ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1130/2023 от 12.01.2024 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 5-15/2024

УИД: 42RS0009-01-2023-010682-06

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 12 января 2024 года

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Прошина В.Б.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Ганова М. В., (паспорт серия ###### выдан **.**.****...), **.**.**** года рождения, ..., ОГРНИП ###, ИНН ###, проживающего по адресу: ..., суд

У С Т А Н О В И Л:

27.11.2023 г. главный государственный инспектор отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 2 Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Пробирной палаты России по СФО) К.А.А. составил протокол о том, что при проведении, в соответствии с распоряжением заместителя руководителя МРУ Пробирной палаты России по СФО Х,Е.И. от 19.10.2023 № 08-02/13, плановой документарной проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении индивидуального предпринимателя Ганова М. В. в проверяемом периоде (30.10.2022 по 29.10.2023) выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил, а именно,в нарушение ст. 5, п. 1 ст. 6, пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, п. 5 Информационного письма Федеральной службы по Финансовому мониторингу "О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 20.09.2021 г. N 63 в проверяемом периоде ИП Гановым М.В. совершались сделки свыше 1000000 рублей, подлежащие обязательному контролю, при этом сведения (сообщения по форме ФЭС-1ФМ) в Росфинмониторинг не направлялись. Также в проверяемом периоде в нарушение пп. 7 п. 1 ст. 7, пп. 3 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ ИП Гановым М.В. проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а так же организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения проводились, но информация о результатах проверок в Росфинмониторинг не направлялась. Следовательно, в проверяемом периоде ИП Гановым М.В. были нарушены требования подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и подпункта 3 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

В судебное заседание ИП Ганов М.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, не явился.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

В силу п. 1 ст. 6, пп. 4 а.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к такому виду операций, как, в том числе, скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно п. 5 Информационного письма Федеральной службы по Финансовому мониторингу "О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 20.09.2021 г. N 63 разъясняется, что обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его. В связи с введением ГИПС ДМДК, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделии из них и лома таких изделий, зарегистрировавшиеся в ней, вправе представлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В силу п. 3 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторы инвестиционных платформ, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранные страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Пунктом 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями установлено, что в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются: а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

Факт совершения ИП Гановым М.В. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств:

- протоколом об административном правонарушении 08-02-23/17 от 27 ноября 2023 года, согласно которому в отношении ИП Ганова М.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

- распоряжением и уведомлением о проведении плановой, документарной проверки ИП Ганова М.В. от 19 октября 2023 года, имеются отметки о вручении 30 октября 2023 года;

- актом проверки органом государственного контроля ИП N 08-02-23/14 от 17 ноября 2023 года, согласно которому в период с 30.10.2022 по 29.10.2023 были выявлены допущенные ИП Гановым М.В. нарушения требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: не было направлено 3 сообщения в Росфинмониторинг по операциям, подлежащим обязательному контролю; проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а так же организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, информация о результатах проверок в Росфинмониторинг не направлялась;

- сведениями о расчетном счете ИП Ганова М.В. по состоянию на 27.11.2023 года;

- справкой по всем сделкам, связанным с реализацией драгоценных металлов, совершенным ИП Гановым М.В. за период с 30.10.2022 по 29.10.2023 г.;

- договором купли-продажи ### от **.**.****, заключенным между ИП Гановым М.В. и ИП ИП П.;

- договором купли-продажи ### от **.**.**** заключенным между ИП Гановым М.В. и ИП ИП Т;

- копиями платежных поручений по договору ### от **.**.**** с ИП ИП П.: ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### о **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****;

- копиями платежных поручений по договору ### от **.**.**** с ИП ИП Т: ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****, ### от **.**.****;

- копией письменных объяснений ИП Ганова М.В.;

- письменным ходатайством ИП Ганова М.В.

Оценивая вышеуказанные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит наличие в действиях ИП Ганова М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ доказанным, поскольку ИП Ганов М.В. не исполнил надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, тем самым допустил нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма".

Все доказательства получены с соблюдением требований закона. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований закона, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических выводов, по материалам дела не усматривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при определении вины юридического лица в совершении административного правонарушения требуется лишь установление того факта, что у соответствующего юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что ИП Ганов М.В. не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства относительно предоставления корректной отчетности в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих контролю.

При этом у ИП Ганова М.В. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с примечанием 1 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

При назначении ИП Ганову М.В. наказания суд, согласно ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание.

Из материалов дела следует, что ИП Ганов М.В. после составления протокола по делу об административном правонарушении выполнил требования Предписания и предоставил запрашиваемую информацию, а также признал свою вину и раскаивается в совершении указанного правонарушения.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное устранение нарушений до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение.

При определении вида и размера административного наказания, судья, учитывает характер совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые и приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ст. 1 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Таким образом, невыполнение Обществом требований Закона N 115-ФЗ создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда, жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ИП Ганова М.В. административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства, как безопасности государства. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Факт принадлежности ИП Ганова М.В. к субъектам малого и среднего предпринимательства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку при отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Руководствуясь ст. 29.9 ч. 1, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ИП Ганова М.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления, о наложении административного штрафа в законную силу в соответствии со следующими банковскими реквизитами:

УФК по Красноярскому краю (МРУ Пробирной палаты России по СФО л/с 0404191F93980), ИНН: 2463120732, КПП 246301001, р/с 03100643000000011900 в Отделение Красноярск Банка России//УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 010407105, КБК 14511601151019002140, УИН ###.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено настоящее постановление по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения, либо получения копии постановления.

Судья В.Б. Прошин

3