Дело № 5-6/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 января 2018 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда <адрес> Рогозина В.А., рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении директора МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Должностными лицами отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> составлены протоколы об административном правонарушении, согласно которым директором МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» ФИО1 нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что является директором МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» с ДД.ММ.ГГГГ. Объекты культурного наследия находящиеся на территории <адрес> были переданы в управление МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» без проведения капитального ремонта и в неудовлетворительном состоянии. Вместе с тем им предпринимались меры по приведению данных объектов в надлежащее состояние: направлены обращения в соответствующие органы с целью выделения дополнительных ассигнований в рамках субсидий для выполнения работ по содержанию объектов культурного наследия, проведено обследование памятников, осуществлялись работы в виде содержания прилегающей к памятнику территории. Считает, что им предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Просит производство по делу прекратить, освободить его от административной ответственности, в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Защитник ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, доводы подзащитного поддержал, в судебном заседании просил производство по делу прекратить, освободить ФИО1 от административной ответственности, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Выслушав участников производства по делу, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (абзац пятый и шестой этой статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно п. 1.1 положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, утверждённого постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№-п, комитет государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории <адрес>.
Судом установлено, что в связи с появлением в средствах массовой информации в сети «Интернет» видеоролика ФИО5 к президенту РФ ФИО4 « О состоянии <адрес> на примере <адрес>» в котором рассказывалось о ненадлежащем состоянии объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, в т.ч. объектов: «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь», «Братская могила, в которой похоронены воины 45 стрелковой дивизии им. Щорса, погибшие при обороне Сталинграда», «Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда», «Братская могила воинов 62 и 64-й армий», «Памятный знак в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане».
С целью проверки указанных в видеоролике данных Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ДД.ММ.ГГГГг., в соответствии с заданиями на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия от 15.08.2017г. был проведен осмотр объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес> в результате которого 22.08.2017г.-23.08.2017г. составлены акты осмотра из которых следует что:
- объект «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь» скульптура и постамент покрыты саже-пылевыми наслоениями, на плитах постамента наблюдаются подтеки, клумба на постаменте памятника не ухожена;
- объект «Братская могила, в которой похоронены воины 45 стрелковой дивизии им. Щорса, погибшие при обороне Сталинграда» - надмогильное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, часть гранитных плит лестничного марша имеют сколы и трещины, часть плит утрачена, в связи с утратой связующих свойств цемента, часть плит слабо закреплены; на горизонтальной стеле в форме двух развернутых знамен облицованной гранитными плитами наблюдаются высолы; задник стены оштукатурен, наблюдается значительное разрушение штукатурного слоя с раскрытием и повреждением лицевой поверхности кирпичной кладки; часть фигурного ограждения из чугуна утрачена, в тыльной части памятника наблюдается разрушение штукатурного слоя опорной стены, с раскрытием и разрушением кирпичной кладки, часть кирпичей утрачена; территория памятника и прилегающая территория не ухожены;
- объект «Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда» - прилегающая к памятнику территория заросла травой, цветочницы не ухожены, наблюдается сухостой, наблюдается частичное отхождение облицовочных плит обелиска, в связи с утратой цементом связующих свойств,
-объект «Братская могила воинов 62 и 64-й армий» - прилегающая к памятнику территория находится в удовлетворительном состоянии, цветочницы не ухожены. На плитах, которыми облицован постамент памятника наблюдаются трещины, частичные разломы, наблюдается частичное отхождение некоторых плит от основания постамента. На памятнике имеются саже-пылевые наслоения;
-объект «Памятный знак в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане» - прилегающая к памятнику территория заросла низкорослой травой, цветочницы не ухожены, наблюдается мелкий бытовой мусор, сухостой. Постамент стелы облицован плитами, одна из облицовочных плит нижней части стелы утрачена, на остальных имеются сколы и трещины.
По результатам осмотра должностными лицами отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> составлены протоколы об административном правонарушении, согласно которым директором МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» ФИО1 нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГг. объект - «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь», № от ДД.ММ.ГГГГг. объект - «Братская могила, в которой похоронены воины 45 стрелковой дивизии им. Щорса, погибшие при обороне Сталинграда», № от ДД.ММ.ГГГГг. объект - «Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда», № от ДД.ММ.ГГГГг. объект - «Братская могила воинов 62 и 64-й армий», № от ДД.ММ.ГГГГг. объект - «Памятный знак в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане», бездействие директора МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Поскольку выявленные нарушения имеют единый родовой объект посягательства, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок подведомственны районному суду, производство по данным делам было объединено.
В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утверждённым постановление <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>», объекты «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь», «Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда», «Братская могила воинов 45-й стрелковой дивизии имени Щорса», «Братская могила воинов 62 и 64-й армий», «Памятный знак в честь воинов интернационалистов, погибших в Афганистане» являются объектами культурного наследия регионального значения (памятник истории).
Объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (АИС ЕГРКН) регистрационные номера :
«Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь» №;
«Братская могила, в которой похоронены воины 45 стрелковой дивизии им. Щорса, погибшие при обороне Сталинграда» №;
«Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда» №;
«Братская могила воинов 62 и 64-й армий» №,
«Памятный знак в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане» №.
Согласно информации, представленной департаментом муниципального имущества администрации Волгограда, данный объект закреплён на праве оперативного управления за МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда».
Директором МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1
Таким образом, в нарушение требований законодательства в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), директором МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 не проводились работы по сохранению объектов культурного наследия <адрес> регионального значения «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный октябрь», «Братская могила, в которой похоронены воины 45 стрелковой дивизии им. Щорса, погибшие при обороне Сталинграда», «Братская могила воинов 138-й стрелковой дивизии, погибших при защите Сталинграда», «Братская могила воинов 62 и 64-й армий», «Памятный знак в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане» расположенных на территории <адрес> и находящегося у данного юридического лица в оперативном управлении.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., актами осмотра объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес> от 22.08.2017г. и 23.08.2017г., уставом МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» и изменениями к нему, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему, заданиями на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.
Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, были возложены на МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления, а бездействие директора МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника отсутствие финансирования не может служить основанием для освобождения директора МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 от исполнения требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Исходя из характера правонарушения, посягающего на общественные отношения, связанные с сохранением объектов культурного наследия, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождение его от административной ответственности, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в соответствии со ст.4.2, 4.3. КоАП РФ судом не установлено.
Таким образом, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, суд считает возможным для достижения целей, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ назначить директору МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 административное наказание в пределах санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ с учетом требований ст. 3.5 КоАП РФ – в виде административного штрафа.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Назначить директору МБУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по <адрес> (комитет государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 344401001, Банк получателя: отделение Волгограда <адрес>, расчетный счет 40№, БИК 041806001, ОКТМО 18701000001, КБК 836 1 16 90020 02 0000 140.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня вручения или получения его копии в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья В.А. Рогозина
Справка: резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2018 года.
мотивированное постановление изготовлено 17 января 2018 года.
В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья В.А. Рогозина