ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1113/2021 от 21.09.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

Дело

УИД 41RS0-66

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«21»сентября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, при секретаре Глухих Е.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс», юридический адрес: , Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН , поставленного на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ года ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» (далее - ГУП «Спецтранс», Предприятие) составлен протокол об административном правонарушении, в связи с тем, что юридическое лицо, являясь региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 05 минут при эксплуатации объекта размещения отходов - свалки на земельном участке с кадастровым номером расположенном по <адрес> в г. Петропавловске–Камчатском, площадью 10,8005 га, поставленного на федеральный государственный учёт, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, код объекта: П, I категории, (категория риска – высокая) допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившееся в том, что

- не имея специальной установки для сжигания отходов, допустило горение на рабочей карте свалки в начале заезда от КПП, при этом вода, пена, песок при тушении пожара не применялись, сообщение о возникновении ДД.ММ.ГГГГ на свалке пожара в пожарную охрану не поступало, кроме того при горении свалки 14 и ДД.ММ.ГГГГ меры по тушению пожара не применялись;

- захоронение отходов на свалке осуществляется с нарушением экологических требований, а также утверждённым ГУП «Спецтранс» технологическим регламентом, а именно поступающие на рабочую карту отходы не увлажняются, не осуществляется их уплотнение и последующая послойная изоляция, что привело к возгоранию отходов и длительному горению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с поступлением в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ: твёрдые частицы, сернистый ангидрид, окислы азота, окись углерода, сажа.

ГУП «Спецтранс» вменено нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 34, ч.1 ст. 39, ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 42 Земельного кодекса РФ, пп. 6.8, 7.1, 7.8 Свода правил 320. 1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов проектирование, эксплуатация и рекультивация», утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр, пп. 2.1, 2.7, 2.8, 2.16, 4.3.3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласованной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического контроля РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Законный представитель ГУП «Спецтранс» ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.

Защитник Яшкина Ю.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав, что законный представитель юридического лица не был извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не устранены недостатки, приведённые в определении судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Юридическое лицо не осуществляет деятельность по сжиганию отходов, при этом из протокола не следует, что Предприятие осуществляло захоронение загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ. В протоколе не указаны конкретные нормы экологических и санитарно-эпидемиологических требований, нарушение которых образует объективную сторону вменяемого правонарушения. Арендуемый объект размещения отходов является санкционированной свалкой, а не полигоном. В ходе осмотра установлено, что поступление отходов осуществлялось на рабочую карту, нарушение сроков проведения изоляции размещённых отходов в ходе осмотра не фиксировалось, также не указана температура. Таким образом, вывод о том, что уплотнение и последующая послойная изоляция поступивших отходов не проводилась, не подтверждён. В протоколе содержится противоречие при указании формы совершения деяния, поскольку приведено одновременно действие, а также бездействие. Правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ в осенний период, что исключает нарушений пунктов 2.7, 2.16, 4.3.3 Инструкции. Административным органом не установлено сжигание отходов на свалке , при этом доказательств, подтверждающих поступление в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ, в материалах дела не содержится. Требования, содержащиеся в пункте 4.3.3 Инструкции, относятся не к эксплуатации полигона, а к технике пожарной безопасности, при этом юридическим лицом соблюдены противопожарные требования. В ходе осмотра территории установлено, что юридическим лицом принимались меры для тушения пожара, при этом количество очагов возгорания, площадь горения и причина возгорания не установлены, в том числе не указано, какими первичными средствами пожаротушения не обеспечена свалка. Более того нормы, вменённые Предприятию не указывают на наличие обязанности вызывать специализированную пожарную охрану при тушении пожара. Учитывая, что выявленные нарушения связаны с несоблюдением требований ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при этом требования п. 7.1, 7.8 Свода правил, 2.1, 2.8 Инструкции тождественны пунктам 5.1, 5.7 СанПин «Гигиенические требования к эксплуатации полигонов», считает, что квалификация действий юридического лица неверна, поскольку указанные нарушения охватываются статьёй 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Защитник Слободенюк М.С. в судебном заседании доводы, изложенные в письменных пояснения, поддержал.

Выслушав пояснения защитников Яшкиной Ю.В., Слободенюка М.С., исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду следующего.

Частью 4 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обязанность по доказыванию вины лица, в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ лежит на административном органе, возбудившем дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

На основании ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

По правилам ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1555/пр утвержден свод правил "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация" (далее – Свод правил СП 320.1325800.2017).

Согласно п. 6.8 Свода правил СП 320.1325800.2017 захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

На основании п. 7.1 Свода правил СП 320.1325800.2017 при картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5 °C ежесуточно, при температуре 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО. Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.

Согласно п. 7.8 Свода правил СП 320.1325800.2017 на территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.

Министерством строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 2.1 Инструкции на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО. Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.

Согласно п. 2.7 Инструкции увлажнение ТБО летом необходимо осуществлять в пожароопасные периоды. Расход воды на полив принимается 10 л на 1 куб. м ТБО.

На основании п. 2.8 Инструкции промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305 - 0,15 м. Разработка грунта и доставка его на рабочую карту производится скреперами.

По правилам п. 2.16 Инструкции в период сухой, жаркой погоды полигоны должны быть обеспечены средствами для увлажнения ТБО. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО и сбор утиля.

Пунктом 4.3.3 Инструкции предусмотрено, что на полигоне должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности. Для выполнения повседневных работ, надзора за первичными средствами пожаротушения и организации тушения назначается ответственный за пожарную безопасность на полигоне. Полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя. В периоды особой пожароопасности целесообразно дежурство поливомоечных машин. Необходим запас песка для целей пожаротушения на территории хозяйственной зоны. На видном месте хозяйственной зоны должна быть вывешена инструкция о порядке действия персонала при возникновении пожара, способы оповещения пожарной охраны города.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010109:509 площадью 10,8005 га передан Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в аренду ГУП «Спецтранс» для размещения коммунальной инфраструктуры (л.д. 7881, 82-91).

В соответствии со свидетельством об актуализации учётных сведений свалка , расположенная в г. Петропавловске-Камчатском находится в эксплуатации ГУП «Спецтранс», включена в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта П, I категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 23-24, 25-26).

В соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Спецтранс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (л.д. 27).

В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П на территории Камчатского края период пожароопасного сезона установлен в 2020 году с 1 мая по 1 ноября (л.д. 28-30).

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении ГУП «Спецтранс» послужили результаты планового рейдового осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-2, 3-6).

Согласно Акту рейдового осмотра территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблице к нему, схеме в указанный день в 12 часов 05 минут в рамках мониторинга экологической ситуации, связанной с массовой гибелью флоры и фауны Авачинского залива Тихого океана, по маршруту г. <данные изъяты>, проходящему рядом со свалкой ГУП «Спецтранс» визуально зафиксировано значительное задымление свалки. При осмотре территории установлено, что горение происходило на рабочей карте свалки вначале заезда от КПП, просматривается пламя (открытое горение) отходов. При горении свалки происходит сильное задымление, при котором невозможно определить площадь возгорания. Ведутся работы по тушению пожара с использованием тяжёлой техники (двух бульдозеров), проливка водой, пеной открытых участков пламени не осуществляется. На объекте находился сотрудник ГУП «Спецтранс» ФИО1, который руководил работами по тушению пожара, в устной форме пояснил, что возгорание свалки произошло в результаты поджога не установленным лицом и обнаружено контролером ГУП «Спецтранс» в районе 03 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. К тушению приступили при наступлении рассвета около 07 часов 00 минут, собственными средствами (л.д. 7-8, 9-10, 11).

Проведение рейдового осмотра зафиксировано на видеозаписи, имеющейся на CD-RW диске и исследованной в судебном заседании (л.д. 12).

Определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУП «Спецтранс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено проведение административного расследования, срок которого продлён до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18, 66-67).

В ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что свалка , расположена в г. Петропавловске-Камчатском на земельном участке с кадастровым номером , находится с левой стороны от автодороги, ведущей в <адрес> г. Петропавловска-Камчатский. Эксплуатацию свалки осуществляет региональный оператор в области обращения с отходами Камчатского края – ГУП «Спецтранс». На свалке расположен мусоросортировочный комплекс ООО «<данные изъяты>». При проведении осмотра визуально отмечен очаг дымления отходов со склона рабочей карты размещения отходов, расположенный параллельно автодороге, ведущей к <адрес> г. Петропавловска-Камчатского. Усановлено наличие одного очага открытого огня (горение отходов на площади 1 кв.м.) и одного очага дымления отходов. Следов наличия изолирующего материала на рабочей карте размещенных отходов для ликвидации горения отходов не установлено. <адрес> зафиксированного ДД.ММ.ГГГГ горения отходов на рабочей карте в указанном месте не представилось возможным ввиду возможности образования провалов на рабочей карте из–за горения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Слева от въезда к мусоросортировочному комплексу ООО «<данные изъяты>» установлен пожарный щит, принадлежащий ГУП «Спецтранс», укомплектованный лопатами, ведрами, ломом, багром, топором, ящиком с песком и огнетушителем. Возле пожарного щита установлены 3 металлические 200-литровые бочки с надписью «Вода», при этом внутри бочек вода отсутствует, отмечено наличие в бочках отходов полиэтилена. Одна из бочек полостью заполнена отходами полиэтилена. Резервуар с водой для тушения возгорания отходов на свалке отсутствует. Мероприятия по тушению возгорания не проводятся. Начальником службы эксплуатации ГУП «Спецтранс» ФИО7 предъявлены огнетушители ОУ-8 (12 штук), находящиеся в помещении контрольно-пропускного пункта, расположенного на въезде на свалку . Начальник службы эксплуатации пояснил, что ведение журналов, кроме журналов учёта поступающих на свалку отходов, регламентом не предусмотрено (л.д. 33-34, 35-42).

В материалы дела представлен акт рейдового осмотра территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при движении с полигона по направлению г. Петропавловска-Камчатского на свалке ГУП «Спецтранс», находящейся рядом с дорогой в 12 часов 28 минут визуально просматривается очаговое дымление склона свалки в месте, где ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано открытое горение (л.д. 43-44, 45-46).

В ходе осмотра свалки ГУП «Спетранс» от ДД.ММ.ГГГГ в период с 15 часов 16 минут до 15 часов 45 минут должностным лицом административного органа при участии представителя ГУП «Спецтранс» установлено, что на стене административного здания размещена «Инструкция о порядке действия персонала свалки при возникновении пожара». На дверях помещения обслуживающего персонала имеется информационная вывеска «Ответственный за пожарную безопасность ФИО8». Огнетушители марки ОП-08 в количестве 10 штук находятся в помещении обслуживающего персонала. На стекле помещения обслуживающего персонала имеется знак «Пожарный водоём в 100 м». Пожарный водоём расположен с левой стороны автодороги напротив КПП и оборудован знаком «Забор воды». Местом забора воды для пожарных нужд является <адрес> на территории свалки. Отходы поступают на рабочую карту свалки после их сортировки на мусороперерабатывающем заводе. Напротив весовой с левой стороны дороги размещен отвал (земли), который, как следует из объяснений ФИО8, использовался для послойной изоляции отходов на свалке. При въезде на рабочую часть свалки рядом с мусоперерабатывающим заводом ООО «Феникс» оборудовано первичными средствами пожаротушения – пожарным щитом (в составе два ведра), огнетушителем, лопатой, богором и деревянным бункером с песком объёмом около 1м3. Там же находятся три бочки, две из которых заполнены водой с отходами. Отходы поступают на рабочую карту после их сортировки на мусороперерабатывающем заводе. Из объяснений ФИО8 следует, что в настоящее время используется рабочая карта свалки 2020 года, а именно её 10 секция и в период горения свалки размещение отходов осуществляется на 10 секции. На момент осмотра отходы размещаются на северо-западной и северо-восточной части свалки. На рабочей карте свалки находились два бульдозера ГУП «Спецтранс», которые работы по уплотнению, изоляции отходов не осуществляли. Из пояснений ФИО9 следует, что в настоящее время в качестве изоляционного материала используется техногрунт, который образуется после переработки отходов на мусороперерабатывающем заводе. Отвалы техногрунта размещены в юго-западной части свалки. Отвалы имеют следы среза по длине размещённого техногрунта, что свидетельствует об его использовании (л.д. 51-53).

При осмотре осуществлялось фотографирование, а также велась видеозапись, которая исследована в судебном заседании (л.д. 54-56, 57).

Представитель ГУП «Спецтранс» ФИО13 выразил несогласие с протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ открытое горение на свалке не фиксировалось.

Из материалов дела также усматривается, что директором ГУП «Спецтранс» ДД.ММ.ГГГГ утверждён технологический регламент по текущей эксплуатации свалок и полигонов ТКО (далее – Технологический регламент).

В соответствии с п. 1.4.5 Технологического регламента увлажнение ТКО необходимо осуществлять в пожароопасные периоды, в период с мая по ноябрь. Расход воды на полив принимается 10 л на 1 куб. м ТКО с использованием автомобильной поливомоечной машины ПМ-130.

На основании п. 1.4.6 Технологического регламента промежуточная и окончательная изоляция уплотнённого слоя ТКО осуществляется грунтом. При складировании ТКО на открытых, незаглублённых картах промежуточная изоляция в тёплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года – с интервалом не более трёх суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м.

В силу п. 1.6.4 Технологического регламента в период сухой жаркой погоды свалка ТКО должна быть обеспечена средствами для увлажнения ТКО – автомобилем ПМ-130. На территории городского полигона ТКО категорически запрещается сжигание ТКО и сбор утиля.

На основании п. 2.3.1 Технологического регламента Администрация ГУП «Спецтранс» обязана обеспечить свалки и полигоны ТКО первичными средствами пожаротушения. В периоды особой пожароопасности целесообразно дежурство поливомоечных машин. Проводить инструктаж персонала свалок и полигонов ТКО о правилах пожарной безопасности (л.д. 108-113).

Давая оценку указанным доказательствам, прихожу к следующему.

Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что плановое рейдовое задание утверждено, в том числе, в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 1, 3 ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры земельных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Однако из акта рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что уполномоченным должностным лицом выявлено горение на рабочей карте свалки вначале заезда от КПП, при этом ведутся работы по тушению пожара с использованием тяжёлой техники, проливка водой, пеной открытых участков пламени не осуществляется. Сотрудник ГУП «Спецтранс» ФИО1 руководил работами по тушению пожара, в устной форме пояснил, что возгорание свалки произошло в результаты поджога не установленным лицом и обнаружено контролером ГУП «Спецтранс», к тушению приступили собственными средствами.

Таким образом, в ходе рейдового осмотра должностным лицом административного органа допущено взаимодействие с сотрудником ГУП «Спецтранс» – ФИО1, от которого получены объяснения об обстоятельствах возгорания и тушения пожара, при этом произведён осмотр работ по тушению пожара, осуществляемых ГУП «Спецтранс».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении требований ч. 3 ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку в ходе рейдового осмотра уполномоченным должностным лицом проверены выполняемые ГУП «Спецтранс» мероприятия по тушению пожара с выяснением фактических обстоятельств возгорания у сотрудника Предприятия, что свидетельствует о проверке конкретного юридического лица.

При таких обстоятельствах акт рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ признаю недопустимым доказательством по делу.

Давая оценку протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Из буквального толкования указанных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что при проведении осмотра обязательно участие двух понятых либо применение видеозаписи.

Между тем осмотр ДД.ММ.ГГГГ произведён уполномоченным должностным лицом без участия двух понятых, а также без применения видеозаписи в нарушение требований ч. 2 ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В этой связи протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством по делу.

Из описания события административного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ГУП «Спецтранс» вменяется горение на рабочей карте свалки, при котором для тушения пожара не применялись вода, пена, песок, сообщение о возникновении ДД.ММ.ГГГГ на свалке пожара в пожарную охрану не поступало, при горении свалки 14 и ДД.ММ.ГГГГ меры по тушению пожара не применялись.

Между тем пунктами 6.8, 7.1, 7.8 Свода правил СП 320.1325800.2017, а также пунктами 2.1, 2.7, 2.8, 4.3.3 Инструкции не предусмотрено обязательное использование при тушении пожара воды, пены, песка, а также сообщение в пожарную охрану о возгорании. При этом каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих, что юридическое лицо самостоятельно осуществляло деятельность по сжиганию ТБО на полигоне, в материалах дела не содержится.

При этом следует учесть, что в соответствии с пунктами 1, 4 Инструкцией о порядке действия персонала полигона ТБО при возникновении пожара, утверждённой и.о. директора ГУП «Спецтранс» каждый работник полигона ТБО при обнаружении пожара или признаков горения (запах гари, задымление и т.п.) обязан: немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 01 или 112. С мобильных телефонов: <***> (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также свою фамилию); принять все возможные меры по тушению пожара при помощи первичных средств пожаротушения, расположенных на пожарных щитах полигона ТБО (огнетушители, вёдра, шанцевый инструмент) с использованием запаса воды и песка.

Однако несоблюдение указанной Инструкции при описании события административного правонарушения, изложенного в протоколе, юридическому лицу не вменялось.

В протоколе об административном правонарушении содержится вывод, что сообщение о возникновении ДД.ММ.ГГГГ на свалке возгорания в пожарную охрану не поступало (письмо ГУ МЧС России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем согласно представленному в материалы дела письму врио начальника ОНД и ПР по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ сообщение о пожаре, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ на городской свалке Петропавловск-Камчатского городского округа в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому не зарегистрировано (л.д. 124).

Таким образом, в указанном письме не содержатся сведения об отсутствии сообщения о пожаре, произошедшем на свалке ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении в указанной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того из протокола об административном правонарушении также следует, что ГУП «Спецтранс» вменено захоронение отходов на свалке с нарушением экологических требований, а также технологическим регламентом, поскольку поступающие на рабочую карту отходы не увлажняются, не осуществляется их уплотнение и последующая послойная изоляция, что привело к возгоранию отходов и длительному горению в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ с поступлением в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ: твёрдые частицы, сернистый ангидрид, окислы азота, окись углерода, сажа.

Между тем в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о том, что ГУП «Спецтранс» не выполняется увлажнение отходов, поступающих на рабочую карту.

При этом, вменяя юридическому лицу несоблюдение пункта 2.7, 2.16 Инструкции, должностным лицом административного органа не принято во внимание, что обязанность по увлажнению ТБО с расходом воды на полив в объёме 10 л на 1 куб. м ТБО установлена для летнего пожароопасного периода, при этом средствами для увлажнения ТБО полигоны обеспечиваются в период сухой, жаркой погоды, в то время, как осмотр произведён ДД.ММ.ГГГГ, то есть в осенний период.

Не выяснялся в ходе указанного осмотра и температурный режим промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТКО, предусмотренный пунктом 7.1 Свода правил СП 320.1325800.2017, так же как и не проверялось выполнение обязанности послойного чередования ТКО и инертных материалов, установленной п. 6.8 указанного Свода правил, что свидетельствует об отсутствии доказательств, подтверждающих невыполнение ГУП «Спецтранс» данных требований.

Из буквального толкования пункта 2.8 Инструкции следует, что при складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток.

Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории свалки размещен отвал (земли), который, согласно пояснениям ФИО8 использовался для послойной изоляции отходов. В качестве изоляционного материала используется техногрунт, который образуется после переработки отходов на мусороперерабатывающем заводе. Отвалы техногрунта имеют следы среза по длине размещённого техногрунта, что свидетельствует об его использовании.

Таким образом, в ходе осмотра территории должностным лицом административного органа достоверно установлено, что ГУП «Спецтранс» осуществляется изоляцию ТБО.

Учитывая, что пунктом 2.8 Инструкции установлен срок изоляции – ежесуточный в тёплое время года и с интервалом не более трёх суток - в холодное время года, прихожу к выводу, что нахождение ДД.ММ.ГГГГ на рабочей карте свалки двух бульдозеров, не выполнявших на момент осмотра работы по уплотнению, изоляции отходов, не является достаточным доказательством несоблюдения ГУП «Спецтранс» данного пункта Инструкции.

Отсутствуют в материалах дела и доказательства, подтверждающие нарушение ГУП «Спецтранс» требований пункта 4.3.3 Инструкции, поскольку, как следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в помещении обслуживающего персонала находятся огнетушители марки ОП-08 в количестве 10 штук, на территории свалки расположен пожарный водоём, знак которого размещён на стекле помещения обслуживающего персонала. Свалка оборудована первичными средствами пожаротушения – пожарным щитом (в составе два ведра), огнетушителем, лопатой, богором и деревянным бункером с песком объёмом около 1м3. На стене административного здания размещена «Инструкция о порядке действия персонала свалки при возникновении пожара».

Как установлено в судебном заседании и.о. директора юридического лица утверждена Инструкция о порядке действия персонала полигона ТБО при возникновении пожара (л.д. 72), издан приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-77).

При этом в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о том, что свалка не обеспечена первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя, а в периоды особой пожароопасности не осуществляется дежурство поливомоечных машин.

С учётом изложенного прихожу к выводу о недоказанности несоблюдения ГУП «Спецтранс» пункта 4.3.3 Инструкции.

Более того пункт 4.3.3 включён в раздел Инструкции «Охрана труда, техника безопасности и противопожарные мероприятия», в связи с чем несоблюдение обязанностей, предусмотренных данным пунктом охватывается диспозицией части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Кроме того отсутствуют в материалах дела и доказательства, подтверждающие, что невыполнение ГУП «Спецтранс» обязанности по увлажнению, уплотнению и последующей послойной изоляции отходов привело к возгоранию отходов и длительному горению в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку причина возгорания свалки ДД.ММ.ГГГГ не установлена.

При этом каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на свалке ГУП «Спецтранс» непрерывно осуществлялось длительное горение, в результате которого в атмосферный воздух поступали твёрдые частицы, сернистый ангидрид, окислы азота, окись углерода, сажа, в материалах дела не содержится, ежедневные осмотры свалки в указанный период уполномоченным должностным лицом не проводились.

Ссылаясь в протоколе об административном правонарушении на несоблюдение ГУП «Спецтранс» технологического регламента, должностное лицо административного органа не привело в протоколе конкретные пункты указанного регламента, несоблюдение которых вменено юридическому лицу, что свидетельствует о неполноте предъявленного обвинения в указанной части.

Имеющееся в материалах дела объяснение ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством по делу, поскольку указанный свидетель перед опросом не предупреждался об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 48-49).

При этом пояснения свидетеля ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают и не опровергают предъявленное ГУП «Спецтранс» обвинение (л.д. 60).

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о недоказанности совершения ГУП «Спецтранс» вменяемого ему деяния при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание, что акт рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а также протокол осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами по делу, при этом иных документов, достоверно подтверждающих совершение ГУП «Спецтранс» административного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении в материалах дела не содержится, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Ю. Образцова