ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1137/2021 от 14.10.2021 Печорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-1137/2021

11RS0004-01-2021-002765-30

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Печорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Васевчик Е.П.

при секретаре Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 14 октября 2021 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, расположенного по адресу: 169600, Республика Коми, г.Печора, п.Миша-Яг, ИНН №..., ОГРН <***>, ОКПО 08831746, дата регистрации в качестве юридического лица 30.10.2002, сведений о привлечении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности в деле не имеется,

У С Т А Н О В И Л:

16.09.2021 Печорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советником юстиции ФИО1 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица: Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №49 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми».

17.09.2021 указанное постановление и материалы административного дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Печорский городской суд Республики Коми.

В судебном заседании Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1 в судебном заседании настаивал на привлечении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, федерального казенного учреждения «Исправительная колония №49 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее - ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми) ФИО2, действующая на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, указав, что к административной ответственности следует привлекать не юридическое лица, а должностных лиц администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, непосредственно виновных в неисполнении предписания прокурора.

Заслушав пояснения лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере установленного порядка исполнения требований прокурора. Правонарушение может совершаться как путем бездействия (что является наиболее типичным), так и в виде действия (например, запрет должностного лица на предоставление подчиненными документов и иных материалов прокурору). Состав является формальным (наличие правонарушения определяется независимо от наступления вредных последствий).

В силу требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В силу частей 1, 3 статьи 27 названного Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в июле 2021 года Печорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных проверки в порядке надзорной деятельности, а также по жалобе осужденного ФИО3, отбывающего наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-49, в деятельности администрации ФКУ ИК-49 были выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации., а именно:

- из бандероли 1 класса, поступившей на имя ФИО3 01.04.2020 от ФИО4 весом 1,534кг., в нарушение требований ч.ч. 8 и 9 УИК РФ и п. 97 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, были изъяты носки шерстяные - 2 пары, шоколад «Бабаевский» - 1 шт., клей силикатный - 1 шт., скотч - 1 шт., клей-карандаш - 1 шт., паста для шариковой ручки (стержни) - 30 шт., травяной сбор - 3 уп.;

- в нарушение п. 16 и п. 22 Приложения № 1 к ПВР ИУ и ч.1 ст. 115 УИК РФ 22 03.07.2021, 05.07.2021 и 14.07.2021 установлены факты использования осужденными вещей, которые запрещено изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах и бандеролях либо приобретать;

- 03.07.2021 во время проведения футбольных соревнований отряды №№ 6 и 9, в которых содержатся осужденные, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, находились в общей массе с осужденными отрядов №№ 3 и 5, в которых содержатся лица, осужденные к лишению свободы впервые, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 80 УИК РФ;

- в нарушение требований ч. 1 ст. 117 УИК РФ ненадлежащим образом проведена проверка по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным ФИО5, что послужило основанием для отмены 06.07.2021 Печорским специализированным прокурором постановления врио начальника ФКУ ИК-49 от 16.06.2021 о применении в отношении осужденного меры взыскания в виде объявления выговора;

- 05.07.2021 установлено, что в нарушение требования Приложения № 8 к ПВР ИУ перенос картотеки личных лицевых счетов осуществлялся осужденным ФИО6, отбывающим наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-49;

- в нарушение ч. ч. 2 и 3 ст. 175 УИК РФ администрацией ФКУ ИК-49 12.07.2021 в судебное заседание по рассмотрению Печорским городским судом ходатайства о замене неотбытой части наказания осужденного ФИО7, представлена характеристика от 08.07.2021, в которой не отражены сведения об обучении осужденного в период отбывания наказания в ФКУ ИК-49, в том числе не указано получение профессии «подсобный рабочий 1 разряда», несмотря на наличие в личном деле соответствующего свидетельства.

В связи с выявленными нарушениями 14.07.2021 в адрес начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Печорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление №17-04-2021/576 с указанием о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении сотрудников учреждения, в том числе руководящего состава, непосредственно ответственных, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Кроме того, в указанном представлении Печорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено требование об уведомлении прокуратуры о времени и месте рассмотрения представления, а так же сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в установленный законом месячный срок, с приложением копии протокола оперативного совещания.

Представление Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №17-04-2021/576 от 14.07.2021 поступило в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми 20.07.2021.

В связи с неисполнением требований прокуратуры 27.08.2021 в адрес ФКУ ИК-49 направлено требование о представлении указанной в представлении №17-04-2021/576 информации.

Ответ на требование поступил в прокуратуру нарочно 03.09.2021, однако информации о результатах рассмотрения представления прокурора не содержит. По состоянию на 13.09.2021 указанная информация в адрес прокуратуры не поступила.

Как следует из справки представленной ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, представленной в материалы дела, представление Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №17-04-2021/576 от 14.07.2021, отписано руководителем учреждения для проведения проверки и дачи ответа в установленный срок начальнику производственного отдела майору внутренней службы ФИО8

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9 суду пояснили, что причиной несвоевременного исполнения требований прокурора послужил отпускной период и нехватка сотрудников в отделе.

При этом, факт неисполнения установленных в представлении Прокурора требований не отрицался представителями ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.

Эти обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, полученными в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Таким образом, факт совершения ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности принятия мер, направленных на недопущение вмененного юридическому лицу административного правонарушения, материалы дела не содержат.

На основании имеющихся доказательств судья приходит к выводу о доказанности вины юридического лица ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

При этом, доводы представителя ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о необходимости привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц, судом не принимаются, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств, освобождающих ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми от административной ответственности (ст.2.9 КоАП РФ), и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ), не установлено.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок государственного управления.

Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Назначение административного наказания должно соотноситься с общественной опасностью совершенного правонарушения, противоправной направленностью совершенных действий, должно быть направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению требований законодательства, и отвечать принципам соразмерности и справедливости.

Принимая во внимание отсутствие сведений о привлечении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми ранее к административной ответственности за нарушение требований прокурора, отсутствие отягчающих обстоятельств, фактические обстоятельства несоблюдения юридическим лицом требований, имущественное положение учреждения, его финансирование за счет средств бюджета, учитывая, что санкция ст.17.7 КоАП РФ, судья приходит к выводу о возможности назначения ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., что будет соответствовать целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф зачислить по следующим реквизитам:

УФК по Республике Коми (Прокуратура Республики Коми, л/сч № <***>) ИНН: №... КПП: 110101001

Расчетный счет: <***>

Банк: Отделение - НБ Республика Коми, г. Сыктывкар

БИК: 048702001

КБК: 415 116 90010 01 6000 140

Код: ОКТМО 87 701 000

В назначении платежа следует указывать: КД 415 116 90010 01 6000 140,

постановление №... от **.**.**

ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК, 169600, **********-Яг.

В соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При этом согласно ч.3 ст.32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организации.

Неуплата административного штрафа в срок, установленный ст.32.2 ч. 1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.П. Васевчик

В полном объеме постановление изготовлено 19.10.2021