Дело <номер>г.
УИД 74MS0<номер>-02
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 28 января 2022 года
Ашинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Борисюк А.В., при секретаре <ФИО>4, с участием должностного лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении <ФИО>2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда, дело об административном правонарушении в отношении <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданство РФ, замужем, работающей директором МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекалась, в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,
установил:
В Ашинский городской суд поступил протокол об административном правонарушении <номер> составленный инспектором Контрольно-счетной палаты <адрес><ФИО>5<дата>, согласно которому должностное лицо, директор МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района (далее – МБУ КЦСОН) <ФИО>2 назначена на должность <дата>. МБУ КЦСОН является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом начальника Управления социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района от <дата><номер>-ОБ и согласованного Министром социальных отношений <адрес>. Предметом деятельности МБУ КЦСОН является представление социальных услуг гражданам. В соответствии с п. 8 Порядка предоставления субсидий на иные цели <номер> между УСЗН и МБУ КЦСОН заключено соглашение от <дата><номер> о предоставлении субсидии на иные цели на общую сумму 1754,81 тыс. руб. Указанным Соглашением определены шесть видов субсидий на иные цели: 1) на реализацию муниципальной программы «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района на 2017-2022 годы; 2) выплата единовременного социального пособия; 3) приобретение памятных подарков ветеранам ВОВ; 4) проектно-сметная документация; 5) доставка продуктовых наборов; 6) обеспечение новогодними подарками детей. По первому пункту конкретные мероприятия муниципальной программы не определены. Проверкой установлено, что фактически средства субсидии на иные цели на реализацию программы «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района на 2017-2022 годы» направлены на реализацию мероприятий муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы (далее – Программа «Поддержка СОНКО») в общей сумме 1037,34 тыс. руб. В решении о бюджете на 2020 год расходы на предоставление субсидий общественным организациям предусмотрены в объеме расходов ГРБС «550 УСЗН» по КВР 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (предоставляемых МБУ КЦСОН). Однако, Соглашением о предоставлении субсидии на иные цели от <дата><номер> (с учетом дополнительных соглашений) определено, что средства субсидии на иные цели направляются на реализацию муниципальной программы «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района на 2017-2022 годы».
<дата> между МБУ КЦСОН и Местной общественной организацией ветеранов заключено соглашение <номер>, предметом которого являлось предоставление субсидии на общую сумму 657,34 тыс. руб. Согласно отчету ф. 0503737 (субсидии на иные цели) по состоянию на <дата> МБУ КЦСОН средства субсидий на иные цели в общей сумме 1037,34 тыс. руб. направлены на предоставление субсидий некоммерческим организациям по КВР 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний». Согласно п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять полномочия органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Полномочия бюджетного учреждения по предоставлению субсидий юридическим лицам (некоммерческим организациям) законодательством не установлены. Таким образом, направление МБУ КЦСОН средств субсидий на иные цели в общей сумме 657,34 тыс. руб. Местной общественной организации слепых при отсутствии законных оснований, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ – «Нецелевое использование бюджетных средств».
Лицо, привлекаемое к административной ответственности <ФИО>2, в судебном заседании вину признала, просила суд учесть, что ранее она не привлекалась к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, дисциплинарных взысканий за период работы не имела, совершенное ею деяние не причинило значительного вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, в связи с чем просит суд прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Выслушав лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
На основании ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Пунктом 1 ст. 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 БК РФ государственным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание должно содержать, в частности, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).
Пунктом 3 ст. 69.2 БК РФ установлено, что государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Из материалов дела следует, что в рамках контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств при исполнении бюджета Ашинского муниципального района (совместно с органом внешнего муниципального финансового контроля Ашинского муниципального района) в соответствии с планом работы Контрольно – счетной палаты Челябинской области на 2021 год», проведена встречная проверка в МБУ КЦСОН Ашинскиго муниципального района Челябинской области, в ходе которой было установлено, что в январе 2020 года МБУ КЦСОН были заключены Соглашения на предоставление субсидий общественным организациям: Ашинская районная организация Челябинского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (Соглашение от 31.01.2020 г. №1); организация Всеросийского общества инвалидов (Соглашение от 31.01.2020 г. №2); Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» (Соглашение от 31.01.2020г. № 3).
По результатам проверки составлен акт № 06-02/11-2 от 25.10.2021 года по результатам встречной проверки в МБУ КЦСОН и в отношении Кутузовой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении N 10-12/21-109 от 09.12.2021 года. Решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.12.2019 г. № 511 «О бюджете Ашинского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждены расходы на реализацию муниципальной программы «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района на 2020-2022 годы», а именно на реализацию подпрограммы «Поддержка общественных организаций Ашинского муниципального района на 2017-2022 годы» по коду бюджетной классификации 1003 9014600950 в сумме 995 000 рублей.
Постановлением администрации Ашинского муниципального района от 25.11.2019 г. № 1603 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020- 2022 годы» были внесены изменения в муниципальную программу «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района на 2020-2022 годы» исключив из неё подпрограмму «Поддержка общественных организаций Ашинского муниципального района».
Распоряжением администрации Ашинского муниципального района от 23.01.2020 г. № 69 «О перераспределении бюджетных назначений и лимитов» произведено перераспределение бюджетных назначений и лимитов с кода бюджетной классификации 1003 9014600950 600 (реализация подпрограммы "Поддержка общественных организаций Ашинского муниципального района на 2017-2022 годы") на код бюджетной классификации 1003 8614600950 600 (реализация муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы ") в сумме 995 000 (Девятьсот девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек, данное перераспределение 24.01.2020г. были внесены в сводную бюджетную роспись, что подтверждается реестром уведомлений об изменении бюджетных ассигнований и лимитов на 2020 год от 24.01,2020г. №1111.
После завершения перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов между МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района и тремя общественными организациями были заключены соглашения на предоставление субсидии: Соглашение на предоставление Муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района субсидии для Ашинской районной организации Челябинского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 31.01.2020 г. №1 (на сумму 615000 руб., с учетом дополнительных соглашений на общую сумму 657342 руб.); Соглашение на предоставление Муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района субсидии для Ашинской районного отделения Челябинской области организации Всеросийского общества инвалидов от 31.01.2020 г. №2 (на сумму 230000 руб.); Соглашение на предоставление Муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района субсидии для Челябинской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» от 31.01.2020 г. № 3 (на сумму 150000 руб.). Данные соглашения заключены уже с учетом изменений и перераспределений бюджетных ассигнований и лимитов, а именно целью предоставления субсидии является реализация муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы», что соответствует бюджетным назначениям и лимитам выделенных из бюджета Ашинского муниципального района.
Решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 07.02.2020 г. № 521 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.12.2019 № 511 «О бюджете Ашинского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» внесены изменения в бюджет с учетом перераспределений бюджетных ассигнований.
Распоряжением администрации Ашинского муниципального района от 09.11.2020 г. № 292 «О перераспределении бюджетных назначений и лимитов» произведено увеличение бюджетных назначений и лимитов на код бюджетной классификации 1003 8604600950 600 (реализация муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020- 2022 годы») в сумме 15000 рублей. Распоряжением администрации Ашинского муниципального района от 09.11.2020 г. № 1378 «О перераспределении бюджетных назначений и лимитов» произведено увеличение бюджетных назначений и лимитов на код бюджетной классификации 1003 8604600950 600 (реализация муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы») в сумме 27342 (Двадцать семь тысяч триста сорок два) рубля.
Между Управлением социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района в соответствии с утвержденными увеличениями бюджетных ассигнований и лимитов были подписаны дополнительные соглашения к Соглашению №3/2020 от 09.01.2020 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания от 15.05.2020г. №4, от 25.1 1.2020г. №6, в которых вид субсидии на иные цели указан на реализацию муниципальной программы «Социальная защита населения на территории Ашинского муниципального района» на 2017-2022 года.
Как следует из пояснений лица в отношении которого ведется производство по делу Кутузовой Е.А., ошибка указания муниципальной программы в дополнительных соглашениях привела к искажению информации в документальном виде, а по факту целевые перечисления производились в соответствии с утвержденными целями, а именно на реализацию мероприятий муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы».
Также материалами дела подтверждается, что в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района на основании платежных поручений денежные средства поступали именно по кодам бюджетной классификации 1003 8614600950 600 и 1003 8614600950 600 на реализацию муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений в Ашинском муниципальном районе на 2020-2022 годы».
Действия должного лица Кутузовой Е.А. суд квалифицирует по ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств областного бюджета на иные цели, не предусмотренные соглашением от 09.01.2020 г. №3/2020.
Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье под должностным лицом в настоящем Кодексе, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Кутузова Е.А. на основании трудового договора №05 от 02.02.2018 года является директором МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района.
В соответствии с должностной инструкцией директор МБУ «КЦСОН» за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, несет ответственность в пределах, определенных действующим административным и уголовным законодательством РФ.
Виновность Кутузовой Е.А. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела, в числе которых:
- протокол об административном правонарушении № 10-12/21-109 от 09.12.2021 г., приказ Контрольно – счетной палаты Челябинской области № 321 от 02.09.2021 г. О проведении контрольного мероприятия «проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств при исполнении бюджета Ашинского муниципального района совместно с органом внешнего муниципального финансового контроля Ашинского муниципального района» в срок с 20.09.2021 г. по 12.11.2021 г.; акт № 06-02/11-2 по результатам встречной проверки в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района от 25.10.2021 г.; устав МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ашинского муниципального района и другими исследованными материалами дела.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ вышеперечисленные документы являются достаточными доказательствами по делу, которые получены с соблюдением норм административного законодательства, являются допустимыми, согласуются между собой, а также подтверждаются протоколом об административном правонарушении. Суд считает, что данные, содержащиеся в них, являются объективными и достоверными, реально отражающими картину произошедшего. Каких-либо нарушений при составлении вышеназванных документов не выявлено. Оснований для их исключения не имеется.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд считает вину должностного лица Кутузовой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ - установленной.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не усматривается.
При назначении вида и размера административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Кутузовой Е.А. правонарушения, личность правонарушителя, ее имущественное положение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством суд учитывает совершение Кутузовой Е.А. административного правонарушения впервые, признание вины. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях" следует, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия каких-либо негативных последствий, суд считает при формальном наличии в действиях Кутузовой Е.А. всех признаков состава административного правонарушения, освободить ее от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием, полагая это достаточным для предупреждения совершения Кутузовой Е.А. подобного правонарушения и отвечающего цели восстановления социальной справедливости.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Кутузову <ФИО>6 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить её от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения копии постановления в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Ашинский городской суд.
Председательствующий А.В. Борисюк