Производство № 5-1121/2021
УИД 28RS0004-01-2021-004168-52
Постановление
по делу об административном правонарушении
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1, зарегистрированного по адресу ***,
установил:
В Благовещенский городской суд Амурской области поступил протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1, по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31 марта 2021 года, составленному начальником отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области КВ, при осуществлении плановой камеральной проверки администрации Ивановского района на тему: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства» за 2020 год установлено нарушение порядка предоставления субсидии, предоставленной из областного бюджета бюджету Ивановского района на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства в 2020 году.
В ходе проверки установлено, что между министерством сельского хозяйства области и администрацией Ивановского района заключено Соглашение о порядке предоставления и расходования субсидии бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства от 09.12.2020 года (далее - Соглашение от 09.12.2020 года), в соответствии с которым размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Ивановского района, в 2020 году составил 219 378,79 рублей.
Соглашение от 09.12.2020 года от имени министерства сельского хозяйства области подписано заместителем министра сельского хозяйства области ФИО1, назначенным на должность распоряжением губернатора Амурской области от 22.11.2018 года № 683-ЛС. Полномочия по подписанию Соглашения от 09.12.2020 года ФИО1 установлены Доверенностью министерства сельского хозяйства амурской области от 31.01.2020 года № 02/362.
В нарушение пункта 15 Порядка предоставления субсидии, пунктов 8, 9 Правил № 95, Приказа № 229 Соглашение от 08.12.2020 года не соответствует типовой форме и не содержит:
- сроки перечисления субсидии в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств (подпункт «а» пункта 8 Правил № 95);
- уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования (подпункт «б» пункта 8 Правил № 95);
- обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии (подпункт «в» пункта 8 Правил № 95);
- обязательства муниципального образования по согласованию с главными распорядителями муниципальных программ, софинансируемых за счет средств областного бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии (подпункт «е» пункта 8 Правил № 95);
- порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением (подпункт «к» пункта 8 Правил № 95).
Таким образом, должностным лицом начальником отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области ФИО2 делается вывод, что заместитель министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не оспаривал. Пояснил, что после выявления факта допущенных нарушений было заключено дополнительное соглашение, которым были устранены все недостатки. Наличие указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений не повлекло за собой вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Выслушав пояснения ФИО1, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 135 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства (далее - субсидия) в 2020 году осуществлялось в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры рынков продукции животноводства» подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 447 (далее - государственная программа).
Порядок предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства (далее - Порядок) представлен в приложении № 7 к государственной программе и устанавливает цели, условия предоставления и распределения субсидии.
Согласно пункту 3 Порядка субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства Амурской области (далее — министерство) для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникших при исполнении полномочий по содействию в развитии сельскохозяйственного производства в части поддержки развития альтернативных видов животноводства, оказываемой в форме предоставления субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - получатели), в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней.
В соответствии с пунктом 14 Порядка распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждается постановлением Правительства Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 19.11.2020 года № 768 «О распределении субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства» муниципальному образованию Ивановского района распределено субсидии в размере 219 378,79 рубля.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований при соблюдении следующих условий:
1) наличие муниципальной программы, предусматривающей
мероприятия, указанные в пункте 3 Порядка;
2) наличие в решении о бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 3 Порядка, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;
3) наличие правового акта муниципального образования,
устанавливающего порядок и условия предоставления из местного бюджета субсидии получателю, в целях софинансирования которых бюджету муниципального образования предоставляется субсидия, включающего в том числе условия и перечень документов, установленные пунктами 5-8 Порядка.
Согласно пункту 11 Порядка муниципальные образования, претендующие на получение субсидии, представляют в министерство заявку на участие в отборе на получение субсидии, подписанную главой муниципального образования, и копии документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидии.
Как следует из акта внеплановой камеральной проверки администрации Ивановского района, в целях получения субсидии администрацией в адрес министерства представлена заявка, подписанная главой Ивановского района, на получателей субсидии - 21 гражданина, ведущих личное подсобное хозяйство, перешедших на альтернативные свиноводству виды животноводства, на общую сумму субсидии в размере 226 163,70 рубля.
К проверке были предоставлены копии документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидии, установленных Порядком.
Постановлением администрации Ивановского района от 08.11.2013 года № 1103 «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ивановского района Амурской области на 2014-2022 годы» с учетом изменений, внесенных Постановлением администрации Ивановского района от 14.08.2020 года № 760, предусматривается мероприятие «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства», реализуемое посредством предоставления субсидии гражданам в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней.
Также вышеуказанным Постановлением администрации Ивановского района в качестве приложения к муниципальной программе утвержден Порядок предоставления в 2020 году субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней (далее — Порядок муниципального образования).
Порядком муниципального образования установлены условия предоставления субсидии получателям и состав документов, необходимых для получения субсидии, соответствующие положениям пунктов 5-8 Порядка.
Согласно Выписке из ведомственной структуры расходов районного бюджета Ивановского района на 2020 год (Решение «О районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» от 24.12.2019 года № 115 (с изм. от 23.12.2020)) в решении о бюджете муниципального образования предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства» в размере 226,2 тысяч рублей, в том числе: средства областного бюджета - 219,4 тысяч рублей; средства местного бюджета - 6,8 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23.03.2009 года № 95 (далее - Правила № 95), постановлением Правительства Амурской области от 14.10.2019 № 582 «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по муниципальным образованиям на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования Ивановского района из областного бюджета на 2020 год определен в размере 97 %.
Объем бюджетных ассигнований за счет средств местного бюджета составляет 3 % и соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам Амурской области в части установленного уровня софинансирования.
В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного между министерством и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктами 8, 9 Правил № 95.
Согласно пункту 9 Правил № 95 приказом министерства финансов области от 01.11.2019 года № 229 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования» утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования.
Между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Ивановского района заключено Соглашение о порядке предоставления и расходования субсидии бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства от 09.12,2020 года (далее - Соглашение от 09.12.2020), в соответствии с которым объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования, составил 219 378,79 рубля.
Нарушение главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из акта внеплановой камеральной проверки администрации Ивановского района, в нарушение пункта 15 Порядка предоставления субсидии, пунктов 8, 9 Правил № 95, Приказа № 229 Соглашение от 08.12.2020 года не соответствует типовой форме и не содержит:
- сроки перечисления субсидии в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств (подпункт «а» пункта 8 Правил № 95);
- уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования (подпункт «б» пункта 8 Правил № 95);
- обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии (подпункт «в» пункта 8 Правил № 95);
- обязательства муниципального образования по согласованию с главными распорядителями муниципальных программ, софинансируемых за счет средств областного бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии (подпункт «е» пункта 8 Правил № 95);
- порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением (подпункт «к» пункта 8 Правил № 95).
Соглашение от 09.12.2020 года от имени министерства сельского хозяйства области подписано заместителем министра сельского хозяйства области ФИО1, назначенным на должность распоряжением губернатора Амурской области от 22.11.2018 № 683-ЛС. Полномочия по подписанию Соглашения от 09.12.2020 ФИО1 установлены Доверенностью министерства сельского хозяйства амурской области от 31.01.2020 года № 02/362.
Место совершения административного правонарушения - адрес местонахождения министерства: 675000, <...>.
Время совершения правонарушения - день заключения Соглашения от 09.12.2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных на рассмотрение документов: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021 года; распоряжением губернатора Амурской области № 683-лс от 22.11.2017 года о назначении ФИО1 заместителем министра сельского хозяйства Амурской области; соглашением о порядке предоставления и расходования субсидий бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства от 09.12.2020 года; актом проверки администрации Ивановского района от 16.02.2021 года и другими материалами дела.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми, достаточными и с достоверностью свидетельствуют о наличии выше установленных фактических обстоятельств дела.
Оснований не доверять данным материалам дела не имеется.
При установленных обстоятельствах судья квалифицирует действия заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ (нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов).
Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Вместе с тем, согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствие со стороны правонарушителя прямого умысла, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, устранение допущенных нарушений, суд считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться объявлением ФИО1 устного замечания, освободив его от административной ответственности.
Устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, по мнению суда, будет достаточной для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Объявить должностному лицу – заместителю министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 по ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ, прекратить, освободив его от административной ответственности.
Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Благовещенского
городского суда И.К. Воронин