ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1142/20 от 20.01.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 5-32/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тверь 20 января 2021 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении

Муниципального учреждения Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области, ИНН КПП , ОГРН юридический адрес: <...>, фактический адрес: Тверская область, Калининский район, с. Тургиново, Торговая площадь, д. 1,

у с т а н о в и л :

Муниципальное учреждение Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и непринятие мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельном участке дороги в случае, если пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

22.10.2020 старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району ФИО1 при надзоре за дорожным движением на 0+400 км автомобильной дороги Заречье – Рязаново в Калининском районе Тверской области выявлено, что на асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги имеется выбоина длиной 0,98 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,08 м, площадью 1,176 кв.м, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные технические средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

Таким образом, муниципальным учреждением Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области не были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги Заречье – Рязаново в Калининском районе Тверской области на 0+400 км, а также не были приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на данном участке дороги, при этом пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения.

Своими действиями муниципальное учреждение Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Исходя из положений п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Таблицей А.1 приложения А к указанному стандарту определен такой дефект покрытия проезжей части, как выбоина, под которым понимается местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.

В силу ст. 14 Федерального закона N 196-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главой 2 которого установлены полномочия указанных органов в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. «в» п. 5 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципальных образований Тверской области, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 20.03.2012 N 104-пп временные ограничение или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.п. «г» п. 27 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся при выявлении дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, недопустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 28 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.

В силу п. 31 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в п. 27 Порядка, вводятся незамедлительно Уполномоченными органами, органами УГИБДД УМВД России по Тверской области, уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), уполномоченными в установленном порядке комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом информирование пользователей автомобильными дорогами осуществляется незамедлительно.

Факт совершения муниципальным учреждением Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и его вина в нем, подтверждаются материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении 69 КЛ № 000351 от 21.12.2020 г., в котором указано событие правонарушения и в объяснениях к которому законным представителем юридического лица указано: «Дорога 3кл. 1,6 км Заречье - Рязаново обслуживается АО «ДРСУ» в рамках заключенного контракта на все дороги 3 кл. Тургиновского с/п, протяженностью 24 км. Субвенций от Министерства транспорта Тверской области недостаточно для обслуживания дорог 3 кл. (нет в контракте подсыпки дорог, ямочного ремонта)» (л.д. 4-7);

- определением 69 ВД № 077752 от 22.10.2020 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определением о продлении срока его проведения от 22.11.2020 г. (л.д. 15, 11);

- актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 22.10.2020 г., с приложенной к нему фототаблицей, из которых усматривается, что 22.10.2020 г. старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району ФИО1 при надзоре за дорожным движением на 0+400 км автомобильной дороги Заречье – Рязаново в Калининском районе Тверской области выявлено, что на асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги имеется выбоина длиной 0,98 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,08 м, площадью 1,176 кв.м, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные технические средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (л.д. 18-20);

- копией свидетельства о поверке № 522г-20/32 рулетки измерительной металлической Р10У3К, рег. № 35279-07 до 26.02.2021 г. (л.д. 21);

- копией свидетельства о поверке № 4379г-20/32 рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, госреестр № 50111-18 до 27.09.2021 г. (л.д. 22);

- копиями обращений граждан по факту ненадлежащего содержания автомобильной дороги между населенными пунктами с. Тургиново – д. Рязаново в Калининском районе Тверской области (л.д. 25-30, 34-43);

- копией письма администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» № 02-09/3764 от 23.10.2020, согласно которому полномочия по содержанию дороги 3 класса межмуниципального значения «Заречье – Рязаново» переданы органам местного самоуправления муниципального образования «Тургиновское сельское поселение» Калининского района (л.д. 44);

- копиями договоров подряда № 01/28/02/2020 от 28.02.2020 г., № 01/29/05/2020 от 29.05.2020 г. и № 01/30/06/2020 от 30.06.2020 г. с приложениями, заключенными муниципальным учреждением Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области с АО «ДРСУ», которое принимает на себя обязательства по содержанию сети автомобильных дорог Тургиновского сельского поселения на март, июнь и июль 2020 г. (л.д. 57-60,49-52, 53-56);

- копией договора подряда № 01/30/2020 от 30.09.2020 г. с приложением, согласно которому АО «ДРСУ» по поручению муниципального учреждения Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильной дороги на октябрь 2020 года, с том числе: уборку различных предметов и мусора с элементов автодороги – 1 раз в месяц; планировку существующих обочин автогрейдером - 2 раза в месяц; засыпка грунтом конусов, промоин, ям на откосах с трамбованием вручную, ПГС (л.д. 61-64);

- письмом АО «ДРСУ» № 17 от 25.11.2020, в котором указано, что работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия или введению ограничения движения договором подряда № 01/30/09/2020 от 30.09.2020 не предусмотрены (л.д. 67);

- выпиской из ЕГРЮЛ от 15.12.2020 в отношении муниципального учреждения Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области (л.д. 68-70) и иными материалами дела.

Оценив совокупность указанных доказательств, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина муниципального учреждения Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ характеризуются двумя видами составов: несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В силу п. 31 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципальных образований Тверской области, утв. постановлением Правительства Тверской области от 20.03.2012 N 104-пп, временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в пункте 27 настоящего Порядка, вводятся незамедлительно уполномоченными органами, органами УГИБДД УМВД России по Тверской области, уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), уполномоченными в установленном порядке комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом информирование пользователей автомобильными дорогами осуществляется незамедлительно.

В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 03.02.2010 г. № 12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса, в том числе ледовых переправ (далее - автомобильные дороги Тверской области), а именно полномочиями по осуществлению комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно приложению 15 к Закону Тверской области от 3 февраля 2010 г. № 12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности» полномочия по содержанию автомобильной дороги 3 класса 28 ОП МЗ 28Н – 0525 «Заречье – Рязаново» протяженностью 1,6 км. переданы органам местного самоуправления муниципального образования Тургиновское сельское поселение Калининского района Тверской области.

Как следует из материалов дела, муниципальным учреждением «Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области» заключен договор подряда № 01/30/09/2020 от 30.09.2020 г., согласно которому АО «ДРСУ» принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильной дороги на октябрь 2020 года (л.д. 61-63).

Вместе с тем, согласно ведомости объемов и стоимости работ, приложенной к договору подряда № 01/30/09/2020 от 30.09.2020, работы по содержанию асфальтобетонной дороги включают в себя уборку различных предметов и мусора с элементов автодороги – 1 раз в месяц; планировку существующих обочин автогрейдером - 2 раза в месяц; засыпку грунтом конусов, промоин, ям на откосах с трамбованием вручную, ПГС (л.д. 64). Работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия или введению ограничения движения договором подряда № 01/30/09/2020 от 30.09.2020 не предусмотрены (л.д. 67).

Таким образом, обязанность по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и по незамедлительному установлению временных ограничений или прекращению движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, незамедлительному информированию пользователей автомобильными дорогами о вводимых ограничениях при выявлении дефекта проезжей части, угрожающего безопасности дорожного движения, а также обязанность по его устранению, возложены на муниципальное учреждение Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры к недопущению правонарушения, не имеется.

Направление учреждением 27.08.2019, т.е. более, чем за год до события административного правонарушения, в адрес Министерства транспорта Тверской области письма с просьбой рассмотреть вопрос о возможности ремонта автомобильной дороги Заречье-Рязаново в текущем (2019 ) году (л.д. 48), не свидетельствует о том, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Учитывая характер и общественную опасность правонарушения, влекущего угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушение их прав в области дорожного движения, полагаю невозможным признать совершенное муниципальным учреждением Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области правонарушение малозначительным.

Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не усматриваю.

Принимая во внимание характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, учитывая тот факт, что источником финансирования учреждения являются бюджетные средства, а также то, что устанавливаемые размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения должны позволять в каждом конкретном случае привлечения к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, прихожу к выводу, что совокупность приведенных выше обстоятельств является исключительной, а Учреждению может быть назначено наказание в виде административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Муниципальное учреждение Администрация Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области ИНН <***>, КПП 694901001, ОГРН <***>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере СТА ТЫСЯЧ рублей.

Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (<...>, каб. 513).

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Тверской области (ОМВД России по Калининскому району)

ИНН <***> КПП 695201001

р/счет <***> в Отделении по Тверской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО (отделение Тверь)

БИК 042809001 ОКТМО 28701000

КБК 18811601121010001140 ОГРН <***>

л/сч № <***>

УИН

За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Дёмина

Дело № 5-32/2021