Дело № 5-1133/2020
Протокол об АП № 10209000-1259/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
17 августа 2020 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», данные изъяты, ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
** ****2020 в 1 час 5 минут на железнодорожную станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда №** (индекс поезда №**) прибыл железнодорожный вагон №**, следовавший из России в Латвию.
В 2 часа 15 минут ** ****2020 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены: декларация на товары №**, железнодорожная накладная №** от ** ****2020, досылочная ведомость №**, фитосанитарный сертификат №** от ** ****2020.
В соответствии с представленными товаросопроводительными документами в указанном вагоне перемещался товар «семена подсолнечника», код товара 1206009900 ТН ВЭД ЕАЭС, вес брутто 41250 кг. Страна происхождения – Россия.
Отправитель товара - АО «И.», данные изъяты.
Получатель: ООО «Т.», данные изъяты.
Перевозчик: ОАО «РЖД», данные изъяты
При проведении документарной проверки должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь установлено, что фитосанитарный сертификат №** от ** ****2020, представленный перевозчиком ОАО «РЖД», выдан на партию товара «семена подсолнечника», перемещаемую в железнодорожном вагоне №**.
Фитосанитарный сертификат на партию товара «семена подсолнечника», перемещаемую в железнодорожном вагоне №** по ТТН 28805311 (ДС) от ** ****2020, основная отправка ТТН 28784189 от ** ****2020, прибывшего в составе грузового поезда №**, в комплекте документов, представленных перевозчиком, отсутствовал.
** ****2020 должностным лицом таможенного органа – т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос №** о необходимости предоставления фитосанитарного сертификата на партию товара «семена подсолнечника» перемещаемую в железнодорожном вагоне №**, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
1. Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);
2 Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение о контроле).
Товар «семена подсолнечника» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения о контроле в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В соответствии с п. 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Основные требования и руководства для подготовки и выдачи фитосанитарных сертификатов изложены в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011года (далее – Международный стандарт).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015 (далее – Постановление № 995) утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, которые устанавливают порядок осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».
В соответствии с п. 3. Постановления № 995 контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.
Согласно п. 4 Постановления № 995 по результатам документарной проверки должностное лицо таможенного органа принимает решение о разрешении вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции либо о запрете такого вывоза.
В ходе проведенного таможенного досмотра в соответствии с актом таможенного досмотра №** подтвержден факт перемещения заявленного товара в вагоне №**.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при вывозе подкарантинной продукции «семена подсолнечника» с территории РФ в Латвию не предоставлен фитосанитарный сертификат, необходимый для целей подтверждения безопасности вывозимого товара в части карантинных фитосанитарных требований.
** ****2020 г. в отношении ОАО «РЖД» по факту административного правонарушения, выразившегося в несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.
Определением от ** ****2020 г. дело передано на рассмотрение в Псковский городской суд.
Представитель ОАО «РЖД», будучи надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменной позиции по делу не представил.
Представитель Псковской таможни полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела, просила назначить наказание в пределах санкции статьи.
Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при убытии товаров с таможенной территории Союза независимо от вида транспорта перевозчиком предоставляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 и п. 3 статьи 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» были нарушены требования, установленные ст.ст. 7, 92 ТК ЕАЭС относительно соблюдения запретов и ограничений и предоставления таможенному органу документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении вывозимого товара, установленные Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 №318, Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293,Постановлением Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015.
Вина ОАО «РЖД» подтверждается копиями документов - декларация на товары №**, железнодорожная накладная №** от ** ****2020, досылочная ведомость №**, фитосанитарный сертификат №** от ** ****2020, копия акта таможенного досмотра №** и другими материалами дела.
Обсуждая вопрос о наличии вины фирмы-перевозчика в предоставлении указанных недостоверных сведений, судья исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая действия перевозчика ОАО «РЖД» судья принимает во внимание, что юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере международных грузоперевозок, в том числе, и на территории Таможенного Союза, и не могло не знать о требованиях действующего национального законодательства, однако перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений в области таможенного дела.
Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, судья приходит к выводу о том, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установлена.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, оснований для освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающее ответственность обстоятельство – повторное совершение однородного правонарушения и полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России, <...>, БИК 044501002, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40101810800000002901 КБК 15311604000016000140 ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000, УИН 15310102090001259206. Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 5-1133/2020 (протокол об АП № 10209000-1259/2020 для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок Вы вправе представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2020 года.
Судья /подпись/ Т.И. Семенова