ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-114/18 от 09.11.2018 Устюженского районного суда (Вологодская область)

Копия

Дело № 5-114/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<...> 09 ноября 2018 года

Судья Устюженского районного суда Вологодской области Копылова Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Кулебякиной Любови Александровны (ИНН , ОГРНИП , ...),

установил:

в рамках административного расследования 24.09.2018 в период с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области по Устюженскому муниципальному району ФИО1 проведено выездное обследование территории производственной базы индивидуального предпринимателя Кулебякиной Л.А., расположенной по адресу: ..., ..., ..., в ходе которого установлено, что в нарушение п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Кулебякиной Л.А. не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником - котельной, на территории производственной базы производится сжигание отходов лесопереработки (горбыля) в самодельной печи, которая не указана в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и в инвентаризации источников выбросов, при этом документов об отнесении печи к специализированной установке не предоставлено. Кроме того, предпринимателем допущено нарушение п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в непредставлении в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, а также в нарушение п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, не составлены паспорта на образующиеся в процессе деятельности отходы I-IV классов опасности, поименованные в инвентаризации отходов производства и потребления. В связи с допущенными нарушениями требований в области охраны окружающей среды 09.10.2018 в отношении индивидуального предпринимателя Кулебякиной Л.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание индивидуальный предприниматель Кулебякина Л.А. не явилась, извещена о месте и времени слушания дела.

В судебном заседании защитник Кулебякиной Л.А. - адвокат Хрусталева Е.А. согласилась с фактом отсутствия у предпринимателя разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником – котельной, оспаривала факт сжигания в самодельной печи на территории производственной базы отходов лесопереработки, ссылалась на его недоказанность, полагала, что анонимное обращение в прокуратуру не может являться надлежащим доказательством по делу, пояснила, что отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов направлялась Кулебякиной Л.А., о том, что пакет документов был возвращен уполномоченным органом, ей не было известно. Три паспорта на образующиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности отходы I-IV классов опасности были ею представлены при проверке. При рассмотрении дела защитник Хрусталева Е.А. дополнительно представила семь паспортов на образующиеся в процессе деятельности Кулебякиной Л.А. отходы I-IV классов опасности, пояснила, что 07.11.2018 они были направлены в администрацию района, а также ссылалась на письмо Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.05.2016 , которым разъяснялось, что составление паспортов отходов не требуется. С учетом того, что Кулебякина Л.А. является субъектом малого предпринимательства, к административной ответственности привлекается впервые, выявленные нарушения частично устранены, просила применить к Кулебякиной Л.А. положения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол, ФИО1 полагала вину индивидуального предпринимателя Кулебякиной Л.А. в совершении указанного административного правонарушения доказанной, пояснила, что на момент обследования самодельная печь на половину была заполнена отходами лесопиления, доводы об использовании печи были изложены в письменном обращении. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2017 год в уведомительном порядке направлялась Кулебякиной Л.А. в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, но была отклонена в связи с некомплектностью документов, что свидетельствует об отсутствии со стороны предпринимателя контроля за движением отчетности. За разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником – котельной, предприниматель не обращалась. Три паспорта на образующиеся в процессе деятельности отходы I-IV классов опасности были представлены Кулебякиной Л.А. после вынесения предписания, паспорта на семь видов отходов I-IV классов опасности, указанных в перечне инвентаризации отходов производства и потребления, не предоставлялись. Дополнительно представленные в судебном заседании семь паспортов на отходы I-IV классов опасности не соответствуют типовой форме, поскольку составлены на одной странице, требуют переоформления.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 вышеназванного Федерального закона хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержден приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 №30.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности.

На основании п. 4, 7 Правил паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 №712.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судья, выслушав участников производства, изучив материалы дела, находит установленным и доказанным факт совершения индивидуальным предпринимателем Кулебякиной Л.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ею при осуществлении предпринимательской деятельности не были соблюдены вышеназванные экологические и санитарно-эпидемиологические требования по обращению с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что выразилось в бездействии по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником - котельной, совершении действий по сжиганию отходов лесопереработки в неспециализированной установке, не указанной в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и в инвентаризации источников выбросов, бездействии по представлению в уведомительном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, отсутствии на момент проверки паспортов на образующиеся в процессе деятельности отходы I-IV классов опасности.

Виновность предпринимателя в совершении указанного административного правонарушения установлена в ходе судебного разбирательства на основании совокупности исследованных доказательств: письменного обращения в прокуратуру Устюженского района от 05.09.2018, перенаправленного в администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области, из которого усматривалось, что индивидуальным предпринимателем Кулебякиной Л.А. осуществляется деятельность по лесопереработке с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами производства и потребления, производится сжигание отходов лесопиления в печи без получения разрешительной документации (л.д. 9); выписки из ЕГРИП (л.д. 12-13), согласно которой Кулебякина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, связанную с распиловкой и строганием древесины; определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.09.2018 (л.д. 10-11); договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером площадью ... кв.м по адресу: ..., ..., ..., выкопировки с плана г.Устюжна, выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок (л.д. 14-15, 16); акта обследования от 24.09.2018 с фототаблицей (л.д. 17-19), где зафиксировано, что на территории производственной базы находятся здания администрации, гаража, котельной, четыре ленточные пилорамы, самодельная печь для сжигания отходов лесопереработки, склад готовой продукции, стоянка автотранспорта, на момент обследования самодельная печь, используемая для сжигания отходов лесопереработки, заполнена горбылем на 1/2; разработанного и утвержденного Кулебякиной Л.А. проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологического заключения к проекту от 15.11.2017, приложения 2 к проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу «Инвентаризация расчетными методами источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», экспертного заключения по проектной документации от 09.06.2017 , инвентаризации отходов производства и потребления, в которых отсутствует указание на сооружение по сжиганию отходов лесопереработки (самодельной печи) (л.д. 20-28, 29-55, 56-57, 58-59, 96-102); программы производственного экологического контроля, журналов учета стационарных источников загрязнения и их характеристик за 2017, 2018 годы, договора на выполнение замеров источников загрязнения атмосферы от 14.11.2017, протоколов химического анализа (л.д. 60-69, 70-86, 87, 88-91); полученного в рамках заключенного 25.01.2018 с администрацией Устюженского муниципального района муниципального контракта на информационное обеспечение в области природопользования сообщения БУ «ЭЛПРОС» об отсутствии информации о получении индивидуальным предпринимателем Кулебякиной Л.А. разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (л.д. 92-95); паспортами отходов I-IV классов опасности (л.д. 103-105); журналами учета в области движения и обращения с отходами за 2017, 2018 годы, договором на сбор, вывоз и размещение ТБО, договором безвозмездного оказания услуг, справками ООО ММХ «Импульс» от 04.12.2017, 02.10.2018, договорами утилизации, актами утилизации отходов, сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год (л.д. 106-124, 126-142); сообщением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 26.09.2018 , согласно которому 15.01.2018 индивидуальным предпринимателем Кулебякиной Л.А. была представлена отчетность об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов за 2017 год, отчетность отклонена в связи некомплектностью документов 15.02.2018, за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Кулебякина Л.А. не обращалась (л.д. 144); предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 09.10.2018 (л.д. 145); протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды от 09.10.2018 (л.д. 2-8).

Представленные документы составлены в соответствии с законом, сомнений не вызывают, поэтому судья принимает их в качестве доказательств.

По мнению судьи, у Кулебякиной Л.А. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но индивидуальным предпринимателем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению и предотвращению совершения правонарушения. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доводы защитника Хрусталевой Е.А. о том, что самодельная печь для сжигания отходов лесопереработки не используется, а выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от ее эксплуатации отсутствуют, опровергаются исследованными судом письменными доказательствами: письменным обращением в прокуратуру района, зарегистрированным в установленном порядке, актом обследования производственной базы, на территории которой располагается самодельная печь, наполовину наполненная отходами лесопиления. Назначение указанной печи в ходе судебного заседания защитник Кулебякиной Л.А. не пояснила.

Отклонение отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в виду некомплектности с последующим возвращением ее предпринимателю не свидетельствует о надлежащем исполнении последним возложенной на него законом обязанности по предоставлению указанной отчетности и не освобождает его от ответственности.

Ссылка на отсутствие у предпринимателя Кулебякиной Л.А. информации о возвращении отклоненной Департаментом отчетности указывает на ее пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований законодательства, регламентирующего соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Предоставление суду семи паспортов на отходы I-IV классов опасности не может являться безусловным основанием для освобождения ФИО2 от административной ответственности, поскольку на момент проверки указанные документы отсутствовали. Кроме того, они не соответствуют утвержденной типовой форме и требуют переоформления.

Ссылка защитника на письмо Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.05.2016 , как на основание для не составления паспортов отходов судьей отклоняется, поскольку в данном письме Кулебякиной Л.А. разъяснялось, что с 01.01.2016 не требуется подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, что упрощало порядок составления и утверждения предпринимателем указанных паспортов, а не освобождало его от данной обязанности.

Доводы Кулебякиной Л.А. о том, что при назначении наказания подлежат применению положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, являются несостоятельными.

По смыслу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как усматривается из материалов дела, в рамках проведенной в отношении индивидуального предпринимателя проверки выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства, допущенных Кулебякиной Л.А. не в результате одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействия), образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена другими статьями главы 8 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае не имеется, административное наказание должно быть назначено по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, которой установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и, учитывая все обстоятельства дела, положения ст. 2.4 КоАП РФ, полагает необходимым назначить ей административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

признать индивидуального предпринимателя Кулебякину Любовь Александровну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за совершение которого назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей 00 копеек.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа - УФК по Вологодской области (Администрация района) код 11611690050050000140 ИНН <***> КПП 352501001 р/сч <***> в отделении Вологда г. Вологда БИК 041909001 ОКТМО лицевой счет <***>.

Административный штраф Вы обязаны заплатить в 60-дневный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу и представить квитанцию об оплате в канцелярию суда. В случае неуплаты наступает административная ответственность по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде двукратного размера ранее назначенного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо в виде административного ареста на срок до 15 суток. Назначенное по данной статье наказание не освобождает от уплаты штрафа, назначенного по данному постановлению.

Судья Н.В. Копылова