ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1122/2021 от 11.05.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 5-1122/2021

УИД 28RS0004-01-2021-004169-49

Постановление

по делу об административном правонарушении

при секретаре Мосикян А.А.,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1, зарегистрированного по адресу ***,

установил:

В Благовещенский городской суд Амурской области поступил протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1, по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 31 марта 2021 года, составленному начальником отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области КВ, при осуществлении плановой камеральной проверки администрации Архаринского района на тему: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства» за 2020 год установлено нарушение порядка предоставления субсидии, предоставленной из областного бюджета бюджету Архаринского района на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства в 2020 году.

В ходе проверки установлено, что между министерством сельского хозяйства области и администрацией Архаринского района заключено Соглашение о порядке предоставления и расходования субсидии бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства от 07.12.2020 года (далее - Соглашение от 07.12.2020 года), в соответствии с которым размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Архаринского района, в 2020 году составил 52 089,00 рублей.

Соглашение от 07.12.2020 года от имени министерства сельского хозяйства области подписано заместителем министра сельского хозяйства области ФИО1, назначенным на должность распоряжением губернатора Амурской области от 22.11.2018 года № 683-ЛС. Полномочия по подписанию Соглашения от 07.12.2020 года ФИО1 установлены Доверенностью министерства сельского хозяйства амурской области от 31.01.2020 года № 02/362.

В нарушение пункта 15 Порядка предоставления субсидии, пунктов 8, 9 Правил № 95, Приказа № 229 Соглашение от 07.12.2020 года не соответствует типовой форме и не содержит:

- сроки перечисления субсидии в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств;

- уровень финансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

- обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии;

- обязательства муниципального образования по согласованию с главными распорядителями муниципальных программ, софинансируемых за счет средств областного бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии;

- порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением.

Таким образом, должностным лицом начальником отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области КВ делается вывод, что заместитель министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не оспаривал. Пояснил, что после выявления факта допущенных нарушений было заключено дополнительное соглашение, которым были устранены все недостатки. Наличие указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений не повлекло за собой вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

Выслушав пояснения ФИО1, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 135 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ).

Предоставление субсидий муниципальным образованиям области на реализацию мероприятия «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства» осуществлялось в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры рынков продукции животноводства», подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 447 (далее — Подпрограмма).

Целью государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 447, является создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса и улучшения качества жизни в сельской местности Амурской области.

Целями Подпрограммы являются обеспечение продовольственной безопасности Амурской области по основным видам продукции животноводства и повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, производимой областными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Задачами Подпрограммы, в том числе, являются увеличение объема и улучшение качества производства, переработки и реализации продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение, повышение инвестиционной привлекательности подотраслей животноводства.

Реализация мероприятия «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства» осуществляется в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней.

Мероприятие осуществляется посредством предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по поддержке развития альтернативных свиноводству видов животноводства.

Субсидии местным бюджетам из областного бюджета на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства (далее — субсидия) предоставляются и распределяются в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 447 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» (далее - Порядок № 447).

Согласно Порядку № 447 субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства Амурской области бюджетам муниципальных образований при соблюдении следующих условий:

- наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, проводимые в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней;

- наличие в решении о бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по сокращению поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;

- наличие правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок и условия предоставления из местного бюджета субсидии Получателю, в целях софинансирования которых бюджету муниципального образования предоставляется субсидия.

Согласно Порядку № 447 муниципальные образования, претендующие на получение субсидии, представляют в министерство сельского хозяйства Амурской области следующие документы:

- заявку на участие в отборе на получение субсидии, подписанную главой муниципального образования (главой администрации), по форме согласно приложению № 1 к Порядку № 447;

- заверенную копию муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, проводимые в целях в целях стимулирования сокращения поголовья свиней и развития альтернативных свиноводству направлений животноводства в личных подсобных хозяйствах, не имеющих зоосанитарной защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней;

- выписку из решения о бюджете муниципального образования или выписку из сводной бюджетной росписи, подтверждающую наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования за счет средств местного бюджета;

- заверенную копию правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок и условия предоставления из местного бюджета субсидии Получателям, в целях софинансирования предоставления которых бюджету муниципального образования предоставляется субсидия.

Как следует из акта внеплановой камеральной проверки администрации Архаринского района, к проверке представлены следующие документы:

1. Заверенная копия заявки администрации Архаринского района от 14.10.2020 министерству сельского хозяйства Амурской области, подписанная исполняющим обязанности Главы администрации Архаринского района, ФИО2. Заявка подана на Получателей субсидии в количестве шести граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, перешедших на альтернативные свиноводству виды животноводства, на общую сумму субсидии в размере 53 700,00 рублей;

2. Заверенная копия постановления Архаринского района от 12.10.2020 года № 537 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архаринского района на 2017 - 2020 годы».

Одним из мероприятий муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архаринского района на 2017 - 2020 годы» является мероприятие «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства», объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия из средств районного бюджета составляет 1 611,00 рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия из средств районного бюджета в сумме 1611,00 рублей соответствует предельному уровню софинансирования расходного обязательства, установленному постановлением Правительства Амурской области от 14.10.2019 года № 582 «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по муниципальным образованиям на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»;

3. Заверенная копия Порядка предоставления субсидии на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства, утвержденного постановлением администрации Архаринского района Амурской области от 12.10.2020 года № 537 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архаринского района на 2017 - 2020 годы».

4. Заверенная копия выписки из решения Архаринского района «О районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» от 26.12.2019 года № 43 (с изм. от 31.12.2020), подтверждающая планирование бюджетных ассигнований по целевой статье расходов «Поддержка развития альтернативных свиноводству видов животноводства», виду расходов «Иные выплаты населению» в сумме 1 611,00 рублей.

Проверкой соблюдения условий предоставления субсидии нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 447 предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного между министерством сельского хозяйства Амурской области и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктами 8, 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23.03.2009 № 95 (в ред. от 02.11.2020), (далее - Правила № 95).

В целях реализации пункта 9 Правил № 95 приказом министерства финансов области от 01.11.2019 № 229 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования» утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования.

Между министерством сельского хозяйства Амурской области и муниципальным образованием Архаринский район заключено Соглашение о порядке предоставления и расходования субсидии бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства, от 07.12.2020 (далее — Соглашение от 07.12.2020), в соответствии с которым размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Архаринского района, в 2020 году составил 52 089,00 рублей.

Нарушение главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из акта внеплановой камеральной проверки администрации Архаринского района, в нарушение пункта 15 Порядка № 447, пунктов 8, 9 Правил № 95, приказа министерства финансов от 01.11.2019 года № 229 Соглашение от 07.12.2020 года не соответствует типовой форме и не содержит:

- сроки перечисления субсидии в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств;

- уровень финансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

- обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии;

- обязательства муниципального образования по согласованию с главными распорядителями муниципальных программ, софинансируемых за счет средств областного бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии;

- порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением.

Соглашение от 07.12.2020 года от имени министерства сельского хозяйства области подписано заместителем министра сельского хозяйства области ФИО1, назначенным на должность распоряжением губернатора Амурской области от 22.11.2018 № 683-ЛС. Полномочия по подписанию Соглашения от 07.12.2020 ФИО1 установлены Доверенностью министерства сельского хозяйства амурской области от 31.01.2020 года № 02/362.

Место совершения административного правонарушения - адрес местонахождения министерства: 675000, <...>.

Время совершения правонарушения - день заключения Соглашения от 07.12.2020 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных на рассмотрение документов: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021 года; распоряжением губернатора Амурской области № 683-лс от 22.11.2017 года о назначении ФИО1 заместителем министра сельского хозяйства Амурской области; соглашением о порядке предоставления и расходования субсидий бюджету муниципального образования на поддержку развития альтернативных свиноводству видов животноводства от 09.12.2020 года; актом проверки администрации Ивановского района от 16.02.2021 года и другими материалами дела.

Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми, достаточными и с достоверностью свидетельствуют о наличии выше установленных фактических обстоятельств дела.

Оснований не доверять данным материалам дела не имеется.

При установленных обстоятельствах судья квалифицирует действия заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ (нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов).

Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Вместе с тем, согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствие со стороны правонарушителя прямого умысла, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, устранение допущенных нарушений, суд считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться объявлением ФИО1 устного замечания, освободив его от административной ответственности.

Устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, по мнению суда, будет достаточной для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Объявить должностному лицу – заместителю министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра сельского хозяйства Амурской области ФИО1 по ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ, прекратить, освободив его от административной ответственности.

Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).

Судья Благовещенского

городского суда И.К. Воронин