ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-113/2013 от 16.12.2013 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

                                                                                                                   Дело № 5-113/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Ульяновск                                                                                        16 декабря 2013 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Ульяновска Буделеев В.Г.,

при секретаре Сидневой Е.К.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Негосударственного образовательного учреждения «Симбирская общеобразовательная Гимназия», юридический адрес: г.Ульяновск, <адрес>,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Главным специалистом-экспертом отдела по надзору за соблюдением законодательства в области образования Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области ФИО1 в рамках предоставленных законодательством об административных правонарушениях полномочий в отношении Негосударственного образовательного учреждения «Симбирская общеобразовательная Гимназия» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении образовательной деятельности в отсутствии соответствующего разрешения (лицензии).

Судом установлено, что в соответствии с лицензией № на право ведения образовательной деятельности Негосударственное образовательное учреждение «Симбирская общеобразовательная Гимназия» реализует общеобразовательные программы дошкольного образования с нормативным сроком освоения 4 года, начального общего образования (4 года), основного общего образования (5 лет).

При этом, ввиду того, что в образовательном учреждении реализуются дополнительные программы: «Музыкальный инструмент» (фортепиано, синтезатор, гитара), «Художественная мастерская «Акварель», «Техническое моделирование», «Юный исследователь», «Хореография» (народные и бальные танцы), «Шахматы», «Флорбол», не предусмотренные лицензией НОУ «Симбирская общеобразовательная Гимназия», составлен вышеуказанный протокол.

В судебном заседании директор НОУ «Симбирская общеобразовательная Гимназия» ФИО2 вину юридического лица не признал, пояснив, что предоставляемые дополнительные общеразвивающие программы не являются дополнительными общеобразовательными программами и охватываются основными общеобразовательными программами, носят консультативный характер.

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1 возражала относительно доводов представителя юридического лица, указав, что из расписания внеурочной деятельности на 2013-2014 учебный год, калькуляций стоимости образовательных услуг, а также из информации, размещенной на официальном сайте школы в сети Интернет следует, что данным образовательным учреждением реализуются именно дополнительные общеобразовательные программы, подлежащие лицензированию.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав представленные материалы, и оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях НОУ «Симбирская общеобразовательная Гимназия» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Административным правонарушением, согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Из ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (Закон об образовании) следует, что:

федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно ст.ст.10,11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (Закон об образовании) система образования включает в себя: федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Из ст. 12 Закона об образовании следует, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из ст.75 Закона об образовании следует, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст.91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии со п.40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пп. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" к лицензионным требованиям относится, в том числе, наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ведение образовательной деятельности по предоставлению дополнительного образования, не связанного с повышением уровня образования, осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам, включая дополнительные общеразвивающие программы. Данные программы разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность и, направлены на развитие творческих способностей, а также на организацию свободного времени детей и взрослых, без предъявления требований к уровню образования. Соответственно, дополнительная общеразвивающая деятельность, также подлежит лицензированию.

Как указано ранее, НОУ «Симбирская общеобразовательная Гимназия» имеет лицензию № на право ведения образовательной деятельности по общеобразовательным программам: дошкольного образования с нормативным сроком освоения 4 года, начального общего образования (4 года), основного общего образования (5 лет).

При этом, согласно расписанию внеурочной деятельности на 2013-2014 учебный год, калькуляциям стоимости образовательных услуг, информации, размещенной на официальном сайте учреждения в сети Интернет, в данном образовательном учреждении фактически реализуются дополнительные общеразвивающие программы, не связанные с повышением уровня образования и направленные на организацию свободного времени детей различного возраста: «Музыкальный инструмент», «Художественная мастерская «Акварель», «Техническое моделирование», «Юный исследователь», «Хореография» (народные и бальные танцы), «Шахматы», «Флорбол».

На осуществление данного вида образовательной деятельности лицензия у НОУ «Симбирская общеобразовательная Гимназия» отсутствует.

При этом, по вышеуказанным основаниям, суд полагает необоснованными доводы представителя юридического лица о том, что образовательное учреждение не предоставляет услуг дополнительного образования, требующего лицензирования.

Суд полагает взаимоисключающими вышеуказанные доводы и доводы представителя образовательного учреждения о том, что образовательные услуги, которые вменяются образовательному учреждению, фактически осуществляются в рамках предусмотренных законом внеурочных занятий и охватываются имеющейся лицензией. Доказательств этому суду не представлено.

Как указано ранее, из характера представленных доказательств бесспорно следует, что образовательным учреждением фактически предоставляются дополнительные образовательные услуги, подлежащие лицензированию, в отсутствие такой лицензии. Данное обстоятельство является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности и назначению наказания.

Санкция ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц назначение наказания в виде административного штрафа от 170000 рублей до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административное приостановление деятельности в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В судебном заседании представитель юридического лица указал на принятие в настоящее время мер, направленных на получение лицензии.

При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает, что ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось. Данные обстоятельства расцениваются судом в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При этом, суд приходит к выводу, что цели достижения административного наказания, с учетом того, речь идет о предоставлении образовательных услуг детям, могут быть достигнуты лишь при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Негосударственное образовательное учреждение «Симбирская общеобразовательная Гимназия», юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности реализации дополнительных общеразвивающих программ: «Музыкальный инструмент», «Художественная мастерская «Акварель», «Техническое моделирование», «Юный исследователь», «Хореография» (народные и бальные танцы), «Шахматы», «Флорбол» сроком на 25 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

    Срок административного наказания исчислять с 16 декабря 2013 года.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                   Буделеев В.Г.