Дело №5-114/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 июля 2016 года г.п.Угольные Копи
Ул.Школьная, д.13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев административное дело в отношении юридического лица МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», расположенного по <адрес>, о привлечении его к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 20.05.2016г., составленным консультантом отдела надзора, лицензирования и государственной аккредитации Управления надзора и контроля качества образования Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа ФИО4, при проведении плановой документарной выездной проверки в отношении МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», было выявлено нарушение лицензионных требований при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности. Проверкой установлено, что МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» осуществлялась образовательная деятельность в отсутствие документов, удостоверяющих наличие у проверенной организации зданий, строений, сооружений, помещений (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования по следующим адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
что указывает на нарушение МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подп. «а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Указанное нарушение относится к категории грубых нарушений лицензионных требований и условий и имеет признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» и представитель Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа не явились. О месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке. В заявлениях просят рассмотреть дело без участия представителей.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. «а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. №966 (ред. от 03.12.2015), лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.102 Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
При этом к грубым нарушениям лицензионных требований и условий в силу п.9 Положения относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп.«а» п.6 настоящего Положения.
Согласно ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1.3, 1.6 Устава МБОУ «Центр образования посёлка Угольные Кони», организация является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Анадырский муниципальный район (л.д.11-27).
В соответствии с ч.1 ст.123.21 ГК РФ, учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Частью 1 ст.268 ГК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе РФ.
Часть 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Указанный перечень содержит, в числе прочих, государственные и муниципальные учреждения (подпункт 2).
Согласно ч.4 ст.39.9 Земельного кодекса РФ, не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Учитывая изложенное, строения, сооружения, помещения (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимые для осуществления образовательной деятельности, по заявленным к лицензированию образовательным программам, должны быть закреплены собственником за образовательным учреждением на праве оперативного управления, а земельные участки – на праве постоянного (бессрочного пользования). Данные права должны быть зарегистрированы в Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из материалов дела следует, что плановая документарная выездная проверка в отношении МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» проведена на основании приказа Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ. №01-21/218 «О проведении плановой документарной и выездной проверки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования поселка Угольные Копи» (л.д.60-92,93).
Пунктом 6 приказа Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа» установлен предмет проверки, к которому отнесена, в том числе, проверка лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Как следует из лицензии на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии (л.д.50-52).
Из п.№ Экспертного заключения № по результатам плановой документарной и выездной проверки МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» следует, что в организации деятельности МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности: отсутствуют документы, подтверждающие наличие у МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» строения, сооружения, помещения (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) – на праве оперативного управления, территорий – на праве постоянного (бессрочного) пользования, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым программам.
В пункте 9 Экспертного заключения МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» рекомендовано принять исчерпывающие меры для получения документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления деятельности по реализуемым образовательным программам (л.д.131-145).
Судом изучены документы, представленные МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», свидетельствующие о мерах, предпринятых для получения правоустанавливающих документов на недвижимое имущество:
- письмо МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» Главе Администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №, в котором Центр указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом в связи с предстоящей проверкой сделан запрос, в котором просят представить: свидетельство о государственной регистрации права собственности, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения, документы, подтверждающие право пользования соответствующим земельным участком. При наличии указанных документов, просят копии направить в их адрес (л.д.151);
- ответ администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № директору МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» на письмо от 10.05.2012г. №, в котором указано, что здание школы в <адрес> расположено на изъятом из оборота земельном участке, находящимся в собственности Министерства обороны РФ, в связи с чем ФИО2 не может зарегистрировать право муниципальной собственности как на объект – здание школы, так и на земельный участок под ним, вопрос будет решен после передачи земель Министерством обороны в муниципальную собственность (л.д.152);
- ходатайство МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» от 12.11.2014г. №ФИО1 муниципального района о предоставлении земельного участка по существующему зданию Центра и под хозяйственной постройкой (л.д.153);
- письмо МБОУ «Центр образования Угольные Копи» от ДД.ММ.ГГГГ. № в МП «Градпроект», в котором просят выслать коммерческое предложение на оформление кадастровых паспортов земельных участков под объектами МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» по адресам: детский сад - <адрес>, центр образования - <адрес>, детский сад - <адрес>, (л.д.154);
- письмо МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» от ДД.ММ.ГГГГ. №ФИО1 муниципального района, в котором просят предоставить земельные участки: по существующему зданию Центр образования – <адрес>, по существующему зданию детский сад «Снежинка» - <адрес>, по существующему зданию детский сад «Родничок» - <адрес> (л.д.155);
- письмо МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» от ДД.ММ.ГГГГ. № директору МП «Градпроект», в котором просят заключить договора на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков под объектами МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» по адресам: детский сад - <адрес>, Центр образования – <адрес>, детский сад - <адрес> (л.д.156);
- письмо Управления финансов, экономики и имущественных отношений ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № директору МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», в котором указано, что согласованные схемы земельных участков направлены в МП «Градпроект» для проведения кадастровых работ (л.д.157);
- письмо Управления финансов, экономики и имущественных отношений ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № директору МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», в котором сообщается, что земельный участок по <адрес> оформляется и будет предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» после постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО1 муниципального района на указанный участок (ориентировочно – к 20.05.2016г.). Предоставление земельных участков по <адрес> откладывается из-за длительной задержки (ДД.ММ.ГГГГ.) регистрации права собственности ФИО1 муниципального района на участок, из которого предстоит образовать указанные земельные участки (л.д.158);
- письмо Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № директору МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», из которого усматривается, что регистрация права собственности ФИО1 муниципального района и последующее предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков под объектами МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» не представляется возможным в связи с задержкой документов в отделе филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (л.д.159).
Согласно ответу на запрос суда Управления финансов, экономики и имущественных отношений ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» задерживается государственный кадастровый учет образованных участков. После осуществления кадастрового учета документы будут подготовлены и направлены в Чукотский отдел Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу для регистрации права собственности ФИО1 муниципального района на образованные участки.
В силу закона, состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ является материальным, то есть для того, чтобы признать его оконченным, требуется наступление последствий, предусмотренных ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя из анализа вышеизложенных норм права, доказательств, представленных Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в обоснование совершения МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20.КоАП РФ, суд приходит к выводу, что последствия, находящиеся в прямой причинной связи с допущенными МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» нарушениями, перечисленными в ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», отсутствуют. Доказательств наступления таких последствий суду не представлено.
При таких обстоятельствах допущенные МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» нарушения требований лицензии образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, имеющий единый родовой объект посягательства с составом, предусмотренным ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что право окончательной юридической квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, КоАП РФ относит к полномочиям судьи, суд полагает возможным переквалифицировать действия МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ на ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 (ред. от 19.12.2013г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. №4-П разъяснено, что в силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.
Использование этой возможности применения малозначительности к совершенному правонарушению не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Анализ норм права, регулирующих лицензионные требования к образовательной деятельности позволяет суду сделать вывод, что причиной отсутствия документов, подтверждающих закрепление зданий по адресам:
<адрес><адрес>;
<адрес><адрес>;
<адрес>,
за образовательным учреждением МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» на праве оперативного управления, а земельных участков – на праве постоянного (бессрочного пользования) является затягивание оформления документов администрацией Анадырского муниципального района и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Таким образом, суд приходит к выводу, что хотя в данном случае формально имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, в то же время по своему характеру, объему, отсутствию последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям, что является основанием для признания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного суд считает возможным прекратить производство по административному делу в отношении юридического лица МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить устное замечание.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
прекратить производство по административному делу в отношении юридического лица МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи», расположенного по <адрес>, о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Объявить МБОУ «Центр образования поселка Угольные Копи» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В.Евланова