ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1129 от 07.07.2021 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Производство № 5-1129

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

7 июля 2021 г. судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Захаревская М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «Тольяттиазот»,

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.03.2021 г. № РП-3011079-о в период с 05 апреля 2021 г. по 24 мая 2021 г. в отношении ПАО «Тольяттиазот» была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а именно:

II класса опасности «Участок магистрального газопровода от 73 км газопровода Темрюк-Тамань до ГРС пос. Волна», рег. № А53-01507-0028,

III класса опасности «Склад готовой продукции метанола», per. № А53-01507-0005

II класса опасности «Станция газораспределительная (АГРС пос. Волна), рег. № А53-01507-0029,

II класса опасности «Участок магистрального газопровода от 421 км газопровода Мокроус-Самара-Тольятти», рег. № А53-01507-0030,

II класса опасности «Станция газораспределительная ГРС-1», рег. № А53- 1507-0031,

II класса опасности «Участок магистрального газопровода от 868 км газопроводы Челябинск-Петровск и 2 377 км газопровода Уренгой-Петровск к ПЗРГ, А53-01507-0032,

II класса опасности «Станция газораспределительная (Пункт замера расхода газа», peг. № А53-01507-0033,

II класса опасности «Сеть газопотребления ОАО «Тольяттиазот», рег. № А53- 1507-0011,

III класса опасности «Сеть газопотребления санатория-профилактория «Надежда», рег. № А53-01507-0026,

III класса опасности «Площадка барокамер санатория-профилактория «Надежда», рег. № А53-01507-0025,

III класса опасности «Участок транспортирования опасных веществ цеха 17», рег. № А53-01507-0009,

III класса опасности «Сеть газопотребления цеха № 56» per. № А53-01507-0014, расположенных по адресу: 445045, Самарская область, г. Тольятти, Поволжское шоссе, 32, принадлежащих (находящегося в эксплуатации) ПАО «Тольяттиазот».

В ходе проверки опасных производственных объектов, расположенных по указанному выше адресу, принадлежащих (находящихся в эксплуатации) ПАО «Тольяттиазот», выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, допущенные ПАО «Тольяттиазот» при эксплуатации опасных производственных объектов (№ п/п – описание и характер выявленных нарушений; наименование нормативного документа, требования которого нарушены), а именно:

п/п

Описание и характер выявленных нарушений

Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требование которого нарушено или (и) не соблюдено

1

2

3

«Склад готовой продукции метанола», рег. № А53-01507-0005

1.

Система склада метанола не герметична: осуществляется сброс газов дыхания из резервуаров Е-1/1, 2; Е-18/1,2; Е-16; Е-2; Е-8 в атмосферу, а не отводится в установку очистки газов дыхания, как это предусмотрено проектом «Технического перевооружения ОПО, рег. № А53-01507-0005, III класс опасности. Склад готовой продукции метанола. Блок очистки газов», разработанный ООО «СНХ-Инжиниринг», 2020 год. Шифр 065/20.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533.

2.

Не оборудованы телефонной связью между технологически связанными производственными участками, а также с персоналом диспетчерских пунктов технологические блоки III категории взрывоопасности.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов;

пункт 283 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533.

3.

Не регистрируются приборами с автоматической записью и не документируются средствами автоматического непрерывного газового контроля и анализа все случаи загазованности в помещении насосной, рабочей зоне открытых наружных установок опасного производственного объекта.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; пункт 253 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533.

4.

Не заведены в систему ПАЗ средства автоматического газового контроля по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени в насосном отделении и рабочей зоне открытой наружной установки.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 253 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533.

5.

Не обеспечена работоспособность запорных и (или) отсекающих устройствHCV-12, HCV-13 (для блока III категории взрывоопасности, со временем срабатывания не более 120с) на трубопроводах подачи метанола из резервуаров поз. Е/1,2в товарное хранилище поз. Е-2 для максимального снижения выбросов в окружающую среду горючих и взрывопожароопасных веществ при аварийной разгерметизации системы согласно проекту № 058/20-342 «Склад хранения и отгрузки метанола с наливной эстакадой», разработанного в 2020 году ООО «СНХ-Инжиниринг».

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом № 533 от 15.12.2020.

6.

Не обеспечена работоспособность запорных и (или) отсекающих устройствHCV-1, HCV-2, HCV-3, HCV-4 (для блока III категории взрывоопасности, со временем срабатывания не более 120с) на трубопроводах подачи метанола из резервуаров поз. Е/2, Е-18/1,2 ж/д цистерны для максимального снижения выбросов в окружающую среду горючих и взрывопожароопасных веществ при аварийной разгерметизации системы согласно проекту № 058/20-342 «Склад хранения и отгрузки метанола с наливной эстакадой», разработанного в 2020 году ООО «СНХ-Инжиниринг».

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом № 533 от 15.12.2020.

7.

Отсутствуют антистатические перемычки на мягких вставках воздуховодов вентиляционной системы поз. АВ-1на входе в насосное отделение.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 323 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом № 533 от 15.12.2020.

8.

Не обеспечена прокладка трубопровода метанола Ду 500 через обвалование резервуаров герметичность прохода.

Часть 1 статьи 9, статья 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 197 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом № 533 от 15.12.2020.

9.

Не обеспечены установленные меры безопасности.

Допущено разрушение целостности фундамента резервуара поз. Е-18/2, тем самым не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством проведения текущих ремонтов.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; пункт 1, статьи 36, главы 5 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

10.

Не выполняются основные задачи производственного контроля и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля в части:

- обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

- контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами.

Часть 1 статьи 9, статья 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункты, а), в) пункта 8, подпункт, а) пункта 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168.

Сеть газопотребления цеха №56, рег. №А53-01507-0014, III класс

11.

Отсутствует проектная и исполнительная документация по замене систем управления КСУМ-1 водогрейных котлов Е-1,0-0,9М на системы, построенные на контроллерах SiemensS7-226.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - № 116-ФЗ), пункты 4,6 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №531, зарегистрированных в Минюсте РФ №61962 от 15.12.2020 г. (далее – ФНП сетей).

12.

В производственную «Инструкцию К-18 оператору котельной», утвержденную 19.01.2012 г. главным инженером ОАО «Тольяттиазот» 19.01.2012 г. не внесены изменения в связи с заменых систем управления КСУМ-1 водогрейных котлов Е-1,0-0,9М на системы, построенные на контроллерах Siemens S7-226, в инструкции нет указаний по положению крана перед клапаном запальника (закрыто-открыто) при розжиге и остановке котла.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 4,6 ФНП сетей.

13.

Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: автоматика безопасности котлов Е-1,0-0,9М при ее отключении или неисправности не блокирует возможность подачи газа на котлы в ручном режиме.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 4,6 ФНП сетей.

14.

Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: в соответствии с графиком технического обслуживания в июле 2020 г. не проведен текущий ремонт ГРП.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 4,6 ФНП сетей.

15.

В журнале учета периодически повторяющихся газоопасных работ, выполняемых без наряда-допуска не указываются работы по проверке параметров настройки предохранительных клапанов ГРП, проведенные в декабре 2020 г., предусмотренные

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 4,6 ФНП сетей.

16.

Не выполнен комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не выполнены мероприятия, указанные заключении экспертизы промышленной безопасности здания блока вспомогательных цехов №53-ЗС-10874-2017 по приведению системы вентиляции котельной в срок до февраля 2018 г.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 4,6 ФНП сетей.

17.

Не выполнен комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не выполнены мероприятия, указанные заключении экспертизы промышленной безопасности 53-ЗС-10870-2017 на здание ГРП.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 4,6 ФНП сетей.

18.

В нарядах-допусках на выполнение газоопасных работ не указываются результаты контрольной опрессовки (наряд-допуск №10 от 21.09.2020 г.)

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункт 151 ФНП сетей.

19.

В государственный реестр ОПО «Сеть газопотребления цеха №56», рег.№А53-01507-0014 не внесены изменения в связи с консервацией сетей газопотребления производства кирпича, черепицы, плитки, согласно акта отключения №1 от 30.04.2016 г., проект на консервацию №33605, заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации 53-ТП-10390-2015.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, статья 2 №116-ФЗ.

Сеть газопотребления ОАО «Тольяттиазот», рег. №А53-01507-0011, II класс опасности

20.

Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: производственной инструкцией цеха №16 МЦК «ПИ-МЦК-103-16», утвержденной 30.01.2020 г. заместителем генерального директора – директором по производству ЗАО «Корпорация Тольяттиазот» Е.Ю.Шибановым, не предусмотрено проведение контрольной опрессовки после проведения работ по текущему ремонту ГРУ.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 6,133,150 ФНП сетей.

21.

В нарядах-допусках в цехе №16 МЦК на производство газоопасных работ не указываются результаты контрольной опрессовки, например, наряд-допуск №55 от 24.08.2020 г. на текущий ремонт ГРУ-3.

Часть1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 151 ФНП сетей.

22.

Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: в цех №16 МЦК на пуск газа ГРУ-3 после ремонта в августе 2020 г. не выписан наряд-допуск на производство газоопасных работ, предусмотренный разделом I «Перечня газоопасных работ цеха №16 МЦК», утвержденного 11.01.2021 г. заместителем генерального директора – директором по производству АО «Корпорация Тольятти азот» А.Ю.Ивановым.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 132,133 ФНП сетей.

23.

Не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: при эксплуатации надземного газопровода цеха №16 МЦК рег.№0761 от ПЗРГ до дороги 2-3 на территории ПАО «ТОАЗ» не обеспечено устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски).

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 4,6 ФНП сетей.

24.

В цехе №19 ПВЦ в нарядах-допусках на производство газоопасных работ не указывается технологическая последовательность проводимых работ в соответствии с инструкцией №ТВС-26, например, наряд-допуск №66 от 21.09.2020 г., при оформлении нарядов-допусков не указываются инструкции, которыми следует руководствоваться.

Часть 1 статьи 9 №116-ФЗ, пункты 4,6, ФНП сетей.

25.

Не обеспечено содержание трубопроводов пара и горячей воды в исправном состоянии, путём организации и обеспечения своевременного ремонта в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта (ППР), а именно: отсутствует график ППР трубопроводов пара и горячей воды.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 228, п. 247 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

26.

Не актуализирована инструкция для специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под давлением ТВС-5Д, утвержденная 05.08.2019 г.,а именно: данная инструкция разработана на основании отменённых федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; пп. «е» п. 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536; пп.«в» п.8; пп. «з» п. 14 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»

27.

На табличке котла рег. №11221 отсутствует информация о разрешенной температуре рабочей среды.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 220 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

28.

На табличке котла рег. №11223 отсутствует информация о разрешенной температуре рабочей среды, а также о дате истечения срока службы, установленного организацией-изготовителем или указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 220 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

29.

Не обеспечено надлежащее обслуживание и осмотр котла рег. №11221, а именно: частично повреждено защитное покрытие оборудования.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 236, п.228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

30.

Не обеспечены мероприятия для безопасного использования площадок для обслуживания котла рег.№ 11221, а именно: отсутствует сплошная обшивка на высоту 100 мм.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 11, 12, 13, 14, 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

31.

Не обеспечены мероприятия для безопасного использования площадок для обслуживания котла рег.№ 11223, а именно: отсутствует сплошная обшивка на высоту 100 мм.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 11, 12, 13, 14, 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

32.

На шкале манометра, установленного на котле рег.№11224 красная черта на уровне деления не соответствует рабочему давлению котла согласно паспорта.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 267 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

33.

Не проводится осмотр и техническое обслуживание котла рег.№11224, а именно: частично отсутствует металлическое покрытие и тепловая изоляция подводящих трубопроводов котла.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п.228, п. 253

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

34.

На шкале манометра, установленного на трубопроводе рег.№12237 красная черта на уровне деления не соответствует рабочему давлению трубопровода согласно паспорта.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 372 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

35.

Не проводится осмотр и техническое обслуживание трубопровода рег. № 12237, а именно: на трубопроводе частично отсутствует тепловая изоляция.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 228, п. 385 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

36.

Не обеспечено надлежащее обслуживание и осмотр котла рег. №11219, а именно: частично повреждено защитное покрытие оборудования.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 236, п.228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

37.

На табличке котла рег. № 11219 отсутствует информация о разрешенной температуре рабочей среды.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ; п. 220 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536

В соответствии с п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом административного органа по факту допущенных нарушений требований промышленной безопасности в отношении ПАО «Тольяттиазот» 28.05.2021 г. составлен протокол № РП-301-1079/796-490-Ю об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Представители Ростехнадзора Иванов Е.А., Лукьянова А.В. в судебном заседании поддержали изложенную в протоколе правовую позицию и просили назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности общества по эксплуатации опасных производственных объектов.

Представители ПАО «Тольяттиазот» Черноброва С.В., Иванов А.Ю., Бышов М.В., Дикова Л.Ю., Кудрявых А.В. в судебном заседании поддержали письменный отзыв на заявление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, указав, что по ОПО «Склад готовой продукции метанола», peг. № А53-01507-0005 из выявленных 10 пунктов нарушений по предписанию в данный момент 9 пунктов уже выполнены, п. 1 – в работе. По пункту 1 разработан План мероприятий по устранению в установленный срок (24.08.2021 г.), и осуществляются компенсирующие мероприятия по обеспечению безопасности на период их устранения. Выявленные нарушения и не устраненные в настоящее время не несут угрозу жизни, здоровья окружающих людей, а также окружающей среде, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, интересам граждан, общества и государства.

По ОПО «Сеть газопотребления цеха № 56» peг. № А53-01507-0014 из выявленных 9 пунктов по предписанию, 6 пунктов на данный момент уже выполнены (п.п. 12, 14, 15, 16, 17, 18); По пунктам 11, 13, 19 разработаны Планы мероприятий по их устранению в установленный срок (24.08.2021 г.), и осуществляются компенсирующие мероприятия по обеспечению безопасности на период их устранения. «Сеть газопотребления цеха № 56» остановлена до устранения нарушений. Выявленные нарушения и не устраненные в настоящее время не несут угрозу жизни, здоровья окружающих людей, а также окружающей среде, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, интересам граждан, общества и государства.

Представители ПАО «Тольяттиазот» в материалы дела представили сведения (документы, отчеты, заключение) об организации ПАО «Тольяттиазот» производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на основании предписания Ростехнадзора.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и данные основы направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Непосредственной целью соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах является обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В силу пункта 3 статьи 2 названного Закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении N 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.

I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Как видно из материалов дела, ПАО «Тольяттиазот» допущены нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов II и III классов опасности.

Факт нарушения обязательных норм и правил, а также требований в области промышленной безопасности, допущенных юридическим лицом при эксплуатации опасного производственных объектов II и III классов опасности, и виновность ПАО «Тольяттиазот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, представителями юридического лица не оспаривается и объективно подтверждается представленными по делу доказательствами: актом проверки № 06-05-21-379-П/А от 24.05.2021 г., предписанием № 06-05-21-379-П/А от 24.05.2021 г., уведомлением о получении акта выездной проверки, распоряжением заместителя руководителя Управления С.Б. Стифатова № РП-301-1079-о «О проведении планово проверки ПАО «ТОАЗ», лицензией № ВХ-00-014855 от 09.07.2014 г., свидетельством о регистрации опасных производственных объектов ПАО «ТОАЗ» № А53-01507 от 01.08.2018 г., Уставом ПАО «ТОАЗ».

Указанные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности не усматривается.

На основании изложенного, суд считает виновность ПАО «Тольяттиазот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, доказанной.

Согласно ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей.

В пункте 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Назначая ПАО «Тольяттиазот» административное наказание суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих вину обстоятельств судом учитывается признание вины и принятие обществом мер к устранению выявленных нарушений (устранены 34 из 37 допущенных нарушений).

Судья также учитывает, что в протоколе № РП-301-1079/796-490-Ю указано на повторность совершенного административного правонарушения, поскольку обществу постановлением № ПР-301-244/806-327-Ю от 09.04.2021 г. назначен административный штраф за аналогичное правонарушение. Вместе с тем, на момент принятия судом данного постановления в материалах дела отсутствует сведения о вступлении в законную силу постановления № ПР-301-244/806-327-Ю от 09.04.2021 г.

Проанализировав выявленные в ходе проверки нарушения промышленной безопасности, с учетом существенного уменьшения объема нарушений и принятых ПАО «Тольяттиазот» мер к устранению выявленных нарушений, большая часть которых, как установлено судом, устранена на момент рассмотрения дела, а также того, что не установлено обстоятельств, свидетельствующих о создании реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, полагаю необходимым назначить ПАО «Тольяттиазот» наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Убедительных доводов о том, что назначенное ПАО «Тольяттиазот» наказание в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в доводах представителей Ростехнадзора не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, ч. 1 ст. 9.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Тольяттиазот» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья подпись М.Г. Захаревская

Мотивированная часть постановления изготовлена 14.07.2021 г. в единственном экземпляре и является подлинником.

Судья подпись М.Г. Захаревская