ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1148/20 от 26.06.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 5-1148/2020

УИД 03RS0003-01-2020-005141-26

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июня 2020 года г. Уфа

Судья Кировский районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Курамшина А.Р.,

с участием представителя Башкортостанская таможня Сибагатулина А.У. (доверенность 07.02.2020 года),

директора юридического лица общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» Хальфутдинова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (ИНН0265034990, ОГРН1100265000604, КПП026501001, юридический адрес: 452607, Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Северная, д.13, офис 313, дата регистрации 28.06.2010) по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо ООО «Спецсервис» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

03.04.2019г. ООО «Спецсервис» заключило с ТОО «БатырГеофизСервис» (Республика Казахстан) договор купли-продажи № 62, согласно которого ООО «Спецсервис» должно поставить в Республику Казахстан оборудование, согласно спецификации, являющейся непосредственной частью договора.

ООО «Спецсервис» осуществлена поставка в адрес ТОО «БатырГеофизСервис» (Республика Казахстан) товара согласно спецификации 1 к договору. Под номером 1 спецификации №1 от 03.04.2019 к договору, поставлен товар «Прибор взрывной высокочастотный –Автономный ПВВ-А» в количестве 5 шт. Отправка была произведена по следующим документам: счет-фактура № 16 от 15.05.2019г., товарная накладная №16 от 15.05.2019г., CMR. Факт оплаты за поставленный товар по договору от 03.04.2019г. №62, а также его поставка в Республику Казахстан подтверждается счетом на оплату № 9 от 04.04.2019г., уведомлением о подтверждении факта уплаты косвенных налогов № 00000000013 от 03.06.2019, заявлением ТОО «БатырГеофизСервис» о ввозе товаров и уплате косвенных налогов №00000000013 от 03.06.2019г.

Также установлено, что в соответствии с договором №62 от 03 апреля 2019 года, товарной накладной №16 от 15 мая 2019 года, счет-фактуры №9 от 04 апреля 2019 года, была осуществлена отправка груза ООО «Спецсервис» (Россия, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, д.13, ИНН №0265034990) в адрес ТОО «БатысГеофизСервис» (Республика Казахстан, 130200, г. Жанаозен, промышленная зона, база ТОО «БГС» БИН 040440008204) следующего товара:

- Прибор взрывной высокочастотный – автономный ПВВ-А в количестве 5 штук, на общую сумму 400 000 рублей.

Груз получен 29 мая 2019 года через транспортную компанию ТК «Кашалот».

Согласно экспедиторской расписке №ОКБАКТ0055944851 от 15.05.2019 груз в адрес ТОО «БатысГеофизСервис» перевозился по маршруту Оренбург – Актобе МЛ№7000451542, перевозчик ТОО «Аском Логистик» (Казахстан).

В соответствии с талоном о прохождении государственного контроля местом пересечения государственной границы является международный пункт пропуска на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан КПП Сагарчин - КПП Жайсан, дата перемещения 20.05.2019 года.

Установлено, что в товарной накладной №16 от 15.05.2019 указан товар: Прибор взрывной высокочастотный – автономный ПВВ-А в количестве 5 штук, на сумму 400 000 руб. В графе – поставщик указан: ООО «Спецсервис» (Россия, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, д.13, ИНН №0265034990), в графе – грузополучатель указан: ТОО «БатысГеофизСервис» (Республика Казахстан, 130200, г. Жанаозен, промышленная зона, база ТОО «БГС» БИН 040440008204). В графе отпуск груза разрешил: директор Хальфутдинов Р.Р., в графе груз принял: и.о. директора Нурлишев М.У.

При этом, обращений от ООО «Спецсервис» по вопросу получения лицензий (заключений) на ввоз и вывоз товара: Прибор взрывной высокочастотный – автономный ПВВ-А в период с 11.03.2019 по 20.05.2019 ФСТЭК России не поступало.

В судебном заседании представитель Башкортостанская таможня Сибагатулин А.У. протокол об административном правонарушении поддержал, просил привлечь юридическое лицо к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

Директор юридического лица общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» Хальфутдинов Р.Р. указал, что вину признает полностью, однако общество уже понесло ответственность по ст. 14.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70 т.р.

Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

На основании подпункта 10 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 2 Закона N 289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором Союза и законодательством Российской Федерации. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации... порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 7 статьи 11 Закона следует, что вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию (часть 1 статьи 19 Федерального Закона от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле»). Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Кроме того, пунктом 2 решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.09.2004 N 190 предусмотрена необходимость обеспечения правительствами государств - членов ЕврАзЭС установления разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в Типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и приведение законодательств своих государств в соответствие с Общими требованиями к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 №447 утверждено «Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники». Которым, также определен порядок вывоза указанной категории товаров из Российской Федерации. Положением установлено, что внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (пункт 9 Положения).

Статьей 24 Федерального Закона от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» предусмотрено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Указом Президента Российской Федерации № 1661 от 17.12.2011г. (далее Список) утвержден список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль и в отношении которых установлен экспортный контроль. В Список, включен товар «Запускающие устройства (запальные системы), разработанные для приведения в действие детонаторов взрывчатого вещества, определенных в пункте 1.1.7.2». Согласно общим примечаниям к Списку: Принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" настоящего Списка. В отношении указанных товаров осуществляется экспортный контроль.

Товара «Прибор взрывной высокочастотный – Автономный ПВВ-А» подпадает под действие п. 1.1.7.1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. №1661. Вывоз указанной продукции из Российской Федерации, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России в порядке предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 и от 15.09.2008 № 691.

В данном случае, учитывая в совокупности положения пункта 7 статьи 11 Закона N 289-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 №447, установлены особенности и характер перемещения товаров «Прибор взрывной высокочастотный – Автономный ПВВ-А»из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС.

Между тем, ООО «Спецсервис» при вывозе товара ««Прибор взрывной высокочастотный – Автономный ПВВ-А» Республику Казахстан лицензия ФСТЭК России не получена. ООО «Спецсервис» в ФСТЭК Росси и с 2010 года по настоящее время по вопросу получения разрешительных документов на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров не обращалось.

Таким образом, ООО «Спецсервис» осуществило вывоз товара «Прибор взрывной высокочастотный – Автономный ПВВ-А» из Российской Федерации без соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ.

За несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 16.3 КоАП России.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП России, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, в данном случае - ООО «Спецсервис».

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридические лица обязаны выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений, которая вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которого любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в отношения, урегулированные нормами права, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение. То есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Такая позиция подтверждается также и выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 27.04.2001 № 7-П. При этом степень надлежащей заботливости и осмотрительности выражается, в том числе и в том, насколько полно лицо использует предоставленные ему права.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное административное правонарушение не истек.

Суд квалифицирует действия общества по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа без конфискации товара, явившего предметом административного правонарушения.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих обязанностей.

В данном случае правонарушение в виде нарушения таможенного законодательства Российской Федерации посягает на установленный порядок осуществления таможенных операций, цель установления такого порядка - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защита внутреннего рынка Российской Федерации.

Тот факт, что общество было привлечено к административной ответственности по ст. 14.20 КоАП РФ, на привлечение общества к административной ответственности о ст. 16.3 КоАП РФ не влияет, поскольку имеют разные составы. Согласно статье 16.3 КоАП Российской Федерации несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. В соответствии со статьей 14.20 КоАП Российской Федерации осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (ИНН0265034990, ОГРН1100265000604, КПП026501001, юридический адрес: 452607, Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Северная, д.13, офис 313, дата регистрации 28.06.2010) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. без конфискации товара.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Р. Курамшина

Согласно с п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Предупредить, что по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа

Взыскатель: Башкортостанская таможня. Адрес взыскателя: Республика Башкортостан, 450076, г. Уфа, ул. Пушкина, 86, ИНН 0274071518.

Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610

КПП 773001001

Банк получателя - Операционный департамент Банка России г. Москва 701,

БИК 044501002

ОКТМО 45328000

СЧЕТ № 40101810800000002901

КОД Башкортостанской таможни 10401000 (для поля 107 платежного поручения)

Код бюджетной классификации: 15311601161010000140

Назначение платежа: постановление по делу об АП №10401000-354/2020

1

5

3

1

0

1

0

4

0

1

0

0

0

0

3

5

4

2

0

7

(уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа)

1

5

3

1

1

1

0

4

0

1

0

0

0

0

3

5

4

2

0

1

(уникальный идентификатор начисления для оплаты издержек)