ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1116/20121 от 05.04.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 5-1116/20121

УИД 24RS0056-01-2021-001580-19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 05 апреля 2021 года

ул. Коммунистическая, 1

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шаравин С.Г.

с участием прокурора Савченко ЗР

представителя привлекаемого лица ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2, <данные изъяты>

установил:

В Центральный районный суд г. Красноярска поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2

Из представленных материалов следует, что прокуратурой города Красноярска во исполнение приказа прокуратуры Красноярского края от 16.08.2020 «Об организации прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц» и на основании обращения ФИО3 от 23.12.2020 проведена проверка в департаменте градостроительства администрации города Красноярска.

Так, в ходе проведенной проверки установлены факты, свидетельствующие о длительном заключении муниципальных контрактов, не приобретения жилых помещений детям указанной категории в необходимом объеме.

Приложением к Соглашению от 13.03.2020 утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году. В указанный список включено 352 человека на основании решений суда (по договору найма специализированных жилых помещений).

На основании уведомлений от 01.01.2020, 27.01.2020 министерством образования края до администрации города доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений указанной категории из краевого бюджета - 688 587 194,55 руб.

Таким образом, 01.01.2020, 27.01.2020 департаменту градостроительства достоверно было известно о доведенном объеме финансирования на приобретение жилых помещений для детей указанной категории.

11.09.2020г. администрацией города в министерство образования края направлено письмо о возврате средств, выделенных из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей указанной категории, в связи с невостребованностью в сумме 259 328 191,06 руб., из них средства федерального бюджете - 90 172 369,32 руб., краевого - 169 155 821,74 руб.

По информации министерства образования Красноярского края от 01.02.2021, на основании письма заместителя Главы города ФИО4 денежные средства в размере 116,6 млн. руб. исключены у департамента градостроительства администрации города.

При этом в 2020 году департаментом градостроительства в целях реализации переданных государственных полномочий размещено 1139 закупок в форме открытого аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот, из них 927 закупок признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. По результатам торгов заключены 212 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений.

Также жилые помещения детям указанной категории предоставлены администрацией города в многоквартирном <адрес> в <адрес>, который введен в эксплуатацию 03.12.2020, в количестве 36 квартир.

Однако заказчиком начальная (максимальная) цена контракта на приобретение жилых помещений позволяющая приобрести квартиры сформирована только во втором полугодии 2020 года, что позволило приобрести 71 % всех жилых помещений для детей указанной категории.

Статья 72 Бюджетного кодекса РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают возможность заключения муниципальных контрактов с момента доведения лимитов бюджетных средств.

Несмотря на это департаментом градостроительства, уведомленным 01.01.2020г. о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2020 год и имеющим возможность приступить к формированию цены и направлению запросов с этого момента, меры по своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города не были предприняты.

Таким образом, целевой показатель по обеспечению жилыми помещениями вышеназванной категории лиц в количестве 352 квартир в 2020 году департаментом не достигнут.

В связи с тем, что предоставленная субвенция Получателем не освоена в установленные Соглашением сроки, департаментом градостроительства бюджетные средства в размере 116 610 224,44 руб. министерством исключены из соглашения, а также остались не востребованными средства краевого бюджета на сумму 119 989 296,23 руб., тем самым показатель результативности согласно соглашению на 2020 год от 13.03.2020 не достигнут. Вместо 352 квартир приобретено лишь 248.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Под межбюджетными трансфертами согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 138.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 139.1 Бюджетного кодекса РФ распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями I утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие образования».

Приложением № 2 к Программе утверждена подпрограмма «Государственная поддержка детей-сирот, расширение практики применения «елейных форм воспитания».

В рамках Подпрограммы реализуется, в том числе, мероприятие 4.3.1 - «Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями».

Согласно приложению № 4 к Подпрограмме, ожидаемым непосредственным результатом от реализации указанного выше подпрограммного мероприятия является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей: в 2020 году - 795 человек на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Указанная Субвенция предоставлена бюджету города Красноярска при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, вместе с тем, департаментом градостроительства администрации города в нарушение статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ допущено несоблюдение условий соглашения о предоставлении субвенции от 13.03.2020 № 7, вследствие чего не достигнуты показатели результативности как по названному Соглашению, заключенному с Министерством образования края, так и государственной программе Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п, поскольку фактически необходимое количество жилых помещений не приобретено.

В соответствии с распоряжением администрации города от 10.08.2020 -р л/с ФИО2 назначен на должность руководителя департамента градостроительства администрации города с 10.08.2020.

В силу пунктов 2.3, 2.18 Должностной инструкции руководитель департамент градостроительства администрации города осуществляет деятельность в области планирования и исполнения бюджета города в пределах своей компетенции, контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту; участвует в разработке и организует реализацию мероприятий краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2 как должностного лица, действующего от имени департамента и имеющего право издавать приказы по вопросам деятельности департамента, признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В судебном заседании представитель привлекаемого лица возражала против привлечения ФИО2 к административной ответственности, указав, что в его действиях отсутствует состав указанного правонарушения, им были приняты все возможные меры к обеспечению детей-сирот квартирами.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Как следует из представленных материалов, в 2020 году департаментом градостроительства администрации города планировалась реализация государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.С этой целью, в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п, на основании Законов Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 05.12.2019 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» на реализацию в 2020 году мероприятий указанной государственной программы Красноярского края Министерством образования Красноярского края с администрацией города 13.03.2020г. заключено соглашение № 7.

Реализация мероприятий 4.3.1, 4.3.2 подпрограммы 4 осуществляется в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 164-п «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 165-п «Об утверждении форм контроля, периодичности, сроков и порядка осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 166-п «Об утверждении порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований края на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок расходования средств субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на осуществление исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Предметом заключенного Соглашения от 13.03.2020 № 7 в соответствии с пунктом 1.1 является предоставление из краевого бюджета в 2020 году администрации города субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 694 546 024,35 руб.

Постановлением администрации города Красноярска от 14.11.2019 № 869 (в ред. постановления от 13.12.2019 № 941) утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан жилыми помещениями и объектами коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов» в которую включены мероприятия по приобретению жилых помещений для детей указанной категории и предусматривающие расходные обязательства в рассматриваемой сфере.

Также мероприятием 3.2 подпрограммы «<данные изъяты>» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2020 - 2021 годов предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2019 № 5- 79 «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» утверждены объемы бюджетных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках подпрограммы «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов» в размере 694 546 024,35 руб., из них средства федерального бюджета - 90 172,37 тыс. руб., краевого бюджета - 604 373,66 тыс. руб.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р утверждено Положение о департаменте градостроительства администрации города Красноярска.

В соответствии с пунктами 2.5, 3.23 Положения департамент осуществляет деятельность по планированию и исполнению бюджета города в области инвестиционной политики в пределах своей компетенции, а также обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств Департаментом и подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями.

В силу пункта 6.2.2 Положения департамент несет ответственность за целевое использование бюджетных средств, соблюдение установленного порядка оказания услуг населению подведомственными муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями.

Согласно пункту 3.23 указанного Положения, департамент обеспечивает результативность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Департаменту бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных средств.

Так, в ходе проведенной проверки установлены факты, свидетельствующие о длительном заключении муниципальных контрактов, не приобретения жилых помещений детям указанной категории в необходимом объеме.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с распоряжением администрации города от 10.08.2020 -р л/с ФИО2 назначен на должность руководителя департамента градостроительства администрации города с 10.08.2020.

В силу пунктов 2.3, 2.18 Должностной инструкции руководитель департамента градостроительства администрации города осуществляет деятельность в области планирования и исполнения бюджета города в пределах своей компетенции, контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту; участвует в разработке и организует реализацию мероприятий краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, каковым является руководитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – ФИО2

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Объектом правонарушения при этом являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

Вина ФИО2 в совершении данного административного правонарушения подтверждается: выпиской о приеме на муниципальную службу ФИО2 -р л/с; должностной инструкцией; обращением (жалобой) ФИО5; решением о проведении проверки; письмами о предоставлении информации; соглашением от 13.03.2020г. и приложением к нему; уведомлениями о бюджетных ассигнованиях; уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований; отчетом об использовании межбюджетных трансфертов; перечнем муниципальных контрактов.

Данные доказательства являются относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный положениями статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.

При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, в качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает наличие у ФИО2 несовершеннолетнего ребенка.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаю возможным определить ФИО2 наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере.

На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

постановил:

Признать должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья С.Г. Шаравин

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

ИНН/ КПП <***>/ 246601001

ЕКС 40102810245370000011

Номер казначейского счета 03100643000000011900

Наименование УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края)

л/с <***>

Наименование банка Отделение Красноярск Банка России / УФК по Красноярскому краю г. Красноярск

БИК 010407105

ОКТМО 04701000

КБК 415 116 01151 019002140