ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-112/2021 от 28.04.2021 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 5-112/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Хасанского районного суда Приморского края Синенко И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Торговый порт Посьет, , ОГРН , юридический адрес: <адрес> по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

01.03.2021 года Приморской транспортной прокуратурой проведена выездная проверка исполнения АО «Торговый порт Посьет» законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при перевалке угля в морском порту Посьет. Установлено, что территория АО «Торговый порт Посьет» находится на одной промышленной площадке в пределах водоохраной зоны бухты Новгородская, залива Посьет, Японского моря, по адресу: <адрес>. Общество на праве собственности владеет земельным участком для размещения территории <адрес>ю 138 319 кв.м на котором располагаются производственные помещения порта, производственная площадка для перегрузки угля, также на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ/ДО-09 эксплуатирует причальные сооружения: причал , длиной 147,3 м, площадью 2 946 кв. м, причал длиной 146 м, площадью 2 920 кв. м, причал длиной 146 м, площадью 2 920 кв. м, местонахождение причалов: порт Посьет, <адрес>, залив Посьет, бухта Новгородская. На указанной территории осуществляется деятельность по перегрузке каменного угля по схеме «вагон - склад - судно». В соответствии с распоряжением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ № ЮК- 45-р АО «Торговый порт Посьет» является оператором морского терминала морского порта Посьет, в соответствии с данным распоряжением данный оператор оказывает услуги по погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, а также транспортно-экспедиторское обслуживание.

Решением заместителя руководителя Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ-РСЗЗ АО «Торговый порт Посьет» установлена санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ).

Предприятием разработан проект санитарно-защитной зоны, по которому получено экспертное заключение .05.Т.4404ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья», согласно которому в проектных решениях определено, что разгрузка полувагонов с углем производится с помощью двух вагоноопрокидывателей в закрытом здании, оборудованном аспирационными установками с улавливанием угольной пыли. Данный источник угольной пыли учитывается как организованный, со степенью очистки 84, 8% и 82, 7%, соответственно.

Проверкой установлено, что при поступлении нестандартных железнодорожных вагонов выгрузка угля осуществляется непосредственно из вагонов на склад при помощи портальных кранов с грейферами. Указанный источник загрязнения атмосферного воздуха является неорганизованным и не имеет системы пылеулавливания, данная технология разгрузки нестандартных вагонов не учтена в объёме проекта санитарно-защитной зоны и её расчет выполнен без учета количественных показателей угольной пыли от вышеуказанного неорганизованного источника, что является нарушением п. 3.11 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый порт Посьет» осуществило грейферную выгрузку 9 868, 60 т угля непосредственно на склад без использования вагоноопрокидывателей.

При этом по данным специализированного сайта ФГБУ «Приморское УГМС» на станции Торговый порт Посьет, установленной на границе СЗЗ, отмечалось периодическое превышение предельно-допустимой концентрации по пыли с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный период времени в атмосферном воздухе фиксировалось содержание пыли с концентрацией от 0,51 мг/м до 2,62 мг/м, при установленной предельно допустимой концентрации (ПДК) - 0,5 мг/м3. Несоответствие качества атмосферного воздуха гигиеническим нормативам указывает на возможную недостаточность определенного размера СЗЗ.

В нарушение п. 9 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ, правообладатель объекта обязан представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ, АО «Торговый порт Посьет» продолжается эксплуатация неучтённых источников выбросов, в отсутствии корректировка проекта СЗЗ с учетом всех источников выбросов загрязняющих веществ, поскольку заявление об изменении санитарно-защитной зоны в уполномоченный орган не направлено.

В нарушении п. 5.1 СанПин 2.1.6.10320-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» АО «Торговый порт Посьет» не проводились исследования атмосферного воздуха на содержание пыли каменного угля с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ при выгрузке угля специализированным перегрузочным комплексом на угольный склад (причал ), произошел аварийный выброс угольной пыли в атмосферу, который начался в 15 час. 54 мин. с небольшого пыления после начала выгрузки угля на склад стакер- реклаймером, активная фаза выброса пыли продолжалась с 15 час. 58 мин. до 16 час. 01 мин., когда выгрузка была остановлена. Во время проведения грузовых операций на причале работал один снегогенератор, второй прибор задействован не был, что не позволило избежать или минимизировать пыление.

При этом согласно п. 5.2 регламента по предотвращению (минимизации) пыления при перегрузке угля на территории АО «Торговый порт Посьет», (утверждён приказом управляющего директора от ДД.ММ.ГГГГ), разработанного в соответствии с СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 использование установок пылеподавления должно осуществляться в том числе для поддержания влажности атмосферного воздуха при визуальном пылении со штабелей с углем на причалах (проездов, переходов), территории порта.

Таким образом, надлежащие мероприятия по пылеподавлению не проводились, снегогенераторы в полном объёме не использовались, проведение иных мероприятий по пылеподавлению, достаточных для предотвращения пыления не зафиксировано, что противоречит п. 4.1.1 СанПин 2.1.61032-01

Предприятием по факту аварийного выброса угольной пыли со стационарных источников, проведено разбирательство, по результатам которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при выгрузке угля специализированным перегрузочным комплексом на угольный склад (причал ), произошел выброс угольной пыли в атмосферу из-за содержания в составе маршрута угля марки К-9 двух полувагонов с перемороженным углем, который фактически представлял собой его мелкую фракцию, что является отклонением от нормальных параметров качества угля.

При этом в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «» АО «Торговый порт Посьет» об аварийном выбросе угольной пыли в атмосферу в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не сообщало, проинформировав Управление Роспотребнадзора по <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 7 дней с момента аварийного выброса угольной пыли.

Представитель АО «Торговый порт Посьет» ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 6.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля, а также предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выявленные в ходе проверки в деятельности АО «Торговый порт Посьет» нарушения законодательства, связанные с эксплуатацией неучтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при отсутствии корректировки проекта ССЗ, не проведением надлежащих мероприятий по пылеподавлению ДД.ММ.ГГГГ при возникновении аварийного выброса угольной пыли, несвоевременном сообщении об этом аварийном выбросе, не проведением ДД.ММ.ГГГГ исследований атмосферного воздуха на содержание пыли каменного угля образует объективную сторону состава административного правонарушения, установленного ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ-РСЗЗ об установлении санитарно-защитной зоны, справкой по выгрузке угля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, регламентом по предотвращению (минимилизации) пыления при перегрузке угля на территории АО «Торговый порт Посьет».

Таким образом, действия АО «Торговый порт Посьет» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

Оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что собранные в материалах административного дела доказательства, имеют прямую причинную связь с установленными по делу обстоятельствами, отвечают требованиям об их допустимости и относимости, нарушения норм КоАП РФ при их составлении и получении судом не установлено.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание правонарушителю, судом не установлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкцией ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ для юридических лиц, наряду со штрафом предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного АО «Торговый порт Посьет» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд считает возможным не назначать юридическому лицу административное наказание в виде административного приостановления деятельности, ограничившись наказанием в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать юридическое лицо – АО «Торговый порт Посьет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: Получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, л/счёт <***>) р/счёт <***>.

Счёт банка получателя (корсчёт): 40102810845370000014 ИНН <***>, КПП 272201001, ОКТМО 08701000001, БИК 010813050, УИН-0

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСК БАНКА РОССИИ//УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск КБК 1 16 01081 01 9000 140

Постановление судьи может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Хасанский районный суд Приморского края.

Судья И.С. Синенко

постановление в полном объеме

изготовлено 28.04.2021