ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1143/2015 от 29.01.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 5-30/16-7

Петрозаводский городской суд

(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 января 2016 года г. Петрозаводск

(Резолютивная часть постановления

объявлена 26 января 2016 года)

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Н. Е. при секретаре Суриковой И.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении

Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее также – ФГУП «Почта России», Предприятие), <данные изъяты>,

у с т а н о в и л :

ФГУП «Почта России», являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), допустило нарушение п.п. 4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, что выразилось в непредставлении в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а именно - в срок до ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения Управления <данные изъяты> - филиал ФГУП «Почта России» (<адрес>) Предприятие не направило в <данные изъяты> сообщение об операции обязательного контроля – перечислении на расчетный счет <данные изъяты> согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ и реестру на перечисление денег по почтовым переводам денежных средств для оплаты перевода , принятого ДД.ММ.ГГГГ от физического лица отделением почтовой связи <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, на имя осужденного и отбывающего наказание в указанном исправительном учреждении Б., фамилия, имя, отчество которого имеются в Перечне террористов и экстремистов.

В судебном заседании защитники ФГУП «Почта России» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, вину Предприятия в совершении правонарушения не признали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу. ФИО1 отметила, что, поскольку для ФГУП «Почта России» операция перевода денежных средств от физического лица на имя физического лица, отбывающего наказание в исправительном учреждении, закончена в момент зачисления их на расчетный счет данного исправительного учреждения - в настоящем случае <данные изъяты>, а выдачу денежных средств непосредственно получателю перевода в соответствии правилами и требованиями содержания осужденных в исправительных колониях и уголовно-исполнительным законодательством Предприятие не осуществляет, при этом документ, идентифицирующий личность осужденного (паспорт) находится в этом исправительном учреждении, то данные обстоятельства не позволяют ФГУП «Почта России» надлежащим образом произвести идентификацию личности данного физического лица (получателя перевода), как того требуют положения законодательства. Поскольку окончательно выдачу денежных средств или их перевод на счет конкретного адресата производит исправительная колония, а законодательством о противодействии легализации доходов не установлен порядок получения сведений о включении лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, когда такое лицо содержится в исправительном учреждении, то такие сведения должны быть проверены на конечном этапе выдачи денежных средств в исправительном учреждении. Дополнила, что в настоящее время не имеется соглашения между ФГУП «Почта России» и <данные изъяты> о возложении на ФГУП «Почта России» обязанности по проверке, сбору информации или идентификации личности при осуществлении перечисления денежных средств, адресованных осужденным, содержащимся в определенном исправительном учреждении. Соответственно, все данные (включая паспортные данные) для проверки личности осужденного и сверки с Перечнем террористов и экстремистов имеются только у исправительного учреждения, имея в виду, что совпадение фамилии, имени и отчества получателя перевода с фамилией, именем и отчеством лица, содержащегося в Перечне, не достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это одно и тоже лицо. При таких обстоятельствах, ФГУП «Почта России» не только не несет обязанности, но и не вправе осуществлять контроль за перечислением денежных средств с расчетного счета банка <данные изъяты> на счет осужденного, именно в связи с особенностями функций исправительных учреждений, закрепленных уголовно-исполнительным законодательством, следовательно, наличие состава административного правонарушения административным органом не доказано. Считает, что, поскольку сообщение об операции о переводе денежных средств все-таки было отправлено <данные изъяты> в <данные изъяты>, однако, с нарушением формы сообщения, а впоследствии в надлежащей форме, хотя и с нарушением установленного срока, то действия юридического лица следовало квалифицировать по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока. В случае установления в действиях ФГУП «Почта России» состава административного правонарушения просила освободить юридическое лицо от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ либо назначить административный штраф менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. Юридическое лицо не должно было сообщать о данной операции, так как между ним и <данные изъяты> отсутствует соответствующее соглашение, такое соглашение сейчас находится в стадии разработки. ФИО2 отметила, что все сообщения, направленные в <данные изъяты>, были отозваны, так как юридическое лицо считает, что оно не должно представлять такие сведения в данном случае.

Представители Управления Роскомнадзора по Республике Карелия ФИО3, ФИО4 в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в протоколе об административном правонарушении, отметив, что <данные изъяты> не является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ, получателем денежных средств по переводу является только Б., при этом для исполнения обязанности, предусмотренной пп. 4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, не имеет значения, получил ли и когда фактически получил денежные средства получатель денежного перевода – физическое лицо, а также не играет роли полная идентификация последнего на предмет соответствия его паспортных данных с паспортными данными, имеющимися в Перечне. ФГУП «Почта России», обладая информацией лишь о фамилии, имени и отчестве получателя перевода, также содержащихся в Перечне, должно было не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сообщить о ней в <данные изъяты>, как уже вызывающей подозрение, даже если в последующем соответствующая информация не подтвердилась бы. ФИО3 добавил, что, несмотря на отправку ФГУП «Почта России» сообщений об операции, которые были отозваны, сообщение в надлежащей форме, хотя и с нарушением установленного срока, отправлено не было, что не позволяет квалифицировать действие (бездействие) юридического лица по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Несмотря на непризнание вины ФГУП «Почта России», его виновность подтверждается протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказом о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ, копией почтового перевода от ДД.ММ.ГГГГ, электронным сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, запросом ФГУП «Почта России» в адрес начальника <данные изъяты> на предоставление паспортных данных Б. от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, копиями платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ и реестра на перечисление денег по почтовым переводам, копией внутреннего сообщения об операции, подлежащей контролю от ДД.ММ.ГГГГ, письмами об отзыве сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела.

Позицию стороны защиты, отрицающей вину Предприятия, судья оценивает критически, полагая ее избранным способом защиты. При этом суд считает необходимым отметить следующее.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом №115-ФЗ (ст. 2 названного Закона).

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ является организация и осуществление внутреннего контроля.

Статьей 3 названного закона определено, что внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации федеральной почтовой связи.

Статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ в целях данного Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами согласно приведенному в названной статье перечню.

В соответствии с п. 2. ст. 7 Закона № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования вышеназванных норм ФГУП «Почта России» нарушило.

Решая вопрос о виновности юридического лица, судья принимает во внимание положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ввиду того, что получение денежных средств, направляемых посредством почтового перевода в адрес физических лиц, находящихся в исправительных учреждениях, наличными деньгами не предусмотрено и производится только путем перечисления переводимых сумм на расчетный счет организации (исправительного учреждения) в соответствующее отделение банка, юридическое лицо в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязано было принимать внутренние организационные меры с учетом особенностей (специфики) клиентской базы (граждане, находящиеся в исправительных учреждениях) и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями, чего своевременно сделано не было.

При этом также учитывается, что порядок идентификации получателей денежных переводов, находящихся в местах лишения свободы, в ФГУП «Почта России» не определен. Соглашение на выплату денежных переводов получателям, находящимся в местах лишения свободы, определяющее сроки перечисления денежных средств на расчётный счёт исправительного учреждения и обязанность предоставления данных для идентификации, определенной ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, между ФГУП «Почта России» и исправительными учреждениями отсутствует.

Данное обстоятельство свидетельствуют о виновности юридического лица в совершении правонарушения с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Изучив все представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что в действиях ФГУП «Почта России» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, - неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Данных для переквалификации действий (бездействия) юридического лица на ч.1 ст.15.27 КоАП РФ не имеется, поскольку материалами дела не подтверждено направление Предприятием сообщения об операции в <данные изъяты> в надлежащей форме, но с нарушением установленного законом срока.

Позиция стороны защиты относительно того, что, поскольку ни отправитель, ни получатель денежных средств – исправительная колония, не включены в Перечень террористов и экстремистов, такая операция не подлежит обязательному контролю со стороны Предприятия, следовательно, сообщение в <данные изъяты> в таком случае направляться не должно, основана на неправильном толковании норм закона. Данный вывод судьи основан на том, что согласно почтовому переводу получателем денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей является именно физическое лицо (Б.), а не исправительное учреждение, в котором он отбывает наказание, совершение же операции по безналичному переводу денег для него на расчетный счет колонии обусловлено лишь требованиями уголовно–исполнительного законодательства, что не подменяет настоящего получателя таких денежных средств. В таком случае для исполнения платежным агентом ФГУП «Почта России» обязанности, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не имеет значения дата получения получателем, указанным в почтовом переводе, денежных средств. Сам по себе факт подозрительности операции возлагает на организацию выполнить установленную законом обязанность по представлению в уполномоченный орган сообщения о такой операции.

Данные, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения, отсутствуют. Принимая во внимание положения ст.2.9 КоАП РФ и п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5, а также учитывая признаки объективной стороны допущенного административного правонарушения, оно не может быть признано малозначительными, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица; к обстоятельствам, смягчающим ответственность, относит совершение административного правонарушения впервые, с учетом того, что данные о повторности совершения правонарушения в материалах дела отсутствуют; отягчающих ответственность обстоятельств не усматривает, в связи с чем полагает возможным назначить наказание ФГУП «Почта России» в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах, минимальный размер которой составляет <данные изъяты> рублей, по мнению судьи, не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица с учетом финансового, имущественного положения лица.

Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется, судье не представлено.

Руководствуясь ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Признать Федеральное государственное унитарное предприятия «Почта России» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<адрес>) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Н.Е.Деготь