ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1133/17 от 29.11.2017 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1133/17

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 ноября 2017 года 180007 <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Заверуха Ю.С., рассмотрев материалы административного дела в отношении перевозчика ООО «ГРАНД» юридический адрес: <адрес>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

**.***.2017 г. в ходе проведенных проверочных мероприятий сотрудниками УГИБДД России по Псковской области, на пункте весового контроля, расположенного в п. Кунья Псковской области было остановлено транспортное средство марки С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №***, под управлением водителя В.В., **.***.**** года рождения, проживающего по адресу: ул.Л., д.№***, д.С., И. р-н, Г. область, Республика Б., <данные изъяты> действующего по доверенности от **.***.2017 г. от имени - юридического лица, выступающего в качестве перевозчика - ООО «Гранд», зарегистрированного по адресу: Россия, г.К., ул. К., д. №***, ИНН: №***.

Из представленных водителем В.В. товаросопроводительных документов следует, что **.***.2017 г. должностным лицом МАПП «Б.» (№***) была открыта таможенная процедура таможенного транзита на транспортное средство марки С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №***.

Согласно товаросопроводительным, документам: CMR №*** от **.***.2017 г., CMR №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., TIR CARNET №***, в транспортном средстве регистрационный номер №***, перемещался товар: «гель для бритья», «станки для бритья», «джем апельсиновый, шоколад, кофе и т. д.».

Отправитель: А.

Получатель: ООО «А.» <адрес>

В качестве таможенного органа назначения определен т/п Ленинградский (10013110) Московской областной таможни. Срок таможенного транзита **.***.2017 г.

В ходе проведенного **.***.2017 г. осмотра полуприцепа К. регистрационный номер №***, было произведено его вскрытие. По результатам осмотра установлено, что в грузовом отделении полуприцепа К. фактически перемещается товар «яблоки» в коробках черного цвета, без маркировочных табличек, массой около 20 000 кг. На данный груз водитель ООО «Гранд» В.В. документов не представил, пояснив, что на транспортном средстве с регистрационными номерами №*** передвигается из г.Ивье, «Гродненская область, Республика Беларусь.

Из объяснений от **.***.2017 г. гражданина В.В., следует, что **.***.2017 г. он выехал из г.Ивье Гродненской обл. РБ около 12 час. 00 мин. на автомашине С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №*** с грузом. Автомашину он забирал на стоянке, документы на товар находились в транспортном средстве. Согласно товаросопроводительным документам перемещался товар: «гель для бритья», «станки для бритья», «джем апельсиновый, шоколад, кофе и т. д.». Товар согласно объяснений был загружен в Литве г.Вильнюс. На территорию РФ он прибыл около 23 час. 00 мин. через границу Себежского района д.Долосцы.

Средства идентификации удалялись сотрудниками УГИБДД России по Псковской области на пункте весового контроля, расположенного в п. Кунья Псковской области, в присутствии двух понятых. Сотрудниками УГИБДД России по Псковской области были изъяты товаросопроводительные документы: CMR №*** от **.***.2017 г., CMR №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., TIR CARNET №*** и переданы в ОРО Псковской таможни для принятия решения в порядке ст. 144- 145 УПК РФ (письмо Муниципального отдела МВД РФ «Великолукский» отделение полиции по Куньинскому району № 34/1 на №12610 от **.***.2017 г.). В том числе постановление «о передаче сообщения о преступлении по подведомственности» и другие материалы проверки КУСП №*** от **.***.2017 г.. ОП по Куньинскому району Псковской области.

Транспортное средство было помещено в ЗТК ООО «Элком-Терминал» <...> для дальнейшего проведения проверочных мероприятий в отношении указанной товарной партии, находящейся под таможенным контролем.

**.***.2017 г. в ОТО и ТК №3 Псковского таможенного поста Псковской таможни поступило сообщение оперативно-розыскного отдела таможни о том, что в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками УГИБДД России по Псковской области, на пункте весового контроля, расположенного в п. Кунья Псковской области было остановлено транспортное средство марки С. регистрационный номер №*** с прицепом- рефрижератором К. регистрационный номер №***, перевозчика ООО «Гранд», под управлением водителя В.В., **.***.**** года рождения, действующего по доверенности от **.***.2017 г., находящееся под таможенной процедурой таможенного транзита, следовавшее из Литвы в Россию г. Москва на т/п Ленинградский (10013110) Московской областной таможни. В ходе проведения проверочных мероприятий в транспортном средстве обнаружен товар - «яблоки свежие».

На основании докладной записки оперативно - розыскного отдела №*** от **.***.2017 г. о необходимости применении профиля риска на основании поручения на досмотр был проведен таможенный досмотр товара, в результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №***), было установлено, что в транспортном средстве №*** перемещался товар: Яблоки свежие красно-желтого цвета, упакованные в идентичных- картонных коробках черного цвета, расположенных на 33 деревянных поддонах (по 48 коробок на каждом поддоне), стянутых стяжными пластиковыми лентами. Общее количество коробок - 1584 шт. (48 коробок* 33 поддона).

На каждой коробке имеется этикетка с указанием: "JABLKO SWIEZE 65 mm+/ ЯБЛОКИ СВЕЖЕЕ, waga netto 12.8 kg, temperatura: +2/+4, Kraj pochodzenia POLSKA/ПОЛЬША, Eksporter: JАNFRUIT SP.Z.o.o, Dabrowka Nowa 8 05-620 Blendow, Sadownik: Pawel Dominiak ul.Ogrodowa 296-323 OSUCHOW, Importer: SP PRIMAK OLGA PAVLOVNA GRODNO, UL.Kabyaka d.l0/2kv,163 Bialorus".

В ходе досмотра произведено полное взвешивание всего товара с упаковкой и поддонами. Вес составил 22084 кг. Средний вес одного пустого деревянного поддона составил 10,7 кг. Общий вес брутто товара в коробках составил 21730,9 кг. (22084 кг- 33 поддона*10.7 кг).

В ходе досмотра произведено выборочное взвешивание 5 пустых картонных коробок из-под яблок. Вес составил 3.3 кг. Общий вес нетто товара, полученный расчетным путем, составил 20685.46 кг (21730.9 кг- 3.3 кг/5 кор. * 1584 кор.) «яблоки свежие», страна происхождения Польша, общим весом брутто 21730.9 кг, общим весом нетто 20685.46 кг.

В ходе таможенного контроля должностным лицом Россельхознадзора был проведен фитосанитарный контроль транспортного средства регистрационные номера №***, которым установлено, что в грузовом отсеке данного транспортного средства перемещается товар - «яблоки свежие» Страна происхождения Польша/POLAND, фитосанитарный сертификат на данный товар отсутствует.

В результате чего, **.***.2017 г. должностным лицом Россельхознадзора принято решение «выпуск запрещен» (Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №*** от **.***.2017 г., выданный Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям). Товар подлежит уничтожению, о чем составлен Акт «О факте изъятия запрещенных к ввозу в РФ подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» №***.

Исходя из результатов фактического контроля и акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.***.2017 г.№***, страна происхождения перемещаемого товара - Польша. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2016 № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и от 24.06.2015 № 320 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 625 от 25.06.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778»)» к подпродукции, включенной в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн (далее Перечень), и которые до 31.12.2017 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию относятся «Фрукты и орехи (код ТНВЭД ЕАЭС 0801-0813)». Таким образом, в отношении товара «яблоки свежие» код ТНВЭД ЕАЭС 0808 10 8002, страна происхождения Польша применяются меры, установленные положениями Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и, соответственно, ввоз на территорию Российской Федерации данного товара не допускается.

Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ), под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации, в результате которого, товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом.

Согласно положений ч. 1 ст. 224 Федерального закона от 27.11.2010 № 311- ФЗ, товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, в том числе выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, в отношении которых не соблюдены действующие в Российской Федерации запреты и ограничения.

Товар «яблоки свежие», страной происхождения которых является Польша, включен в Перечень запрещенной к ввозу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установленный Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и от 24.06.2015 № 320 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 625 от 25.06.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778»)», запрещен к ввозу в Российскую Федерацию на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», изданного в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности».

Ввоз на территорию Российской Федерации товара «яблоки свежие» в транспортном средстве, регистрационный номер №*** осуществлен водителем В.В., действующим от имени - юридического лица, выступающего в качестве перевозчика ООО «Гранд», зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Таким образом, перевозчиком ООО «Гранд», зарегистрированным по адресу: <адрес>, были не соблюдены установленные на основании Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» запреты на ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Представители перевозчика ООО «Гранд» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании пояснили, что ООО «Гранд», как перевозчик, не осуществлял ввоз на территорию ЕЭС товара «яблоки свежие» страна происхождения Польша. Подмена товара по товаросопроводительным документам « на яблоки свежие» произошла по личной инициативе водителя В.В., в целях подзаработать. Какого-либо отношения к перегрузке должностные лица ООО «Гранд» не имеют. Водитель В.В. самостоятельно отключил систему ГЛАНАСС, затем выгрузил груз, находящийся под процедурой таможенного транзита, загрузил яблоки, страна происхождения Белоруссия, и повез указанный груз в г. Москва. Яблоки белорусские, а не польские, находились яблоки в коробках, изготовленных в республики Беларусь. Откуда на ящиках могла появиться маркировка Польша, они не знают. Кроме того, в материалах дела акт опроса водителя В.В. поддельный. Подписи в данном документе не принадлежат В.В., отсутствуют записи, сделанные им и представителем ООО «ГРАНД ФИО1 собственноручно. Никакого отношения ООО «Гранд» к перевозке груза в виде «яблок свежих» не имеет. Вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, ООО «Гранд» не признает, поскольку перевозка яблок осуществлялась без ведодома руководства транспортного предприятия.

Представители Псковской таможни доводы протокола об административном правонарушении поддержали, полагали, что вина перевозчика ООО «ГРАНД» в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию доказана. Просили назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.

Свидетель В.В. в судебном заседании пояснил, что он в **.***.2017 г. работал в должности водителя в ООО «ГРАНД», ему поручили осуществить перевозку груза, по пути следования с грузом, от незнакомых ранее ему лиц он получил предложение заработать. В связи с чем, выгрузил груз, указанный в товаросопроводительных документах, и оставил его под расписку на территории стоянки. Ему в прицеп автомашины загрузили яблоки в ящиках черного цвета без маркировки производства республики Беларусь. Данные груз он повез в г. Москва, предварительно отключив на автомашине систему оповещения ГЛАНАСС. По пути следования он был задержан сотрудниками ГИБДД, которые изъяли у него документы, вскрыли машину и отправили его и транспортное средство с грузом в отдел полиции, затем в зону таможенного контроля в г. Псков.

Свидетель Л.И. пояснил, что состоит в должности <данные изъяты>, в **.***.2017 г. он с напарником С.Д., нес службу на 437 км. вблизи п. Кунья, где ими было задержано транспортное средство марки С. по факту несоответствия веса груза фактического и указанного в товаросопроводительных документах. Расхождение составило около 12 тонн. В связи с чем, ими было осмотрено транспортное средство, и выявлено, что вместо указанного в товаросопроводительных документах груза, находятся яблоки в ящиках черного цвета. Ими был составлен акт осмотра, рапорт, после чего транспортное средство и документы были переданы в отдел полиции Куньинского района.

Свидетель С.Д., <данные изъяты>, дал в судебном заседании аналогичные показания свидетелю Л.И.

Свидетель Г.А. в судебном заседании пояснил, что состоит в должности <данные изъяты>, в настоящее время осуществляется взаимодействие различных структур, в том числе ФСБ, полиции, таможни и других правоохранительных органов, с целью выявления ввоза на территорию РФ санкционных товаров. Из сообщения сотрудников ГИБДД ему стало известно о ввозе на территорию РФ товара, не указанного в товаросопроводительных документах, на транспортном средстве, находящимся под процедурой таможенного транзита. После проведения проверки, в ходе таможенного досмотра, было установлено, что данный товар – яблоки, является санкционным, следовательно, запрещен к ввозу на территорию РФ, в результате чего было принято решение об его уничтожении.

Свидетель К.В. в судебном заседании пояснила, что состоит в должности <данные изъяты> инспектор А.А., работает в её отделе, им подписан акт об уничтожении санкционного товара- яблоки происхождения Польша. Решение по данному вопросу принимала непосредственно она. Из материалов, находящихся в Управлении по данному вопросу, ей известно о том, что в **.***.2017 г. оперативными сотрудниками Псковской таможни было осмотрено транспортное средство с грузом- яблоки. На упаковке – ящиках, в которых находились – яблоки, была маркировка, указывающая страну происхождения данного товара, а именно яблоки - страна происхождения Польша. На основании исследованных данных, в присутствии незаинтересованных лиц был составлен и подписан акт об уничтожении товара. Яблоки были уничтожены механическим способом в Островском районе Псковской области.

Свидетель А.А., <данные изъяты>, дал аналогичные показания свидетелю К.В.

Свидетель И.Д. в судебном заседании пояснил, что состоит в должности <данные изъяты>, он лично опрашивал водителя В.В. в присутствии представителя ООО «ГРАНД» ФИО3 Никаких собственноручных записей опрашиваемое лицо в акте опроса не делали, водитель только ставил свои подписи в указанных местах. Представитель ООО «ГРАНД» не мог что-либо написать либо поставить свои подписи в акте опроса В.В. поскольку не являлся опрашиваемым лицом. После составления документа, он передал его в отдел административных расследований.

Свидетель Ж.Ю. пояснил, что состоит в должности <данные изъяты>, он проводил таможенный досмотр груза- яблоки, перевозимого в транспортном средстве С. водителем ФИО4 при досмотре выгружался. При выгрузке было обнаружено, что на каждой коробке имеется заводским способом приклеенная маркировка, содержащая информацию о том, что яблоки – страна происхождения Польша.

Заслушав представителей ООО «ГРАНД», представителей Псковской таможни, свидетелей, исследовав материалы административного дела, а именно: : товаросопроводительные документы (CMR №*** от **.***.2017 г., CMR №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., инвойс №*** от **.***.2017 г., TIR CARNET №***, в транспортном средстве регистрационный номер №***), акт таможенного досмотра №***, материалы проверки КУСП - №*** от **.***.2017 г. и другие документы, находящиеся в материалах дела об АП №***, суд считает, что вина перевозчика ООО «ГРАНД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию установлена.

В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 ТК ТС перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза.

На основании п.1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пп.1 п.1 ст.159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет, в том числе сведения: - о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.

В силу п.2 ст.159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с п.1 ст.152 ТК ТС.

Запрет на ввоз в Российскую Федерацию определенных товаров, установленный постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» является мерой регулирования, затрагивающей внешнюю торговлю товарами, введенной исходя из национальных интересов Российской Федерации.

Понятия «ввоз товаров», «запреты и ограничения», «меры нетарифного регулирования» применительно к случаям перемещения товаров из третьих стран на таможенную территорию Таможенного союза раскрыты в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Так, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Под мерами нетарифного регулирования понимается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 г. «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если эти меры необходимы для обеспечения обороны и безопасности.

Статьей 8 данного Соглашения установлено, что в исключительных - случаях Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев, после создания единой таможенной территории. При этом Стороны, не применяющие такие меры, предпринимают усилия, необходимые для предотвращения ввоза товаров на таможенную территорию государства Стороны, применяющей эти меры, из третьих стран либо вывоза товаров в третьи страны в обход указанных мер. Порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов (статья 7) и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами (статья 8), включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли, определяются отдельными соглашениями.

Такой порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами установлен Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 09.06. 2009 г.

Согласно ст. 9 Соглашения от 09.06. 2009 г. на основании полученного от Стороны уведомления о введении в одностороннем порядке временных мер Комиссия незамедлительно иинформирует таможенные органы государств Сторон о введении одной из Сторон в Одностороннем порядке временных мер. После получения такой информации таможенные органы государств Сторон не допускают ввоз товаров предназначенных для государства Стороны, применившей в одностороннем порядке временные меры, без лицензии, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства указанной Стороны. При этом Стороны, не применяющие временные меры, предпринимают необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза этих товаров на территорию государства Стороны, применившей временные меры.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, исправленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.

Таким образом, на законодательном уровне Таможенного союза определен и регламентирован механизм введения страной, участницей Таможенного союза односторонних запретов и ограничений экономического характера на ввоз товаров из третьих стран, а также порядок действий в этом случае органов Таможенного союза и органов исполнительной власти остальных государств - участников Таможенного союза. При этом, при введении страной, участницей Таможенного союза односторонних запретов и ограничений экономического характера, меры, направленные на соблюдение режима таких запретов и ограничений определяются на основании национального законодательства Страны, участнице Таможенного союза, вводящей данные запреты и ограничения.

Указанными межгосударственными соглашениями, составляющими нормативно-правовую базу Таможенного союза, не установлена обязанность Сторон, не вводивших односторонние запреты и ограничения экономического характера, не допускать товары, попавшие под такие запреты или ограничения, на свой внутренний рынок для внутреннего потребления. В этом случае, остальные Страны, участницы Таможенного союза, предпринимают необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза этих товаров на территорию государства Страны участницы, применившей временные меры нетарифного регулирования.

На уровне национального законодательства правоотношения в таможенной сфере урегулированы Федеральным законом от 27.11.2010 N ЗП-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, оставляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного Союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом.

Как определено ст. 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статьей 12 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации является функцией (обязанностью) таможенных органов.

Таким образом, соблюдение запрета на ввоз в Российскую Федерацию товара «яблоки свежие», страной происхождения которых является Польша, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 г. N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.06.2016 г. N 305 «О продлении действия отдельных социальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» обеспечивается таможенными органами на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Согласно статье 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Федеральным законом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 установлен запрет на их ввоз, не освобождает лицо, совершающее какие-либо операции с такими товарами на территории какой-либо страны участницы Таможенного союза с целью перемещения их в Российскую Федерацию от обязанности по соблюдению данного запрета, в связи с чем факт выпуска таких товаров для внутреннего потребления таможенным органом Страны, участницы Таможенного союза (за исключением Российской Федерации), не имеет правового значения для определения наличия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

При этом для определения наличия объективной стороны данного административного правонарушения, ключевое значение, в этом случае, имеет определение страны происхождения и установление факта его ввоза на территорию Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Единых правил определения страны происхождения товаров, введенных Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров", товарами полностью произведенными в данной стране, считается продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране.

Согласно п. 12 Единых правил определения страны происхождения товаров, упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара.

При этом, в п. 4 Единых правил определения страны происхождения товаров особо установлено, что не изменяют страну происхождения товаров, поскольку не отвечают критериям достаточности переработки операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки; операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разработке и сборке упаковки.

Таким образом, операции совершаемые лицами в Республике Беларусь по хранению, по подготовке к продаже и транспортировке товара «яблоки свежие» собранного в Польше не меняют страны его происхождения, в связи с чем загрузка товара «яблоки свежие» страной происхождения которой является Польша с овощной базы в Республике Беларусь с целью их ввоза в Российскую Федерацию, является нарушением установленного в Российской Федерации запрета на ввоз такого товара в той же мере, что и при ввозе товара «яблоки свежие» в Российскую Федерацию непосредственно из Польши.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» под маркировкой пищевой продукции понимается информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Согласно п.4.1. Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, наименование пищевой продукции; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождение импортера).

Доводы представителей ООО «ГРАНД» о том, что водителем В.В. перевозился товар - яблоки происхождения республики Беларусь, упакованные в ящики производства Беларусь, а не яблоки - страна происхождения Польша являются необоснованными, поскольку, согласно исследованным материалам дела и показаниям свидетелей, на ящиках присутствовала маркировка страна происхождения Польша, которая была выполнена заводским способом. Иной опознавательной информации на грузе не было.

л.

Таким образом, в результате анализа соответствия упаковки и маркировки товара приведенным выше положениям Единых правил определения страны происхождения товаров, Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», польское происхождение товара «яблоки свежие», находившегося транспортном средстве марки С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №***, принадлежащем ООО «Гранд» под управлением водителя В.В., каких-либо объективных сомнений не вызывает. В связи с изложенным, нахожу страну происхождения данного товара Польша - установленной.

11


Установленным является и факт ввоза в Российскую Федерацию из Республики Беларусь товара «яблоки свежие» страной происхождения Польша на транспортном средстве марки С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №***, принадлежащем ООО «Гранд» под управлением водителя В.В., поскольку обнаружение указанного транспортного средства произведено на территории Российской Федерации в результате проведенных проверочных мероприятий сотрудниками УГИБДД России по Псковской области, на пункте весового контроля, расположенного в п. Кунья Псковской области, что также подтверждается материалами указанных контрольных мероприятий, показаниями водителя транспортного средства В.В.

Утверждения представителей юридического лица ООО «Гранд» о том, что подписи в акте опроса выполнены не В.В., а от его имени другим лицом, не имеют существенного значения для рассмотрения данного дела, так как свидетель В.В. дал свидетельские показания по существу дела, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, непосредственно в судебном заседании, при этом В.В. в суде подтвердил факт опроса его сотрудником таможенного органа именно **.***.2017 г. в помещении Псковской таможни Обстоятельств, свидетельствующих о выполнении подписей в данных документах от имени В.В. иным лицом, по делу не установлено. Свидетель И.Д., проводивший опрос водителя В.В., будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в судебном заседании пояснил, что представитель ООО «ГРАНД» не мог сделать каких либо записей и расписаться в акте опроса В.В., поскольку не является опрашиваемым лицом. Кроме того, и сам В.В. не делал каких либо записей, только расписывался. Оснований не доверять показаниям свидетеля И.Д. у суда не имеется, поскольку какой-либо заинтересованности со стороны свидетеля в судебном заседании не установлено.

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

Трудовые отношения характеризуются тем, что работник действует в интересах и под контролем работодателя.

Использование водителем В.В. при принятии решения о перемещении по договоренности с каким-либо лицом и перемещении на территорию Российской Федерации товара «яблоки свежие» страна происхождения Польша с использованием транспортного средства марки С. регистрационный номер №*** с прицепом-рефрижератором К. регистрационный номер №***, принадлежащего ООО «Гранд» и являющегося для водителя В.В. рабочим местом, вопреки доводам законного представителя ООО «ГРАНД», не позволяет считать действия водителя В.В. по перевозке данного товара произошедшими вне трудовых отношений с предприятием. При этом отсутствие должного контроля со стороны руководства предприятия за действиями своих работников с использованием имущества работодателя не может служить обстоятельством, объективно исключающим наличие вины предприятия в совершении административного правонарушения.

Причинами и условиями, способствовавшими совершению правонарушения, является ненадлежащая организация со стороны ООО «Гранд» контроля при перевозках товаров в пределах государств - участников Таможенного союза за соблюдением установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации запретов на ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП России, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать законы. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Таким образом, вина перевозчика ООО «ГРАНД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, установлена.

При назначении наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающих вину обстоятельств и наличие отягчающего вину обстоятельства (повторное привлечение ООО «ГРАНД» к административной ответственности по Главе 16 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать перевозчика ООО «ГРАНД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения-товара.

Разъяснить ООО «ГРАНД», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Предложить ООО «ГРАНД» представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Разъяснить ООО «ГРАНД», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Процессуальных издержек по делу не имеется.

Вещественные доказательства: - документы, приобщенные к материалам дела №*** об административном правонарушении (копии товаросопроводительных документов, акт таможенного досмотра №***, материал проверки КУСП - №*** от **.***.2017 г.),

- пломба №***, хранить при деле в течении всего срока его хранения.

Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701

БИК 044501002

Получатель: ИНН <***> КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счёт получателя: 40101810800000002901

КБК 15311009000010000180

ОКТМО 45328000

Код таможни: 10209000

УИН штрафа: 15310102090001462176

УИП нарушителя: 23904089167390601001

Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 10209000-1462/2017 для Псковской таможни

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции {VO70010}.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередь платежа.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Постановление вступило в законную силу «___» _______ 201 года.

Мотивированное постановление изготовлено **.***.2017 г..

Судья И.В. Тимофеева