ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Зея 25 апреля 2022 года
Судья Зейского районного суда Амурской области Брылева О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, родившегося в , работающего контролером в зарегистрированного и проживающего по адресу: , не привлекавшегося к административной ответственности, имеющего паспорт серии
установил:
ФИО1 совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
9 марта 2022 года в 11.30 часов в ходе мониторинга группы «Общение Верхнезейск», состоящей из 257 человек, созданной в мессенджере WhatsApp, функционирующем посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что ФИО1, находясь в , с помощью мобильного телефона разместил в данной группе прямую ссылку на видеоролик, в котором на 1 минуте 10 секунде мужчина произносит фразу «Нападение России на Украину», на 1 минуте 42 секунде произносит «Призвать Россию к ответу за ее нападение на Украину», на 16 минуте 46 секунде произносит «Умнейший ход ФИО2, его интервенцию, агрессию в Украине», на 17 минуте 05 секунде произносит «ФИО2 проиграл войну в Украине», на 22 минуте 22 секунде произносит «Украина должна победить», на 22 минуте 35 секунде произносит «Слава Украине», а также разместил комментарий данного видео, в котором говорится, что «действия ФИО2, связанные с агрессией в Украине, будут наказываться самым жестким способом…что из-за его имперских амбиций страдать будет российский народ». Действия ФИО1 не содержат уголовно наказуемого деяния.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
МО МВД России «Зейский» извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Согласно объяснениям ФИО1 от 17 марта 2022 года, данным им после разъяснения процессуальных прав и положений ст.51 Конституции РФ, он является участником группы «Общение Верхнезейск», созданной в мессенджере WhatsApp, функционирующей посредством сети Интернет, в данной группе состоят жители п. Верхнезейск и других населенных пунктов, группа состоит из 256 человек, кроме него, создана для обмена информацией и общения на различные темы. 27 февраля 2022 года он при помощи мобильного телефона зашел в сеть Интернет, на видеохостинге YouTube увидел видео, в котором мужчина рассказывал о санкциях, примененных в отношении России. Данной информацией он решил поделиться с жителями п. Верхнезейск. Для этого он со своего мобильного телефона 89145824661 разместил в группе «Общение Верхнезейск» ссылку на указанное видео, где рассказывалось о санкциях, примененных другими странами в отношении России, а также о том, что Россия будет отключена от «Свифт»; о том, что в этом видео осуждаются действия ФИО2, а также говорится о том, что «ФИО2 проиграет, победа будет за Украиной, слава Украине», он, когда смотрел видео, данных высказываний не заметил, возможно, не обратил на них внимания. В описании к видео имелся текст, с содержанием которого он не ознакомился, только понял, что про санкции, также опубликовал его в группе «Общение Верхнезейск». Умысла на распространение информации, в грубой форме, оскорбляющей человеческое достоинство, выражающее явное неуважение к обществу и государству, а также дискредитацию использования вооруженных сил РФ, у него не было, он лишь хотел, чтобы жители п. Верхнезейск знали о санкциях, примененных в отношении России.
В пояснениях, поступивших в суд 22 апреля 2022 года, ФИО1 указал, что в его действиях нет административного правонарушения, ссылка на видеоролик была опубликована им 27 февраля 2022 года, при этом статья 20.3.3 КоАП РФ была введена Федеральным законом № 31-ФЗ от 4 марта 2022 года, таким образом, полагает, что он не может быть привлечен к административной ответственности, просит производство по ст. 20.3.3 КоАП РФ прекратить.
Изучив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
По смыслу закона под публичными следует понимать действия, совершенные в присутствии неопределенного круга лиц или когда их результат становится достоянием многих людей, выраженные в любой форме: устной (выступления на собраниях, митингах), письменной или с использованием технических средств (распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»: на сайтах, форумах, в блогах, массовая рассылка электронных сообщений и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).
Дискредитацией признаются умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия к кому-либо, на умаление его достоинства, одним из способов ее реализации является распространение недостоверной (ложной, неточной, искаженной) информации.
Статья 51 Устава ООН предусматривает неотъемлемое право государства прибегнуть к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения следующих задач: содействие устранению и предотвращению возникновения очагов напряженности и конфликтов на территориях соседних с Российской Федерацией государств; повышение роли Российской Федерации в миротворческой деятельности; оказание союзникам и партнерам Российской Федерации поддержки при решении ими вопросов, связанных с обеспечением обороны и безопасности, нейтрализацией попыток внешнего вмешательства в их внутренние дела; защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских компаний за рубежом; оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, в том числе права на сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение защиты их интересов; укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами; противодействие попыткам фальсификации истории, защита исторической правды, сохранение исторической памяти.
В соответствии с пп. 2 и 3 п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защиты граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принято постановление от 22.02.2022 N 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Устава ООН, с санкции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием Российской Федерации 22 февраля 2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой принято решение о проведении специальной военной операции, ее целью объявлено – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима, демилитаризации и денацификации Украины, предание суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе граждан Российской Федерации (http://kremlin.ru/events/president/news/67843).
Согласно Наставлению по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации 8 августа 2001 года и разработанному в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права, которые в целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливают запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий. К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий в числе прочих относят: убийство или ранение гражданских лиц; убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий; террор в отношении гражданского населения; использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания; нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы; огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; отдача на разграбление города или местности. Установлено, что лица, виновные в нарушении норм международного гуманитарного права, в соответствии с нормами международного гуманитарного права и уголовного законодательства Российской Федерации могут привлекаться к уголовной ответственности.
Таким образом, при проведении специальной военной операции Вооруженные Силы Российской Федерации используются в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом военнослужащие должны неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права, которые при любых обстоятельствах обеспечивают гуманное обращение во время вооруженных конфликтов лицам, непосредственно не принимающим участия в боевых действиях, в связи с чем распространение недостоверной информации об обратном, то есть об ином предназначении, задачах Вооруженных Сил Российской Федерации и целях их использования является ее дискредитацией, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является участником группы «Общение Верхнезейск», состоящей из 257 человек, созданной в мессенджере WhatsApp (сервисе обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи по телефонной связи, позволяющем пользователям отправлять текстовые и голосовые сообщения, совершать голосовые и видеозвонки, обмениваться изображениями, документами, местоположением пользователя и другим контентом), функционирующем посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
27 февраля 2022 года ФИО1 в указанной группе разместил прямую ссылку на видеоролик, в котором мужчина произносит фразы «Нападение России на Украину», «Призвать Россию к ответу за ее нападение на Украину», «Умнейший ход ФИО2, его интервенцию, агрессию в Украине», «ФИО2 проиграл войну в Украине», «Украина должна победить», «Слава Украине», а также разместил комментарий данного видео, в котором содержится текст - «действия ФИО2, связанные с агрессией в Украине, будут наказываться самым жестким способом…что из-за его имперских амбиций страдать будет российский народ», которые являлись доступным для ознакомления других лиц.
9 марта 2022 года в 11.30 часов факт размещения ссылки на видеоролик и текстового сообщения был установлен старшим УУП ПП «Верхнезейский» в ходе мониторинга группы «Общение Верхнезейск».
Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № АО 28097153 ПР от 21 марта (с учетом внесенных в него изменений), с которым ФИО1 согласился;
- рапортом оперативного дежурного МО МВД России «Зейский» от 9 марта 2022 года, согласно которому 9 марта 2022 года в 14.20 часов в дежурную часть МО МВД России «Зейский» поступило сообщение от ст. УУП ПП «Верхнезейский» Зейского района о том, что в группе «Общение Верхнезейск» ФИО1 опубликовал информацию негативного характера в отношении РФ, чем проявил неуважение к обществу и государству Российской Федерации;
- объяснениями свидетелей СЕВ, БМЮ, НАА, они являются участниками группы «Общение Верхнезейск» в мессенджере WhatsApp, в которой всего состоят 257 участников, в том числе ФИО1, являющийся пользователем сотового телефона с номером 89145824661; 27 февраля 2022 года в 11.39 часов ФИО1 со своего сотового телефона разместил в указанной группе ссылку на видео, в котором мужчина осуждает действия ФИО2, а также говорит о том, что «ФИО2 проиграет, победа будет за Украиной, Слава Украине»;
- протоколом осмотра вещей от 28 марта 2022 года, из которого следует, что 28 марта 2022 года с участием ФИО1 произведен осмотр видеоролика, ссылка на который была размещена ФИО1 в группе «Общение Верхнезейск»; после осмотра ФИО1 указал, что именно на этот видеоролик им была размещена прямая ссылка;
- стенограммой видеоролика, ссылку на который разместил ФИО1, из которой следует, что на 1 минуте 10 секунде произнесена фраза «Нападение России на Украину», на 1 минуте 42 секунде - «Призвать Россию к ответу за ее нападение на Украину», на 16 минуте 46 секунде - «Умнейший ход ФИО2, его интервенцию, агрессию в Украине», на 17 минуте 05 секунде - «ФИО2 проиграл войну в Украине», на 22 минуте 22 секунде - «Украина должна победить», на 22 минуте 35 секунде - «Слава Украине»;
- данными с экрана мобильного телефона, содержащими ссылку на видеоролик и текстовое сообщение - «…действия ФИО2, связанные с агрессией в Украине, будут наказываться самым жестким способом…что из-за его имперских амбиций страдать будет российский народ», с указанием на номер телефона лица, его опубликовавшее – +79145824661.
Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, оснований признавать их недопустимыми не имеется.
Данные, подтверждающие достоверность содержащейся в указанном сообщении информации, как в материалах дела, так и в официальных сообщениях представителей органов государственной власти Российской Федерации отсутствуют, равно как и судебные решения о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации за совершение преступлений против мира и безопасности человечества при проведении специальной военной операции.
Оценивая доводы ФИО1 о том, что на дату размещения информации в группе «Общение Верхнезейск» в мессенджере WhatsApp, не была введена в действие статья 20.3.3 КоАП РФ, следовательно, он не может быть привлечен к административной ответственности по данной статье, судья находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
По смыслу закона, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Следовательно, временем совершения длящегося административного правонарушения является время его обнаружения (выявления) административным органом.
Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления.
Действия ФИО1 по размещению прямой ссылки на видеоролик и текстовое сообщение, содержащие информацию, дискредитирующую использование Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, были осуществлены 27 февраля 2022 года, ответственность за данное правонарушение введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ (вступившем в законную силу с момента его опубликования - 4 марта 2022 года).
В то же время, учитывая факт того, что на момент обнаружения указанная ссылка на видеоролик и текстовое сообщение в группе «Общение Верхнезейск» в мессенджере WhatsApp были доступны для просмотра широкому кругу лиц, каких-либо действий по прекращению противоправного деяния ФИО1 не предпринимал, с просьбами об удалении размещенной информации к администраторам группы не обращался, данное правонарушение является длящимся.
В связи с изложенным судья приходит к выводу, что ФИО1 совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется.
При назначении наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, личность виновного (не привлекался к административной ответственности), его имущественное положение (трудоустроен, имеет постоянный источник дохода), отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Несмотря на то, что в протоколе об административном правонарушении ФИО1 указал о согласии с ним, фактически вину в совершении административного правонарушения он не признал, заявил о прекращении производства по делу в связи с тем, что на момент опубликования информации административная ответственность за такие действия не была предусмотрена. При таких обстоятельствах судья не усматривает оснований для признания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание ФИО1, признание вины в совершении административного правонарушения.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением ФИО1, позволяющих назначить наказание с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом требований ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершенному правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, судья считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 33000 рублей, которое является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
ФИО1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 33000 (тридцать три тысячи) рублей.
Разъяснить ФИО1, что административный штраф необходимо уплатить по следующим банковским реквизитам: УФК по Амурской области (ПП «Верхнезейский» Амурской области), ИНН <***>, КПП 280501001, казначейский счет 03100643000000012300, единый казначейский счет 40102810245370000015, отделение Благовещенск Банка России//УФК по Амурской области г. Благовещенск, БИК 011012100, ОКТМО 10625000, КБК 18811601201019000140, УИН .
Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья О.П. Брылева