< > Дело № 5-3652/2020 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Череповец |
Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Тихомирова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Апатит» < > о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
установил:
Северо-Западным управлением Ростехнадзора в отношении акционерного общества «Апатит» (далее АО «Апатит»), владеющего опасным производственным объектом I класса опасности «Площадка производства аммиака 2200 тонн в сутки», расположенным по <адрес>, составлен протокол о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за то, что обществом допущены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
1. в нарушение ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 408, 410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116; пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил поведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538 в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий не проведена промышленная экспертиза зданий: 1) корпус BD-04 насосная, отделения МДЭА очистки; 2). корпус BD-06 отделение компрессии; 3). Корпус BD-07 насосная, отделения синтеза; 4). корпус BD-11 насосная парового котла, реагентное хозяйство; 5). корпус BD-13 насосная, отделения водоподготовки; 6). корпус BD-15 насосная, отделения риформинга, реагентное хозяйство; 7). корпус BD-16 отделение компрессии (компрессор природного газа); 8). корпус BD-20 насосная отделения ИТХ;
2. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. № 559; пункта 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 не обеспечиваются безопасные условия эксплуатации электрооборудования в составе опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака мощностью 2200 тонн в сутки, рег. № А28-02793-0055, I класс опасности, а именно: не обеспечена эксплуатация электроустановок в соответствии с требованиями «Правил безопасности химически опасных производственных объектов» не читаемы бирки на кабелях на входе в здание 1-КМ-12-02,
3. в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. № 559; пункта 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года № 6 не обеспечиваются безопасные условия эксплуатации электрооборудования в составе опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака мощностью 2200 тонн в сутки», рег.№ А28-02793-0055, I класс опасности, а именно: не обеспечена эксплуатация электроустановок в соответствии с требованиями «Правил безопасности химически опасных производственных объектов», отсутствуют бирки двух силовых кабелей 10кВ на выходе из кабельного этажа 10/0,4кВ здания BD-01,
4. в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 108 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. № 559; пункта 2.12.12 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 не обеспечиваются безопасные условия эксплуатации электрооборудования в составе опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака мощностью 2200 тонн в сутки», рег.№ А28-02793-0055, I класс опасности, а именно: не обеспечена эксплуатация электроустановок в соответствии с требованиями «Правил безопасности химически опасных производственных объектов» не герметичное прилегание защитного стекла светильника (вода в стеклянном колпаке) позиция 1-U-6801,.
Представитель Череповецкого отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 содержание протокола поддержала.
Представитель АО «Апатит» ФИО2 с вмененным административным правонарушением не согласился, пояснил, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оснований для проведения промышленной экспертизы зданий, поименованных в пункте № протокола, не имелось, после ввода в эксплуатацию здания не истекло минимальных 4 года для ее проведения, часть нормативных документов, на нарушение которых ссылается в пункте № протокола орган, составивший протокол, утратили силу. Касательно вмененных протоколом пунктов нарушения №, №, №, пояснил, что указанные нарушения были устранены обществом до начала составления протокола.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" для безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. К безопасной эксплуатации опасного производственного объекта относится, в том числе, и наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пунктам 9 и 13 указанного закона Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать безопасные условия эксплуатации опасного производственного объекта, проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа, определены требования и условия к проведению производственной экспертизы.
Пунктами 408 и 410 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» № 116 от 25.03.2014 года (в редакции, действующей на дату составления протокола) и пунктом 7 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» № 538 от 13.11.2013 года (в редакции, действующей на дату составления протокола) предусмотрено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Пунктами 104, 108 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химических опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 559 от 21.11.2013 года (в редакции, действующей на дату составления протокола), пунктами 1.7.2., 2.5.3, 2.12.12 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэрго России от 13.01.2003 года № 6 (в редакции, действующей на дату составления протокола) предусмотрено, что устройство, монтаж, обслуживание и ремонт электроустановок должны соответствовать требованиям нормативных технических документов по устройству электроустановок, технических регламентов и настоящих Правил, электроосвещение наружных технологических установок должно иметь дистанционное включение из операторной и местное по зонам обслуживания.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в рамках осуществления постоянного государственного надзора АО «Аппатит», владеющего опасным производственным объектом 1 класса опасности «Площадка производства аммиака 2200 тонн в сутки», расположенным по адресу: <адрес>, городской округ <адрес>, на основании приказа руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-240-292-о «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах 1 класса опасности», приказа руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 июля 2020 года № ПР-240-291-о «Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора на опасных производственных объектах 1 класса опасности», выявлены 4 нарушения (ст. ст. 9,139 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»): 1. В нарушение требований промышленной безопасности не проведена промышленная экспертиза 8 зданий в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке их эксплуатации, 2. Не обеспечиваются безопасные условия эксплуатации электрооборудования в составе опасного производства объекта «Площадка аммиака 2200 тонн в сутки»: не читаются бирки на кабелях на входе в здание 1-КМ-12-02 (позиция № протокола), отсутствуют бирки двух силовых кабелей 10аВ на выходе из кабельного этажа 1-/0,4кВ здания BD-01 (позиция №), не обеспечено герметичное прилегание защитного стекла светильника (вода в стеклянном колпаке), позиция 1-U-6801 (позиция № протокола). Нарушения, установленные пунктами №, №, № протокола устранены АО «Апатит» до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, нахожу вину АО «Апатит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, установленной и доказанной совокупностью представленных административным органом доказательств: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ о совершенном АО «Апатит» административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ; информацией Северо-Западного управления Ростехнадзора и другими доказательствами в своей совокупности.
Оснований для исключения из протокола и из объема вменяемого правонарушения ссылок на Нормы и правила в области промышленной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», нормы и правила в области промышленной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ, а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химических опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент проведения проверки они являлись действующими, после ДД.ММ.ГГГГ утратили силу в связи с принятием Новых Правил и Норм, позиции последних в противоположную сторону с ранее действовавшими не изменились.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, судья городского суда не соглашается с доводами защитника юридического лица о том, что основания для привлечения АО «Апатит» к административной ответственности отсутствуют, поскольку доказательств тому, что экспертиза промышленной безопасности объектов проведена и в проектной документации указан срок эксплуатации зданий суду не представлено, а устранение Обществом нарушений, указанных в пунктах №, №, № протокола до его составления, не свидетельствуют об отсутствии допущенных нарушений в период проверки.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии АО «Апатит» полных и исчерпывающих мер по соблюдению требований, изложенных в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и наступления события административного правонарушения вне воли и действий юридического лица, в материалах дела не содержится.
Исходя из указанного, судья квалифицирует действия АО «Апатит» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судьей не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за допущенное АО «Апатит» нарушение законодательства Российской Федерации, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Обстоятельством, смягчающим ответственность АО «Аппатит», суд признает частичное устранение причин и последствий допущенного нарушения.
Обстоятельств, отягчающих ответственность АО «Апатит», судьей не установлено, привлечение АО «Аппатит» к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей, признака повторности не образует, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ факт привлечения общества к ответственности отсутствовал, иных сведений о привлечении общества к административной ответственности суду не представлено.
При назначении административного наказания суд исходит из того, что административное приостановление деятельности является крайней мерой воздействия на правонарушителя, применяется оно тогда, когда существует реальная угроза жизни и здоровью населения. В данном случае суду не представлено достаточно веских доказательств того, что дальнейшие работы на площадке производства аммиака 2200 тонн в сутки АО «Апатит» создают прямую, явную и непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей. В настоящее время нарушения частично устранены. В силу этого полагаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем применения к АО «Апатит» менее строгого вида наказания, нежели административное приостановление деятельности, а потому назначает обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ.
Оснований для признания совершённого АО «Апатит» деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9. КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Апатит» < > признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему по данной статье административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: УФК по Вологодской области (Северо-Западное управление Ростехнадзора)
ИНН <***>
КПП 784101001
р/с <***>
ОКТМО 19701000
ГРКЦ ГУ Банк России по Вологодской области г. Вологда
БИК 041909001
КБК 49811601091010001140
УИН 49878412011352402926
(протокол от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья < > Е.Н.Тихомирова
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате штрафа, квитанцию об уплате штрафа необходимо немедленно предоставить в уголовную канцелярию Череповецкого городского суда Вологодской области (<...>, кабинет № 115).