ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-111/2022 от 27.04.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Зея 27 апреля 2022 года

Судья Зейского районного суда Амурской области Брылева О.П.,

при секретаре Шкабарня К.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, - Каленых Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении

Каленых ЕП, родившейся в , не работающей, в браке не состоящей, проживающей в , имеющей паспорт , не являющейся лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений,

установил:

Каленых Е.П. совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом её действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

4 апреля 2022 года в 21.00 часов Каленых Е.П., находясь в , в социальной сети Instagram, функционирующей посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на канале «blag.news» опубликовала текстовое сообщение: «После зверств, которые творят руzzкие солдафоны-мародеры над мирным населением Украины их еще и жалеть». Действия Каленых Е.П. не содержат уголовно наказуемого деяния.

Каленых Е.П. в судебном заседании указала, что с протоколом не согласна, полагает, что не может быть привлечена к административной ответственности за совершенные действия, поскольку в настоящее время Instagram является запрещенной социальной сетью, публичной не является, изложенное является выражением ее эмоций, оскорблением не является; в случае признания ее виновной в совершении административного правонарушения, просит назначить наказание в виде обязательных работ или административного ареста, либо применить рассрочку уплаты штрафа, поскольку она находится в затруднительном материальном положении, в настоящее время не работает, состоит на учете в Центре занятости населения в качестве безработной, при этом ограничений к труду не имеет.

В объяснениях от 7 апреля 2022 года, данных после разъяснения процессуальных прав и положений ст.51 Конституции РФ, Каленых Е.П. указала, что 4 марта 2022 года в вечернее время, имея в социальной сети Instagram аккаунт «», в комментариях в группе «blag.news» отразила факт того, что русские солдаты-мародеры зверствуют над мирным населением Украины, таким образом она выразила свое личное мнение о том, что происходит на территории Украины, своим комментарием она не хотела дискредитировать российские войска.

МО МВД России «Зейский» извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.

Изучив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

По смыслу закона под публичными следует понимать действия, совершенные в присутствии неопределенного круга лиц или когда их результат становится достоянием многих людей, выраженные в любой форме: устной (выступления на собраниях, митингах), письменной или с использованием технических средств (распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»: на сайтах, форумах, в блогах, массовая рассылка электронных сообщений и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).

Дискредитацией признаются умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия к кому-либо, на умаление его достоинства, одним из способов ее реализации является распространение недостоверной (ложной, неточной, искаженной) информации.

Статья 51 Устава ООН предусматривает неотъемлемое право государства прибегнуть к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения следующих задач: содействие устранению и предотвращению возникновения очагов напряженности и конфликтов на территориях соседних с Российской Федерацией государств; повышение роли Российской Федерации в миротворческой деятельности; оказание союзникам и партнерам Российской Федерации поддержки при решении ими вопросов, связанных с обеспечением обороны и безопасности, нейтрализацией попыток внешнего вмешательства в их внутренние дела; защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских компаний за рубежом; оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, в том числе права на сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение защиты их интересов; укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами; противодействие попыткам фальсификации истории, защита исторической правды, сохранение исторической памяти.

В соответствии с пп. 2 и 3 п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защиты граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принято постановление от 22.02.2022 N 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Устава ООН, с санкции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием Российской Федерации 22 февраля 2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой принято решение о проведении специальной военной операции, ее целью объявлено – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима, демилитаризации и денацификации Украины, предание суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе граждан Российской Федерации (http://kremlin.ru/events/president/news/67843).

Согласно Наставлению по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации 8 августа 2001 года и разработанному в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права, которые в целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливают запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий. К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий в числе прочих относят: убийство или ранение гражданских лиц; убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий; террор в отношении гражданского населения; использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания; нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы; огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; отдача на разграбление города или местности. Установлено, что лица, виновные в нарушении норм международного гуманитарного права, в соответствии с нормами международного гуманитарного права и уголовного законодательства Российской Федерации могут привлекаться к уголовной ответственности.

Таким образом, при проведении специальной военной операции Вооруженные Силы Российской Федерации используются в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом военнослужащие должны неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права, которые при любых обстоятельствах обеспечивают гуманное обращение во время вооруженных конфликтов лицам, непосредственно не принимающим участия в боевых действиях, в связи с чем распространение недостоверной информации об обратном, то есть об ином предназначении, задачах Вооруженных Сил Российской Федерации и целях их использования является ее дискредитацией, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет административную ответственность.

Как следует из материалов дела, Каленых Е.П., имея аккаунт «» в социальной сети Instagram (сервис обмена сообщениями, фотографиями и видеороликами), функционирующей посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 4 апреля 2022 года на канале «blag.news» опубликовала текстовое сообщение: «После зверств, которые творят руzzкие солдафоны-мародеры над мирным населением Украины их еще и жалеть», которое являлось доступным для ознакомления других лиц.

Виновность Каленых Е.П. в совершении административного правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении № АО 28162759 ПР от 8 апреля 2022 года, с которым Каленых Е.П. не согласилась, в графе «объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» указала, что ее высказывание является ее мнением, а не оскорблением, призывов к чему-либо не высказывала;

- рапортом оперативного дежурного ДЧ МО МВД России «Зейский» от 7 апреля 2022 года, согласно которому 7 апреля 2022 года в 17.25 часов установлено, что в социальной сети Instagram пользователь «» опубликовала информацию, порочащую честь и достоинство вооруженных сил РФ;

- данными с экрана электронного устройства, содержащими текстовое сообщение – «После зверств, которые творят руzzкие солдафоны-мародеры над мирным населением Украины их еще и жалеть», с указанием лица, его опубликовавшее – «».

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, оснований признавать их недопустимыми не имеется.

Оценивая доводы Каленых Е.П. о том, что она не может быть привлечена к административной ответственности за совершенные действия, поскольку в настоящее время Instagram является запрещенной социальной сетью, публичной не является, изложенное является выражением ее эмоций, личным мнением о происходящем на территории Украины, а не оскорблением, дискредитировать российские войска не хотела, судья приходит к следующим выводам.

Решением Тверского районного суда города Москвы от 21 марта 2022 года запрещена деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продукта – социальной сети Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Вместе с тем, широкому кругу лиц возможен доступ к указанной социальной сети посредством VPN (англ. Virtual Private Network — виртуальная частная сеть), которая обеспечивает безопасное зашифрованное подключение пользователя к сети, и которое может обходить локальные ограничения и сохранять конфиденциальность.

Таким образом, социальная сеть Instagram предоставляет возможность распространения доступной широкому кругу лиц информации в информационно-телекоммуникационных сетях в Российской Федерации и за ее пределами.

Согласно положениям ч. 3 ст. 17, ст. 29 Конституции РФ возможность выражения каждым своего мнения и убеждения допускается лишь законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц.

В силу установленного законодателем прямого запрета на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации действия Каленых Е.П. таким критериям не отвечают.

Оценочные суждения должны иметь под собой фактическое основание, однако данные, подтверждающие достоверность содержащейся в опубликованном Каленых Е.П. сообщении информации, как в материалах дела, так и в официальных сообщениях представителей органов государственной власти Российской Федерации отсутствуют, равно как и судебные решения о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации за совершение преступлений против мира и безопасности человечества при проведении специальной военной операции.

О наличии умысла на совершение правонарушения свидетельствует характер изложенной Каленых Е.П. информации, способ ее распространения.

Так, Каленых Е.П. в опубликованном текстовом сообщении использовала выражение «солдафон», которое, как указывается в толковом словаре Ушакова Д.Н., используется в презрительной форме, трактуется как грубый, некультурный человек из военных; «мародёр» - человек, грабящий убитых и раненых на поле сражения, солдат, занимающийся грабежом населения во время войны.

Кроме того, применение Каленых Е.П. символа "Z" при написании слова «русские (руzzкие)», который в настоящее время используется как маркировка техники ВС РФ во время проведения специальной военной операции, а также используется гражданами РФ, в том числе как символ поддержки действий Вооруженных сил РФ, подтверждает направленность умысла на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан.

Приведенные Каленых Е.П. суждения несомненно умаляют авторитет действий Вооруженных Сил Российской Федерации и подрывают доверие к ним.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу, что Каленых Е.П. допустила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом ее действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Оснований для освобождения Каленых Е.П. от административной ответственности не имеется.

Санкция ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, назначение наказания в виде обязательных работ или административного ареста, о чем просит Каленых Е.П., за совершение указанного правонарушения не предусмотрено.

При назначении наказания суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, личность виновной (не является лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений), ее имущественное положение (не работает, состоит на учете в Центре занятости населения в качестве безработной, ограничений к труду не имеет), отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Каленых Е.П., позволяющих назначить наказание с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом требований ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершенному правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, судья считает необходимым назначить Каленых Е.П. наказание в виде административного штрафа в размере 33000 рублей, которое является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.

В соответствии с ч.2 ст.31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Принимая во внимание имущественное положение Каленых Е.П. (не работает, состоит на учете в Центре занятости населения в качестве безработной) судья считает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ рассрочить выплату штрафа на 3 месяца, с выплатой в первый месяц 11000 рублей, второй – 11000 рублей, третий – 11000 рублей.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Каленых ЕП признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 33000 (тридцать три тысячи) рублей.

На основании ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ выплату штрафа рассрочить на 3 месяца с периодом погашения первый месяц 11000 (одиннадцать тысяч) рублей, второй месяц 11000 (одиннадцать тысяч) рублей и третий месяц 11000 (одиннадцать тысяч) рублей.

Смартфон марки «Honor» в корпусе черного цвета, принадлежащий Каленых Е.П., возвратить законному владельцу Каленых ЕП.

Разъяснить Каленых Е.П., что административный штраф необходимо уплатить по следующим банковским реквизитам:

Разъяснить ЕП, что административный штраф необходимо уплатить по следующим банковским реквизитам: УФК по Амурской области (МО МВД России «Зейский» л/с 04231198390), ИНН 2815001930, КПП 280501001, казначейский счет 03100643000000012300, единый казначейский счет 40102810245370000015, отделение Благовещенск Банка России//УФК по Амурской области г. Благовещенск, БИК 011012100, ОКТМО 10712000, КБК 18811601201019000140, УИН .

Разъяснить Каленых Е.П., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока рассрочки.

Разъяснить Каленых Е.П., что в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Мотивированное постановление изготовлено 27 апреля 2022 года.

Судья О.П. Брылева