№ 5-1116/20121
УИД 24RS0056-01-2021-001580-19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск 05 апреля 2021 года
ул. Коммунистическая, 1
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шаравин С.Г.
с участием прокурора Савченко ЗР
представителя привлекаемого лица ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2, <данные изъяты>
установил:
В Центральный районный суд г. Красноярска поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2
Из представленных материалов следует, что прокуратурой города Красноярска во исполнение приказа прокуратуры Красноярского края от 16.08.2020 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц» и на основании обращения ФИО3 от 23.12.2020 проведена проверка в департаменте градостроительства администрации города Красноярска.
Так, в ходе проведенной проверки установлены факты, свидетельствующие о длительном заключении муниципальных контрактов, не приобретения жилых помещений детям указанной категории в необходимом объеме.
Приложением к Соглашению от 13.03.2020 № утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году. В указанный список включено 352 человека на основании решений суда (по договору найма специализированных жилых помещений).
На основании уведомлений от 01.01.2020, 27.01.2020 № министерством образования края до администрации города доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений указанной категории из краевого бюджета - 688 587 194,55 руб.
Таким образом, 01.01.2020, 27.01.2020 департаменту градостроительства достоверно было известно о доведенном объеме финансирования на приобретение жилых помещений для детей указанной категории.
11.09.2020г. администрацией города в министерство образования края направлено письмо о возврате средств, выделенных из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей указанной категории, в связи с невостребованностью в сумме 259 328 191,06 руб., из них средства федерального бюджете - 90 172 369,32 руб., краевого - 169 155 821,74 руб.
По информации министерства образования Красноярского края от 01.02.2021, на основании письма заместителя Главы города ФИО4 денежные средства в размере 116,6 млн. руб. исключены у департамента градостроительства администрации города.
При этом в 2020 году департаментом градостроительства в целях реализации переданных государственных полномочий размещено 1139 закупок в форме открытого аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот, из них 927 закупок признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. По результатам торгов заключены 212 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений.
Также жилые помещения детям указанной категории предоставлены администрацией города в многоквартирном <адрес> в <адрес>, который введен в эксплуатацию 03.12.2020, в количестве 36 квартир.
Однако заказчиком начальная (максимальная) цена контракта на приобретение жилых помещений позволяющая приобрести квартиры сформирована только во втором полугодии 2020 года, что позволило приобрести 71 % всех жилых помещений для детей указанной категории.
Статья 72 Бюджетного кодекса РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают возможность заключения муниципальных контрактов с момента доведения лимитов бюджетных средств.
Несмотря на это департаментом градостроительства, уведомленным 01.01.2020г. о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2020 год и имеющим возможность приступить к формированию цены и направлению запросов с этого момента, меры по своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города не были предприняты.
Таким образом, целевой показатель по обеспечению жилыми помещениями вышеназванной категории лиц в количестве 352 квартир в 2020 году департаментом не достигнут.
В связи с тем, что предоставленная субвенция Получателем не освоена в установленные Соглашением сроки, департаментом градостроительства бюджетные средства в размере 116 610 224,44 руб. министерством исключены из соглашения, а также остались не востребованными средства краевого бюджета на сумму 119 989 296,23 руб., тем самым показатель результативности согласно соглашению на 2020 год от 13.03.2020 № не достигнут. Вместо 352 квартир приобретено лишь 248.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Под межбюджетными трансфертами согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 138.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 139.1 Бюджетного кодекса РФ распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями I утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие образования».
Приложением № 2 к Программе утверждена подпрограмма «Государственная поддержка детей-сирот, расширение практики применения «елейных форм воспитания».
В рамках Подпрограммы реализуется, в том числе, мероприятие 4.3.1 - «Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями».
Согласно приложению № 4 к Подпрограмме, ожидаемым непосредственным результатом от реализации указанного выше подпрограммного мероприятия является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей: в 2020 году - 795 человек на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанная Субвенция предоставлена бюджету города Красноярска при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, вместе с тем, департаментом градостроительства администрации города в нарушение статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ допущено несоблюдение условий соглашения о предоставлении субвенции от 13.03.2020 № 7, вследствие чего не достигнуты показатели результативности как по названному Соглашению, заключенному с Министерством образования края, так и государственной программе Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п, поскольку фактически необходимое количество жилых помещений не приобретено.
В соответствии с распоряжением администрации города от 10.08.2020 №-р л/с ФИО2 назначен на должность руководителя департамента градостроительства администрации города с 10.08.2020.
В силу пунктов 2.3, 2.18 Должностной инструкции руководитель департамент градостроительства администрации города осуществляет деятельность в области планирования и исполнения бюджета города в пределах своей компетенции, контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту; участвует в разработке и организует реализацию мероприятий краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2 как должностного лица, действующего от имени департамента и имеющего право издавать приказы по вопросам деятельности департамента, признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица возражала против привлечения ФИО2 к административной ответственности, указав, что в его действиях отсутствует состав указанного правонарушения, им были приняты все возможные меры к обеспечению детей-сирот квартирами.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из представленных материалов, в 2020 году департаментом градостроительства администрации города планировалась реализация государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.С этой целью, в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п, на основании Законов Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 05.12.2019 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» на реализацию в 2020 году мероприятий указанной государственной программы Красноярского края Министерством образования Красноярского края с администрацией города 13.03.2020г. заключено соглашение № 7.
Реализация мероприятий 4.3.1, 4.3.2 подпрограммы 4 осуществляется в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 164-п «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 165-п «Об утверждении форм контроля, периодичности, сроков и порядка осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений», Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 166-п «Об утверждении порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований края на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок расходования средств субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на осуществление исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
Предметом заключенного Соглашения от 13.03.2020 № 7 в соответствии с пунктом 1.1 является предоставление из краевого бюджета в 2020 году администрации города субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 694 546 024,35 руб.
Постановлением администрации города Красноярска от 14.11.2019 № 869 (в ред. постановления от 13.12.2019 № 941) утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан жилыми помещениями и объектами коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов» в которую включены мероприятия по приобретению жилых помещений для детей указанной категории и предусматривающие расходные обязательства в рассматриваемой сфере.
Также мероприятием 3.2 подпрограммы «<данные изъяты>» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2020 - 2021 годов предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2019 № 5- 79 «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» утверждены объемы бюджетных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках подпрограммы «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов» в размере 694 546 024,35 руб., из них средства федерального бюджета - 90 172,37 тыс. руб., краевого бюджета - 604 373,66 тыс. руб.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р утверждено Положение о департаменте градостроительства администрации города Красноярска.
В соответствии с пунктами 2.5, 3.23 Положения департамент осуществляет деятельность по планированию и исполнению бюджета города в области инвестиционной политики в пределах своей компетенции, а также обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств Департаментом и подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями.
В силу пункта 6.2.2 Положения департамент несет ответственность за целевое использование бюджетных средств, соблюдение установленного порядка оказания услуг населению подведомственными муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями.
Согласно пункту 3.23 указанного Положения, департамент обеспечивает результативность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Департаменту бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных средств.
Так, в ходе проведенной проверки установлены факты, свидетельствующие о длительном заключении муниципальных контрактов, не приобретения жилых помещений детям указанной категории в необходимом объеме.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с распоряжением администрации города от 10.08.2020 №-р л/с ФИО2 назначен на должность руководителя департамента градостроительства администрации города с 10.08.2020.
В силу пунктов 2.3, 2.18 Должностной инструкции руководитель департамента градостроительства администрации города осуществляет деятельность в области планирования и исполнения бюджета города в пределах своей компетенции, контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту; участвует в разработке и организует реализацию мероприятий краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, каковым является руководитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – ФИО2
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Объектом правонарушения при этом являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Вина ФИО2 в совершении данного административного правонарушения подтверждается: выпиской о приеме на муниципальную службу ФИО2 №-р л/с; должностной инструкцией; обращением (жалобой) ФИО5; решением о проведении проверки; письмами о предоставлении информации; соглашением № от 13.03.2020г. и приложением к нему; уведомлениями о бюджетных ассигнованиях; уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований; отчетом об использовании межбюджетных трансфертов; перечнем муниципальных контрактов.
Данные доказательства являются относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный положениями статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, в качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает наличие у ФИО2 несовершеннолетнего ребенка.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаю возможным определить ФИО2 наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,
постановил:
Признать должностного лица- руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска ФИО2, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.
Судья С.Г. Шаравин
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
ИНН/ КПП <***>/ 246601001
ЕКС 40102810245370000011
Номер казначейского счета 03100643000000011900
Наименование УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края)
л/с <***>
Наименование банка Отделение Красноярск Банка России / УФК по Красноярскому краю г. Красноярск
БИК 010407105
ОКТМО 04701000
КБК 415 116 01151 019002140