Дело № 5-114/2019 УИД 76RS0014-02-2019-000463-43 Резолютивная часть оглашена 27.08.2019 года ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Ярославль 28 августа 2019 года Судья Кировского районного суда города Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Люкс», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>, установил: Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Люкс» (далее также – ООО ПКФ «Люкс») является собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, принятого на государственную охрану постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 года №148. Актом проверки от 07.06.2019 года №25, проведенной на основания приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее – Департамент) от 18.04.2019 года №62, установлено следующее: По результатам проведенной на основании приказа Департамента от 15.05.2018 года №61 проверки в период с 31.05.2018 года по 15.06.2018 года были выявлены нарушения ООО ПКФ «Люкс» обязательных требований, предусмотренных подпунктами 1, 3, 4 пункта 1 ст.47.3, пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – федеральный закон от 25.06.2002 года №73-ФЗ), выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 15.06.2018 года №3, предусматривающее разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 01.10.2018 года. На основании изложенного Постановлением Кировского районного суда г. Ярославля ото 23.08.2018 года по делу №5-141/2018 ООО ПКФ «Люкс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Актом проверки от 11.10.2018 года №32, проведенной на основании приказа Департамента от 25.09.2018 года №177, был установлен факт невыполнения ООО ПКФ «Люкс» предписания Департамента от 15.06.2018 года №3, предусматривающего разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 01.10.2018 года. Также Департаментом ООО ПКФ «Люкс» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 11.10.2018 года №13, предусматривающее разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 28.01.2019 года. Постановлением Кировского районного суда г. Ярославля от 19.12.2018 года по делу №5-211/2018 ООО ПКФ «Люкс» было признано виновным в совершении административного правонарушение, предусмотренного частью 18 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек. Актом проверки от 15.02.2019 года №7, проведенной на основании приказа Департамента от 27.12.2018 года №240, был установлен факт невыполнения ООО ПКФ «Люкс» предписания Департамента от 11.10.2018 года №13, предусматривающего разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 28.01.2019 года Постановлением Кировского районного суда г. Ярославля от 23.04.2019 года по делу №5-46/2019 ООО «ПКФ «Люкс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 19 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. По итогам проверки, проведённой на основании приказа Департамента от 27.12.2018 года №240, ООО ПКФ «Люкс» было направлено предписание об устранение выявленных нарушений от 15.02.2019 года №5, предусматривающее разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 28.05.2019 года. Предписание от 15.02.2019 года №5 получено ООО ПКФ «Люкс» 20.02.2019 года. ООО ПКФ «Люкс» получено задание на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, от 20.08.2018 года №03-01-109/18. В ходе проведенной на основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 18.04.2019 года №62 внеплановой документарной проверки установлено, что вышеназванное предписание от 15.02.2019 года №5 ООО ПКФ «Люкс» не исполнено. Результаты проверки оформлены актом от 07.06.2019 года №25. В связи с изложенным главным специалистом отдела государственного надзора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО1 в отношении ООО ПКФ «Люкс» 15.06.2019 года составлен протокол №38 об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст.19.5 КоАП РФ. Защитники лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ООО ПКФ «Люкс» по доверенностям ФИО2, ФИО3 в судебном заседании дали пояснения согласно письменной позиции, приобщенной к материалам дела, просили производство по делу об административном правонарушении прекратить в ввиду отсутствия в действиях ООО ПКФ «Люкс» состава административного правонарушения. Дополнительно защитник ФИО3 пояснила, что было выдано три предписания №2, 3, 4. Предписание №2 касалось производство работ по консервации объекта, предписания №3 и №4 касались производства проекта и выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия. На сегодняшний день предписание №2 исполнено в полном объеме, завершены работы по консервации объекта. Предписания №3 и №4 были обжалованы, В 1998 году до принятия закона об охране объектов культурного наследия ООО ПКФ «Люкс» разработал, утвердил и согласовал проект реконструкции, реставрации, касающийся всего здания, в том числе, спорной литеры Г. Данный проект является бессрочным и применим до окончания производства работ, что подтверждается также письмами Департамента охраны и культуры туризма Ярославской области: согласованием от 16.10.1998 года и письмом о сроке действия согласования от 25.10.2011 года. Наличие данных документов никем не оспаривается. Таким образом, полагает, что у ООО ПКФ «Люкс» отсутствует обязанность разрабатывать проект. Кроме того, поскольку здание в настоящий момент не имеет одной стены и кровли, то без производства работ по реставрации и восстановлению объемно-планировочных характеристик здания, его приспособление невозможно. Реставрация в отношении данного объекта осуществлена быть не может в силу положений ч.1 п.3 ст.47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку данный объект культурного наследия до настоящего момента является выявленным, то есть он не включен в Реестр, в связи с чем не определен предмет охраны. Таким образом, неизвестно, что надо сохранять в данном объекте в первозданном виде, в связи с чем невозможно провести его реставрацию. В силу положений ст.18.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по проведению государственной историко-культурной экспертизы для определения предмета охраны и включение выявленного объекта в реестр возложено на Департамент, как контролирующий орган. Это одна из функций, обязанностей по защите, предусмотренная действующим законодательством. Собственник может выполнить данную экспертизу по своей инициативе, но не может быть к этому принужден. Арбитражным судом Ярославской области постановлено решение, которым суд признал незаконным предписание №3 в части обязания ООО ПКФ «Люкс» выполнить работы по изготовлению проекта приспособления. Допрошенный в судебном заседании арбитражного суда главный архитектор ФИО4 пояснил, что данный проект содержит в себе элементы приспособления. В настоящее время данное решение Арбитражного суда Ярославской области в части отказа в удовлетворении требования ООО ПКФ «Люкс» обжаловано. Полагает, что предписание №3 не содержит требования о разработке одного проекта, а согласовании другого. Департаментом решение Арбитражного суда Ярославской области обжаловано не было. Апелляционная инстанция будет рассматривать дело в пределах доводов апелляционной жалобы, в связи с чем решение в части признания предписания №3 по вопросу возложения обязанности по подготовке проекта недействительным, не может быть отменено. Постановлением Кировского районного суда г.Ярославля от 23.04.2019 года по делу №5-46/2019, которым ООО ПКФ «Люкс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, обжаловано с восстановлением процессуального срока. Иные участники производства по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. Выслушав защитников лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ООО ПКФ «Люкс», исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю вину ООО ПКФ «Люкс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, установленной. Вина ООО ПКФ «Люкс» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении №38 от 15.07.2019, выпиской ЕГРП о собственнике выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>; охранным обязательством; приказом Департамента от 18.04.2019 года №62; предписанием Департамента от 15.02.2019 года №5; актом проверки от 07.06.2019 года №25; приказом Департамента от 15.05.2018 года №61; актом проверки от 15.06.2018 года №7; предписанием Департамента от 15.06.2018 года №3; постановлением Кировского районного суда г. Ярославля от 23.08.2018 года по делу №5-141/2018; приказом Департамента от 25.09.2018 года №177; актом проверки от 11.10.2018 года №32; предписанием Департамента от 11.10.2018 года №13; постановлением Кировского районного суда г. Ярославля от 19.12.2018 года по делу №5-211/2018; приказом Департамента от 27.12.2018 года №240; актом проверки от 15.02.2019 года №7; заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 20.088.2018 года №03-01-109/18. Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ООО ПКФ «Люкс» в совершении указанного административного правонарушения. Частью 18 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Частью 19 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.18 данной статьи. Предписанием об устранение выявленных нарушений от 15.02.2019 года №5, предписано ОО ПКФ «Люкс» разработать проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ и представить в Департамент на согласование проектную документацию, получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 28.05.2019 года. Доказательств отмены данного предписания, признания его незаконным в судебном порядке суду не представлено. В ходе судебного заседания представлен на обозрение оригинал проекта реставрации-реконструкции памятника архитектуры ХVIII-ХIХ в.в. бывшей усадьбы С-ных в <...>. Проект разработан на основании постановления мэра г.Ярославля №798 от 01.07.1998 и архитектурно-планировочного задания №413 от 24.10.1998 года. Из представленного в дело письма от 16.10.1998 №799\01-04 Департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области следует, что проект реставрации и приспособления усадьбы С-ных, ул.Б.Октябрьская, 37 а, б, в, г, согласовывается. Письмом Департамента культуры Ярославской области от 25.10.2011 №ИХ.22-4591/11 Обществу «Люкс» сообщено, что согласно действующему законодательству проектная документация, согласованная департаментом, может использоваться без каких-либо ограничений по срокам. В связи с этим согласование проекта реставрации и приспособления усадьбы С-ных, расположенной по адресу: <...>, б, в, г, которое выдано департаментом 16.10.1998 (исх№799\01-04), в настоящее время является действующим. Согласование будет действительно до завершения работ. Учитывая вышеизложенное, факт неисполнения требования Предписания об устранение выявленных нарушений от 15.02.2019 года №5 в части предусматривающей разработку проекта приспособления для современного использования объекта культурного наследия «Усадьба Шапулиных-Сорокиных: флигель западный», первая четверть XIX в., конец XIX в., расположенного по адресу <...>, на основании задания Департамента на проведение указанных работ, своего подтверждения в представленных доказательствах не нашёл. Далее, в пункте 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 определено, что экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В силу пункта 28 этого Положения для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия два экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами. Следовательно, проведение историко-культурной экспертизы осуществляет заинтересованное лицо, к которому может относиться и ООО «ПКФ «Люкс». Кроме того следует отметить, что согласно положениям абзаца второго пункта 5 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. В соответствии с положениями статей 15 и 16 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (статья 33 указанного Закона). Таким образом, выявленный объект культурного наследия и не включенный в указанный реестр также подлежит государственной охране, в связи с этим при проведении строительных и иных работ должны соблюдаться требования к осуществлению такой деятельности, установленные Законом № 73-Ф3. В части 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Таким образом, пользователь объекта культурного наследия обязан обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны. В статье 44 Федерального закона №73-ФЗ определено, что приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. Таким образом, выполнение приспособления объекта для современного использования осуществляется на основании проекта. Учитывая вышеизложенное, обязанность ООО ПКФ «Люкс» представить в департамент на согласование проектную документацию, получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, является законным. В статье 30 Федерального закона №73-ФЗ предусмотрено, что объектом историко-культурной экспертизы является проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия. Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (пункт 2 статьи 32 Федерального закона №73-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 года №569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение), которым установлены порядок и основания для проведения историко-культурной экспертизы, а также определен перечень требуемых документов. В рассматриваемом случае с учетом даты выявленного объекта культурного наследия государственная историко-культурная экспертиза проекта реставрации-реконструкции не проводилась. Однако с учетом действующей редакции Федерального закона №73-ФЗ проведение историко-культурной экспертизы проектной документации является обязательным. Таким образом, в установленный предписанием срок до 28.05.2019 года ООО ПКФ «Люкс» не исполнены требования предписания департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 15.02.2019 года №5, предусматривающее представление в Департамент на согласование проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в срок до 01.10.2018 года. По результатам исследования доказательств прихожу к выводу о том, что у ООО ПКФ «Люкс» имелась возможность для недопущения указанного выше нарушения, однако достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства им не принято. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения, в данном случае не истек. Предусмотренные КоАП РФ основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют. Оснований для признания совершенного ООО ПКФ «Люкс» правонарушения малозначительным не усматриваю. Основания для применения положений ч.3 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствуют. Оценивая характер совершенного ООО ПКФ «Люкс» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, считаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты при назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Оснований для назначения более строгого наказания не усматриваю. Полагаю, что такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному; в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья постановил: Признать общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Люкс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. <данные изъяты> В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 ст.32.2, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Е.С.Логвинова |