Судья, вынесший обжалуемоепостановление, Кодес А.В. | Дело № 7-18/2019№ 5-112/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь |
Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.
при секретаре Корегиной М.В.
с участием защитников Боленкова А.Г. по доверенностям ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 на постановление судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2018 года о прекращении производства по делу № 5-112/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Боленкова Андрея Геннадьевича,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении № 02-06/19-п/п от 15 мая 2018 года, составленному в отношении начальника Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Боленкова А.Г. главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - инспектор) ФИО3, по результатам проведенной административным органом в период с 20 ноября 2017 года по 15 декабря 2017 года внеплановой документарной проверки в отношении Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, должностное лицо, начальник Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (далее - Департамент) Боленков А.Г. ненадлежащим образом исполнял возложенные на него должностные обязанности, что повлекло причинение вреда объекту культурного наследия, а именно:
Боленков А.Г., как начальник Департамента, то есть руководитель структурного подразделения Правительства Чукотского АО, персонально отвечающий за полное и качественное исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьёй 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», допустил нарушение требований указанного закона, а также пункта 7 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Чукотского АО от 02.10.2015 № 483, которое выразилось в его бездействии и отсутствии с его стороны надлежащего контроля за деятельностью Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Департамента и его должностных лиц в части обеспечения государственного контроля за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Семёну Дежнёву», за принятием документов (актов) по государственной охране указанного объекта культурного наследия.
Бездействие должностного лица Боленкова А.Г. привело к существенному ухудшению состояния объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Семёну Дежнёву», что подтверждает Акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 19.09.2017 № 1, а также к отсутствию нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять государственную охрану объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Семёну Дежнёву»:
отсутствует нормативный правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об утверждении порядка выдачи задания, его формы на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения;
отсутствует нормативный правовой акт об утверждении перечня должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора на территории Чукотского автономного округа;
не установлен предмет охраны памятника федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу»;
не организована работа по утверждению правовым актом текстового и графического описания местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия с перечнем координат, характерных точек границ системы координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
отсутствует нормативный правовой акт Департамента об утверждении порядка составления акта технического состояния объекта культурного наследия и его формы».
Своим бездействием Боленков А.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2018 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием в бездействии Боленкова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением судьи Анадырского городского суда, инспектор ФИО3 подал на него в суд Чукотского АО жалобу, в которой просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку считает, что постановление принято без учёта всех обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
Боленков А.Г., будучи надлежаще извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки в известность не поставил и не ходатайствовал об отложении разбирательства дела.
В адресованной в суд письменной позиции Боленков А.Г. просит решение судьи Анадырского городского суда оставить без изменения, жалобу инспектора – без удовлетворения.
Защитники Боленкова А.Г. в судебном заседании его позицию поддержали.
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, письменную позицию Боленкова А.Г., выслушав пояснения его защитников, прихожу к следующему.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Боленкова А.Г., судья Анадырского городского суда исходил из того, что каких-либо доказательств, подтверждающих и обосновывающих наличие прямой причинно-следственной связи между вмененным Боленкову А.Г. бездействием по надлежащему контролю за деятельностью Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Департамента и его должностных лиц, а также контролю за принятием документов (актов) по государственной охране объектов культурного наследия и причинением вреда объекту культурного наследия федерального значения «Памятник Семёну Дежнёву», материалы дела не содержат. Материалы дела не содержат также объективных сведений со ссылками на конкретные доказательства в их подтверждение о конкретной дате либо о периоде возникновения повреждений, зафиксированных в Акте осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 19.09.2017, о возникновении этих повреждений именно в период исполнения Боленковым А.Г. его обязанностей в должности начальника Департамента (то есть после его назначения на указанную должность 30.09.2013), как и о том, в чем конкретно заключается продолжающееся ухудшение состояния объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», когда конкретно оно возникло и когда начало продолжаться.
Данные выводы судьи городского суда нахожу правильными, а довод жалобы о том, что постановление принято без учёта всех обстоятельств дела, несостоятельным.
Как следует из диспозиции части 4 статьи 7.13 КоАП РФ, обязательным элементом состава данного правонарушения является причинение вреда объекту культурного наследия в результате бездействия должностного лица.
Из описания состояния памятника от 02.11.2018, сделанного по заданию Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу специалистами ООО «СК БИОНТ» по фотографиям памятника 2013 и 2017 годов, следует, что с 2013 по 2017 год ремонтно-реставрационные работы и работы по консервации памятника не производились, на представленных фотографиях 2013 и 2017 годов наблюдаются одни и те же дефекты. Описание дефектов основания памятника и собственно памятника, имевших место в 2013 году, в полном объёме соответствует описанию дефектов, зафиксированных на фотографиях памятника 2017 года.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что ненадлежащее исполнение Боленковым А,Г. своих должностных обязанностей с даты назначения его на должность начальника Департамента в 2013 году до даты обнаружения совершения им административного правонарушения в 2017 году к ухудшению состояния памятника не привело, поскольку доказательств того, что состояние памятника в 2017 году ухудшилось по сравнению с его состоянием в 2013 году, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда об отсутствии в деянии Боленкова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.13 КоАП РФ, является правильным.
Довод жалобы инспектора о том, что в ходе проверки установлено неисполнение Боленковым А.Г. организационно-распорядительных функций, возложенных на него законом, и неосуществление им надлежащего ведомственного контроля в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, также является несостоятельным.
Диспозиции статьи 7.13 КоАП РФ являются бланкетными, поэтому при квалификации действий должностного лица по указанной статье ему должны быть вменены в вину нарушения конкретных правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных актах. В протоколе же об административном правонарушении не указано, какие конкретно нормы Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» были нарушены Боленковым А.Г., какие конкретно должностные обязанности начальника Департамента он не исполнил или исполнил ненадлежащим образом. Указание данных норм в жалобе на решение судьи восполнить недостатки протокола об административном правонарушении не может.
Кроме того, Боленкову А.Г. необоснованно вменено в вину отсутствие в Чукотском АО нормативных правовых актов по вопросам охраны объектов культурного наследия, поскольку издание таких актов находится вне сферы его компетенции.
В ходе рассмотрения дела установлено также, что в период проведения документарной проверки Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу работы по установлению предмета охраны памятника федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» и по утверждению текстового и графического описания местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия с перечнем координат, характерных точек границ системы координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости, Департаментом велись, а именно: указанные работы осуществлялись ещё в 2013 году, а затем в связи с изменением законодательства проводились повторно, начиная с 2016 года, и в 2018 году были закончены.
Установлено, что Боленковым А.Г. предпринимались меры для осуществления государственной охраны и сохранения объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», однако в силу объективных причин, в том числе по вине Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, который до настоящего времени не направил в адрес Росимущества для внесения в реестр федерального имущества сведения о памятнике как объекте культурного наследия, в связи с чем он значится в реестре как навигационный знак (строки 10, 41 и 42 выписки из реестра федерального имущества от 01.02.2019), Департамент и его начальник Боленков А.Г. лишены возможности включения данного памятника в федеральные программы сохранения объектов культурного наследия, лишены возможности возложить на собственника памятника обязанность по его содержанию.
Так, изданный Департаментом приказ от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» в редакции приказа Департамента от 26.10.2018 № 01-21/566, возлагающий на ФГУП «Гидрографическое предприятие», в хозяйственном ведении которого находится навигационный знак «Памятник Дежневу», обязанность по сохранению указанного объекта культурного наследия, признан Анадырским городским судом недействительным по административному иску ФГУП «Гидрографическое предприятие» именно по причине невнесения в реестр федерального имущества сведений о памятнике как объекте культурного наследия.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии доказательств вины Боленкова А.Г. в нарушении им требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Каких-либо других доводов о незаконности постановления судьи жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении судьёй городского суда не допущено. Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене судебного постановления, в том числе по доводам жалобы инспектора ФИО3, не усматриваю.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения;
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Боленкова А.Г. оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 – без удовлетворения.
Судья суда Чукотского автономного округа | А.С. Зиновьев |