00 копеек.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: ИНН 7702166610, КПП 770401001, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Счетная палата Российской Федерации) в Операционном департаменте Банка России//Межрегиональное операционное УФК, г. Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет (номер счета получателя средств) 03100643000000019500, ОКТМО 45383000, КБК 305 1 16 01155 01 0000 140, УИН 30530500111210700311.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить, что правонарушитель, не представивший суду в 60-тидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу документ, свидетельствующий об уплате штрафа, может быть привлечен к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья К.М. Макарова
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-004700-12
Подлинный документ подшит в материалы дела № 5-1105/2021