ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1148/20 от 21.12.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-1148/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2020 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Ермолаевой А.К.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» (HERMANN LOHMANN SCHIFFAHRTS Gmbh & Co. KG MS «HELAS»), юридический адрес: <адрес>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас».

Как следует из представленных материалов, 25.08.2020 года при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз) в зоне деятельности таможенного поста Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Калининградской областной таможни капитаном морского грузового судна - теплохода «SANDOE» ФИО1, представляющим перевозчика и судовладельца компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас», поданы документы для таможенного контроля прибытия судна, в том числе: общая декларация от 25.08.2020 № 10012170/250820/0000542 с прилагаемыми документами.

Согласно сведениям, содержащимся в представленных документах, перевозчик осуществлял перевозку товара «щебня» из Норвегии в г. Калининград.

В ходе таможенного досмотра теплохода «SANDOE» в техническом помещении обнаружен товар, сведения о котором не были заявлены при прибытии судна, а именно: жестяное ведро цилиндрической формы с содержимым (предположительно краской), в количестве 1 шт., с маркировкой PPG на жестяном ведре и бумажной этикеткой с информацией на иностранном языке: «SIGMA ECOFLEET 290 S REDBROUN 20L ARTICLA № 00249481 MANUFACTURED POLAND».

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 26.08.2020 и помещен на ответственное хранение на склад ОАО «Калининградский морской торговый порт» по адресу: <адрес>.

25.08.2020 года по данному факту в отношении морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 25.09.2020 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Согласно заключению эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининграда № 12401001/0022735 от 22.09.2020 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, идентифицированного экспертом как покрытие противообрастающее самополирующееся для судов «PPG Sigma Ecofleet 290 S», в количестве 1 ведра (20 л.), на рынке Российской Федерации по состоянию на 25.08.2020 составила 27110,40 рублей.

Законный представитель морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» в суд не явился, защитника не направил, извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно подп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.

Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно сведениям, полученным из пояснений капитана судна, а также исходя из предназначения незадекларированного товара, предмет административного правонарушения (покрытие противообрастающее самополирующееся для судов) относится к судовым припасам.

Согласно п. 30 ст. 2 ТК ЕАЭС припасы – товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.

Согласно п. 1 ст. 281 ТК ЕАЭС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями Главы 39 ТК ЕАЭС.

На основании п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.

Согласно п. 8 ст. 281 ТК ЕАЭС декларантом припасов может выступать перевозчик.

В соответствии с п. 1 ст. 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки. Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство (п. 3 ст. 282 ТК ЕАЭС).

На основании п. 4 ст. 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, выгружаемых, перегружаемых, загружаемых на борта водных и воздушных судов или в поезда, прибывшие на таможенную территорию Союза, осуществляются с использованием декларации на товары. При таможенном декларировании припасов с использованием декларации на товары в качестве такой декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товара. Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары при таможенном декларировании указанных припасов, определяются Комиссией ЕАЭС.

На основании п. 7 ст. 282 ТК ЕАЭС Комиссия ЕАЭС вправе определять особенности таможенного декларирования и совершения иных таможенных операций в отношении припасов.

В соответствии с п.п. 2 и 5 гл I Решения Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» в качестве таможенной декларации на транспортное средство используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки. При использовании в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика за основу таможенной декларации на транспортное средство принимаются следующие документы: - для морского (речного) транспорта - общая декларация, при ее отсутствии - иные транспортные (перевозочные) документы.

Согласно п. 6 «Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 290 (ред. от 06.10.2015), в сведениях о припасах указываются:

а) наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование);

б) количество, характеристики и параметры в основной, дополнительной и (или) иных, отличных от основной или дополнительной, единицах измерения;

в) стоимость (при наличии таких сведений).

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем предоставления документа, содержащего сведения о номере предварительной информации, представленной в виде электронного документа (п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС).

В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, не содержатся в представленных перевозчиком документах, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме (п. 3 ст. 89 ТК ЕАЭС).

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;

5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Таким образом, морской перевозчик - компания Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» обязана была задекларировать по установленной форме товар в соответствии с требованиями таможенного законодательства, однако этого не было сделано, что привело к совершению правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, морской перевозчик - компания Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» должна была не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязана был соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Компания имела правовую и реальную возможность надлежащего выполнения этих обязанностей, однако, не использовала в полной мере объем правомочий, необходимых для реализации своих обязанностей, установленных ТК ЕАЭС, то есть не предприняла необходимых и достаточных мер для строгого соблюдения требований закона.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению морским перевозчиком - компанией Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» обязанностей, предусмотренных действующим таможенным законодательством. Компания имела возможность соблюсти правила и нормы, предусмотренные действующим таможенным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Факт совершения морским перевозчиком - компанией Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:

- общей декларацией № 10012170/250820/0000542 от 25.08.2020;

- декларацией о грузе от 25.08.2020;

- декларацией о судовых припасах от 25.08.2020;

- судовой ролью от 25.08.2020;

- письменным объяснением ФИО1 от 25.08.2020;

- актом таможенного досмотра от 25.08.2020;

- протоколом изъятия вещей и документов от 26.08.2020;

- заключением эксперта № 12401001/0022735 от 22.09.2020;

- протоколом об административном правонарушении от 25.09.2020, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Прихожу к выводу, что виновность морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» в совершении административного правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую ее деяние по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение административного правонарушения впервые, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Оснований для освобождения морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» от административной ответственности не усматриваю, совершенное административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано судьей малозначительным.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, с учетом смягчающих ответственность морского перевозчика - компании Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» обстоятельств, а также ввиду отсутствия у компании интереса в дальнейшем таможенном оформлении товара, считаю необходимым назначить ей административное наказание в виде конфискации товара, являющего предметом административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать морского перевозчика - компанию Херман Ломан Шифартс ГМБХ и Компания КГ МС «Хелас» (HERMANN LOHMANN SCHIFFAHRTS Gmbh & Co. KG MS «HELAS») виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 26.08.2020 и находящегося на ответственном хранении на складе ОАО «Калининградский морской торговый порт» по адресу: <адрес>.

Издержки по делу об административном правонарушении в виде платы за осуществление перевода документов на русский язык в размере 7020 рублей отнести на счет Федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева