УИД 47RS0005-01-2022-000449-27
Дело № 5-1134/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Выборг 31 августа 2022 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО «РЖД» по доверенности 78 Аб 9551726 от 20.01.2021 ФИО3,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») ИНН <***> ОГРН <***> КПП 770801001 дата регистрации 23.09.2003 (Россия, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2),
у с т а н о в и л:
юридическое лицо перевозчик ОАО «РЖД» сокрыло товар от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза), то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.
06.08.2021 в 17 часов 07 минут на станции Светогорск ЖДПП Бусловская в ходе проведения сотрудниками ПУ ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, службы в г. Выборге осмотра грузового железнодорожного состава № 3719, двигавшегося по выезду из РФ, в верхней части хребтовых балок путем крепления при помощи магнитов к раме железнодорожных вагонов типа «платформа» №№ 42385013, 42366328, перевозимых груз «древесина не обработанная», были обнаружены и изъяты следующие товары:
Сигареты марок «Marlboro (красный)», «Marlboro Gold Lights», «Winston Superslim», «Queen menthol» в 4 полиэтиленовых мешках черного цвета, общим количеством 1428 пачки.
В соответствии с п.1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет следующие документы и сведения (далее - ТСД): транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с п. 45 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.03.2010 N 16540) (далее - Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31) за 1 час до прибытия поезда дежурный по железнодорожной станции и уполномоченный работник перевозчика информируют комиссию о количестве и типе вагонов в поезде, характере грузов и товаров, перевозимых через государственную границу в объеме полученной от сопредельной железнодорожной администрации поездной передаточной ведомости (далее - ППВ).
В соответствии с п. 49 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 после прибытия поезда уполномоченный работник перевозчика с разрешения старшего пограничного наряда получает от локомотивной бригады перевозочные и товаросопроводительные документы, обрабатывает их и распечатывает ППВ в количестве экземпляров, установленном пограничным железнодорожным соглашением между Российской Федерацией и сопредельным государством.
В соответствии с п. 50 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 после обработки перевозочные и товаросопроводительные документы передаются вместе с ППВ в подразделениях таможенного органа для выполнения контроля документов с занесением времени передачи документов в журнал приема-сдачи документов.
В зону таможенного контроля железнодорожной станции Светогорск таможенного поста ЖДПП Бусловская Выборгской таможни, расположенной по адресу: 188900, <...>, лит. А, 06.08.2021 прибыл грузовой поезд № 3719, поездная передаточная ведомость (далее - ППВ) № 4953, следующий из России в Финляндию, в составе которого находились железнодорожные платформы №№ 42385013, 42366328 с товаром «лесоматериалы из «березы».
Агентом по передаче груза ОАО «РЖД», согласно статьи 92 и пункту 4 статьи 89 ТК ЕАЭС, 06.08.2021 в 14 часов 27 минут были представлены для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля ТСД на железнодорожные платформы №№ 42385013, 42366328: декларация на товары (далее - ДТ) № 10228010/220721/0330773, ведомости вагонов к железнодорожной накладной № 52101016, 52110170, отгрузочная спецификация № 06, 07 от 15.07.2021.
По ДТ № 10228010/220721/0330773 от отправителя/экспортера ООО «АРТ-ЛЕС» (197341, <...>, лит. Б, оф. 24) в адрес получателя СТОРА ЭНСО (55100, Финляндия, г. Имотра, Хеикинкату 1), на железнодорожных платформах №№ 42385013, 42366328 перемещались товары: лесоматериалы из березы, общим объемом 123,63 куб. метров с корой.
Перевозчик ОАО «РЖД» фактически владел перемещаемыми товарами, до вступления в правоотношения с таможенным органом по совершению таможенных операций в отношении товаров при их убытии с таможенной территории ЕАЭС, принятых к международной перевозке железнодорожным транспортом, допустил доступ третьих лиц к железнодорожному составу, убывающему в Финляндию, что привело к возможности размещения товаров на внутренних частях наружных и внешних конструктивных рам ж/д платформ №№ 42385013, 42366328, не обеспечил принятия должных мер по проведению коммерческих и технических осмотров вагонов, что привело к незаконному перемещению перевозчиком ОАО «РЖД» товаров в виде их сокрытия от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
Руководствуясь требованиями ст. 27.10 КоАП РФ, протоколом изъятия вещей и документов от 26.08.2021 в качестве предмета АП был изъят товар: 1.сигареты торговой марки «Marlboro» (красный) без акцизных марок – 1107 пачек, 2. сигареты торговой марки «Marlboro Gold Light» без акцизных марок – 41 пачка, 3.сигареты торговой марки «Queen Menthol» c акцизными марками Республики Беларусь – 129 пачек, 4.сигареты торговой марки «Winston Superslim», без акцизных марок – 151 пачка. Всего перемещалось 1428 пачек.
Нормами международного права именно на ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению перемещения товаров от отправителя в адрес получателя, в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, а также по недопущению незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Следовательно, при проведении таможенного контроля установлено, что перевозчик ОАО «РЖД», ИНН <***>, сокрыл товары от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.1 КоАП России.
В судебном заседании защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 полагала, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, признается сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
Из положений указанной нормы следует, что субъективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно пп. 45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товарами является любое движимое имущество.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен.
Под сокрытием в данном случае понимается утаивания товаров, т.е. их физическое размещение в местах, не предназначенных для их транспортировки с использованием дополнительных креплений (магнитов), что затрудняет их обнаружение.
Согласно п. 2 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру.
Согласно п. 5 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза могут быть вывезены с таможенной территории Союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.
Указанными нормами международного права именно на ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению перемещения товаров от отправителя в адрес получателя, в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, а также по недопущению незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Следовательно, при проведении таможенного контроля установлено, что перевозчик ОАО «РЖД», ИНН <***>, сокрыл товары от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.1 КоАП России.
Событие и состав административного правонарушения подтверждают следующие доказательства: сообщение о наличии состава АП от 17.08.2021; протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 06.08.2021; копия поездной ведомости №4953; копия декларации на товар №10228010/220721/0330773; копия отгрузочной спецификации №6 от 15.07.2021; копии актов таможенного осмотра №№10206022/060821/000081, 10206622/060821/000082, 10206022/060821/000083, 10206022/060821/000084; протокол изъятия вещей и документов от 26.08.2021; определение о назначении товароведческой экспертизы от 29.11.2021; заключение эксперта ЭКС ЦЭКТУ №12402080/0037679 от 24.12.2021; протокол опроса в качестве свидетеля приемосдатчика груза от 08.12.2021 гражданки РФ ФИО1., согласно которому следует, что в ее должностные обязанности входит проведение коммерческого осмотра составов, т.е. это осмотр вагонов и товара на наличие неисправностей груза. Гр. РФ ФИО1 проводился осмотр железнодорожного состава № 3719, а именно железнодорожных вагонов типа «платформа» № 42385013 и № 42366328, двигавшегося по выезду из РФ. Данный осмотр подвижного состава проводился на наличие посторонних предметов (мусора) на вагонах. В ходе проведения указанного осмотра сокрытый товар под вагонами № 42385013 и № 42366328 не был выявлен; протокол опроса от 24.12.2021 в качестве свидетеля приемосдатчика груза гражданки РФ ФИО2., согласно которому следует, что в ее должностные обязанности входит проведение коммерческого осмотра составов, т.е. это осмотр вагонов и товара на наличие неисправностей груза. Гр. РФ ФИО2 проводился осмотр железнодорожного состава № 3719, а именно железнодорожных вагонов типа «платформа» № 42385013 и № 42366328, двигавшегося по выезду из РФ. Данный осмотр подвижного состава проводился на наличие посторонних предметов (мусора) на вагонах с двух сторон. В ходе проведения указанного осмотра сокрытый товар под вагонами № 42385013 и № 42366328 не был выявлен; иные материалы дела об АП.
Согласно заключению эксперта ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт - Петербурга от 24.12.2021 №12402080/0037679 рыночная стоимость товара (сигарет, общим количеством 1428 пачек), являющегося предметом административного правонарушения, на внутреннем рынке РФ по состоянию на 06.08.2021 составила 267 983,44 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать законы. То есть, вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требования закона.
Материалами данного дела об административном правонарушении доказано, что ОАО «РЖД» сокрыло от таможенного контроля товары при их перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в местах, не предназначенных для транспортировки или хранения товаров, доступ в которые затруднен.
Принимая во внимание изложенное, учитывая стоимость сокрытого товара, соразмерность наказании содеянному, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, без конфискации транспортного средства (вагона), явившегося орудием совершения административного правонарушения, что в данном случае сможет обеспечить достижение целей наказания и выполнение задач законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16.2, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
юридическое лицо ОАО "Российские железные дороги" ИНН <***> ОГРН <***> КПП 770801001 дата регистрации 23.09.2003 (Россия, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения: 1.сигареты торговой марки «Marlboro» (красный) без акцизных марок – 1107 пачек, 2. сигареты торговой марки «Marlboro Gold Light» без акцизных марок – 41 пачка, 3.сигареты торговой марки «Queen Menthol» c акцизными марками Республики Беларусь – 129 пачек, 4.сигареты торговой марки «Winston Superslim», без акцизных марок – 151 пачка. Всего перемещалось 1428 пачек и хранящейся на ответственном хранении в КХВД Выборгской таможни РФ, 188800, <...>), по вступлению постановления в законную силу передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения, вручения копии постановления.
Судья М.В. Прокопьева